Здавалка
Главная | Обратная связь

О праве на образование



Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.

О воспитании детей

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».

· Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание,усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

· Ст.21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».

· Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.

54 вопрос . Ключевым выражением в определении понятия "беженец" является фраза "вполне обоснованные опасения преследований". Именно термин "преследования" отражает сущность проблемы беженцев и является логической основой, на которой строится указанное понятие. Исследование смысла, вкладываемого в слово "преследования", является наиболее сложным элементом анализа положений о включении.

В международных договорах о беженцах отсутствует определение термина "преследования", что позволяет исследователям применять различные подходы к его толкованию. Наиболее распространенными приемами являются следующие: обращение к позициям представителей государств, отраженным в подготовительных документах (travaux preparatoires) по принятию Конвенции 1951 г.; систематический анализ положений международного права в области прав человека во взаимосвязи с понятием "преследование"; обращение к принципам и нормам публичного международного права. Представляется, что увязывание термина "преследования" с деяниями, запрещенными международным правом, в частности, с нормами в области прав человека, представляет собой наиболее последовательный, с юридической точки зрения, подход к определению сущности этого понятия. В этой связи следует отметить, что Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев в своем Руководстве по процедурам и критериям определения статуса беженца разъясняет, какие критерии используются для разграничения преследований от других видов нарушений прав человека. При этом УВКБ ООН обращает внимание на взаимосвязь между статьями 1 (определение понятия "беженец") и 33 (принцип невысылки) Конвенции 1951 г. (угроза жизни или свободе является преследованием)15, отличие преследований от дискриминации (в первом случае нарушаются неотъемлемые права человека)16, а также на решающую роль интенсивности нарушений прав дискриминируемой группы или лица17. При анализе того, при каких обстоятельствах в качестве преследования будет рассматриваться привлечение к уголовной ответственности, за основу берутся фактор соответствия уголовного кодекса международным стандартам и наличие дискриминационной практики применения уголовного преследования в целом и наказания в частности18.

Следующей составной частью анализируемого определения является понятие "вполне обоснованные опасения", объединяющее субъективный элемент — опасения — с объективным фактором их обоснованности, определяемым по не зависящим от индивида обстоятельствам. Руководство УВКБ ООН и специалисты в области права беженцев раскрывают психологическую природу опасений и их индивидуальный характер19, подчеркивая необходимость отдельного рассмотрения каждой просьбы о предоставлении международной защиты. Существенное значение имеет и такой элемент, как обоснованность субъективных опасений, подтверждением которой является тревожная обстановка с правами человека в стране происхождения, свидетельствующая об угрозе преследований. Дополнительным аргументом в пользу выделения понятия "вполне обоснованные опасения" в отдельный признак определения беженца является то обстоятельство, что именно вероятность преследований, а не пережитое нарушение прав человека позволяет отождествлять конкретный индивидуальный случай с международно-правовой категорией "беженец". Принципиальность этого отличия очевидна. Цель международно-правовой защиты — обеспечение соблюдения прав человека, а не только реакция на допущенные в конкретной ситуации нарушения. Определение понятия "беженец" направлено на защиту лица, обоснованно опасающегося преследований, а не только перенесшего такое обращение. Основной акцент делается именно на анализе перспективы индивидуальной ситуации в стране происхождения, а не на прошлом заявителя. При этом факт прежнего преследования может свидетельствовать об обоснованности опасений.

Термин "преследования" в определении понятия "беженец" связан с пятью основаниями — раса, вероисповедание, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе или политические убеждения. Один либо несколько из этих признаков должны быть причиной тех нарушений прав человека, спасаясь от которых лицо выезжает из страны и становится беженцем. Рассмотрим кратко каждое из данных оснований.

Понятие "раса" в данном контексте должно трактоваться широко и включать в себя любую этническую или языковую группу. Данный подход разделяют большинство исследователей и УВКБ ООН20. В обоснование этой позиции можно применить и систематический подход к международно-правовым документам в области прав человека, проанализировав, в частности, формулировку в статье 1 Конвенции о запрещении всех форм расовой дискриминации:

"В настоящей Конвенции выражение "расовая дискриминация" означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения..."21

Аналогичный подход применяется и к понятию "гражданство". Следует отметить, что примененное в английском тексте Конвенции 1951 г. слово "nationality" обозначает более широкое понятие, включающее и гражданскую, и национальную принадлежность. Характерно, что не было употреблено слово "citizenship", переводимое как "гражданство". УВКБ ООН рекомендует широко толковать данное основание преследований, понимая под ним и гражданство, и национальность (этническую принадлежность)22.

При анализе содержания термина "вероисповедание" исследователи также исходят из систематического толкования международно-правовых документов, включая в это понятие свободу мысли, свободу совести и право на отправление религиозных обрядов23. Исходя из смысла статьи 18 Пакта о гражданских и политических правах, в понятие "вероисповедание" в контексте права беженцев следует включать также и воззрения лица, не придерживающегося какой-либо религии.

Одним из наиболее спорных оснований в определении является такой элемент, как принадлежность к определенной социальной группе. Позиции УВКБ ООН и большинства исследователей позволяют определить основные характеристики социальной группы по смыслу Конвенции 1951 г., а именно наличие объединяющего неизменяемого признака (признаков), необходимого для самоидентификации членов группы, а также идентификация социальной группы лицом, осуществляющим преследования26. При этом эксперты отмечают, что этим объединяющим признаком не может быть само преследование членов группы27. Данная позиция нашла отражение в судебной практике стран общего права и введена в США в качестве Руководства сотрудникам Службы иммиграции и натурализации при определении преследования по причине принадлежности к определенной социальной группе. Данный документ содержит следующую цитату из решения Комиссии по иммиграционным апелляциям: "Преследование по причине принадлежности к определенной социальной группе охватывает преследование, которое направлено по отношению к индивиду, являющемуся членом группы, все лица в которой имеют общий, неизменяемый признак. … Независимо от того, каков именно этот определяющий группу общий признак, он должен быть признаком, который члены группы либо не могут изменить, либо не должны изменять вследствие его фундаментального значения для их личностных характеристик или совести"28. Значение данного документа состоит также в том, что он является одним из первых руководств по определению обстоятельств, позволяющих определять жертв преследований, связанных с гендерным фактором, в качестве лиц, относящихся к определенной социальной группе в определении понятия "беженец". Такой подход в настоящее время получил поддержку со стороны УВКБ ООН и экспертов по праву беженцев29 и является довольно распространенным в практике определения статуса беженца в развитых странах.

55 вопрос. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Очевидно, что в мире, вступившем в XXI век, наблюдается серьезная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведет к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства — долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полную унификацию национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права. Наиболее успешно такое пространство создается в рамках ряда европейских региональных организаций.

В последние десятилетия многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам человека, были конкретизированы в рамках региональных организаций. К ним относятся, например, нормы, касающиеся проведения выборов, создания многопартийных систем, при знания различных форм собственности, права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно. Особенно важно признание всеми государствами приоритета международного права над внутригосударственным. Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств.

Успешность создания глобального правового пространства зависит и от оптимизации деятельности международных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого государствам придется отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.

56 вопрос. Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ международные нормы права являются составной частью правовой системы РФ, и указывают на возмещение морального вреда при ограничении законодательно зафиксированного права человека. В частности из части 3 ст.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 54-ФЗ от 30.03.98 "О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД И ПРОТОКОЛОВ К НЕЙ" –следует, что в результате присоединения к юрисдикции Европейского Суда российские механизмы судебного контроля за соблюдением прав участников правового оборота в РФ получили поддержку в виде международного судебного контроля. Это означает, что компетенция судов по рассмотрению споров и компетенция Европейского суда по рассмотрению жалоб на нарушение прав взаимосвязаны.

К защищаемым Конвенцией правам и свободам относятся:

Нормы, направленные на охрану достоинства, независимости и равноправия людей в частности ст.14 Конвенции (запрещение дискриминации). Нормы, направленные на охрану личной свободы и обеспечение судебной защиты прав и свобод: ст.6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство); ст.13 Конвенции (право на эффективные средства правовой защиты) и др.

Таким образом, Суд устанавливает, что заявители являются "жертвами" нарушения положений Конвенции, гарантирующей их права в конкретных обстоятельствах, в которых они оказались, если доказано, что одно из благ и прав которые защищает Конвенция, были нарушены вполне конкретно в результате какого-либо решения, действия или меры. А так жеустанавливает справедливую компенсацию (в том числе за страдания) гарантирующую защиту права и достоинства, как обязательную и неотъемлемую часть для снятия с заявителя статуса "жертвы". При этом нет необходимости доказывать вину, достаточно показать, что имело место нарушение Конвенции в результате действия являющегося предметом жалобы.

Российские суды при определении размера компенсации морального вреда должны в силу ч.3 ст.1 Закона N 54-ФЗ от 30.03.98 г. руководствоваться размерами присуждаемой Европейским Судом справедливой компенсации за страдания, предусматривающим, принцип равенства прав граждан, заключающийся в применение равного масштаба компенсации, к разным людям.

Подход Европейского Суда к определению справедливой компенсации за страдания, не делает в решениях каких-либо пояснений в отношении расчета размера компенсации за страдания. В тоже время производит указания на виды страданий (беспокойство, переживания в связи с несправедливостью) и ссылки на размер компенсации, присужденный в ранее рассмотренных делах.

Как показывает анализ решений Суда, обычай придерживаться размеров, присужденных по рассмотренным делам, позволяет избежать чрезмерно сильного разброса сумм компенсации, который колеблется в пределах 2,5 – 3,5 тысяч евро. Исходя из пределов установленных Европейским Судом, требование разумности и справедливости, предъявляемое к определению размера компенсации легко выполнимо. В отношении размера компенсации за страдания российское законодательство (п.2 ст.1101 ГК) содержит такой же критерий, какой установлен в ст.41 Конвенции, - принцип справедливости.

Со всей очевидностью, Европейский Суд обеспечил достаточную юридическую определенность статуса "жертвы" для снятия, которого одной из составляющих частей является компенсация "морального ущерба", чтобы квалифицировать отказ судебных органов РФ в удовлетворении исков по возмещению морального вреда при ограничении установленного законом в том числе и имущественного права, как не соответствующую Конвенции и российскому законодательству. Что находит свое подтверждение в Постановлениях Конституционного Суда РФ: № 10-П от 3 июля 2001 г.; № 13-П от 30 июля 2001 г.; № 1-П от 15 января 2002 г., и Постановлении № 7-П от 27 апреля 2001 г., где КС указывает -

1.1. … В частности, как следует из статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями. Наличие состава правонарушения является, таким образом, необходимым основанием для всех видов юридической ответственности, … .

Так же в этом Постановлении указывается, что, во всяком случае, негативные последствия незаконных действий (или бездействия) исполнительных органов власти, которые обладают, по сути, публично-властными функциями, должны быть компенсированы, на основе вытекающего из статьи 53 Конституции РФ признания и возмещения государством причиненного вреда, что как универсальный способ защиты нарушенных прав предполагает государственные гарантии от любого претерпевания, причиненного лицу публичной властью.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.