Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах одобрен Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г.



Статья 6

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.

2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами в целях полного осуществления этого права, включают программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах

Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

Статья 7

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающему его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.

Статья 8

1. Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

2. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии.

3.

a) Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду;

b) в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, пункт 3 а не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание;

c) термином «принудительный или обязательный труд» в настоящем пункте не охватываются:

i) какая бы то ни была не упоминаемая в подпункте b работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения;

ii) какая бы то ни была служба военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этническим мотивам, какая бы то ни была служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по таким мотивам;

iii) какая бы то ни была служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;

iv) какая бы то ни была работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.

Дискриминация в области труда и занятий означает иное и менее благоприятное обращение с людьми из-за присущих им характеристик, не имеющих отношение к их заслугам или требованиям к данной работе (раса, цвет кожи, религия, пол и прочие).

Не может считаться дискриминацией различия в обращении и вознаграждении, если они основаны на различии в производительности труда. Некоторые работники и определенные виды занятий отличаются большей, по сравнению с остальными, производительностью. Это объясняется уровнем умений, квалификацией и способностями: чем он выше, тем выше трудовая отдача и трудовые достижения работников. Различное отношение, основанное на степени личных заслуг того или иного человека и достижений, таких как талант, знания, умения, не являются дискриминацией. Различные обращения, направленные на удовлетворение особых потребностей отдельных лиц, при условии, что им обеспечиваются равные возможности, не является дискриминационным. Например, не может считаться дискриминацией обеспечение работника с ограниченной трудоспособностью соответствующими возможностями для трудовой деятельности или запрещение использовать труд беременных женщин на производстве с вредными условиями.

Современная экономика труда выделяла следующие виды трудовой дискриминации:

1. Дискриминация в заработной плате одних работников или групп работников по сравнению с другими. В экономике любой страны сотрудники, обладающие равной квалификацией и стажем, нередко получают разную зарплату за выполнение одной и той же работы в одной и той же отрасли или даже организации. Существует традиционные, то есть во многих странах наиболее дискриминируемые по уровню зарплаты группы работников: женщины по сравнению с мужчинами, негры по сравнению с белыми и местные жители по сравнению с приезжими.

2. Дискриминация при найме на работу, увольнении с работы. Подобной дискриминации, помимо вышеназванных групп, обычно подвержены люди, освобожденные из мест лишения свободы заключенные, инвалиды, неквалифицированная молодежь. Их последними принимают на работу и первыми увольняют. Неравные возможности при трудоустройстве могут возникнуть в связи с возрастом работника, расовой и этнической принадлежности.

3. Дискриминация при продвижении по службе тех, кто уже работает в организации. Таким сложнее сделать карьеру, их неохотно продвигают по служебной лестнице, назначают на ответственные должности. Подобной дискриминации чаще подвергаются женщины, иммигранты, национальные меньшинства.

4. Профессиональная сегрегация, проявляется в устойчивом разделении профессий и должностей между разными группами работников. Так, существуют традиционные мужские и женские профессии. Профессиональная сегрегация наблюдается при разделении профессий между местными и приезжими работниками.

5. Дискриминация в образовании и профессиональной подготовке. В современном мире не часто встречается формальное ограничение доступа человека к образованию по причине иностранного гражданства, незнания государственного языка и прочее. Однако человеку, родившемуся в бедной семье, может просто не хватить денег для продолжения обучения. Иммигрантам вообще приходится нелегко: и заработки у них ниже, и инвестировать в образование им сложнее. Статистические данные показывают, что во многих странах уровень образования у женщин ниже, чем у мужчин.

Перечисленные виды трудовой дискриминации тесно связаны между собой, усиливая друг друга, к примеру, дискриминация в образовании способствует профессиональной сегрегации, которая в свою очередь, закрепляет и углубляет неравный доступ к образованию[10]. Дискриминация определенной группы людей снижает уровень ее доходов и возможности инвестиций в человеческий капитал, что затрудняет доступ представителей этой группы к высокооплачиваемым профессиям и укрепляет профессиональную сегрегацию.

К числу других форм дискриминации, вызывающих озабоченность МОТ, относится возраст, ограниченная трудоспособность (инвалидность), заболевание ВИЧ/ СПИДом и сексуальная ориентация[11]. Широкое распространение и устойчивый характер носит дискриминация по признаку членства в профсоюзе. Искоренение дискриминации – это ключевая задача, сформулированная в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.

За рубежом учеными создано немало теорий, объясняющих, почему дискриминация на рынке труда существует и носит столь массовый и устойчивый характер.

Многие теории трудовой дискриминации видят в качестве ее основного источника предубеждение со стороны нанимателей, собственно работников, а также потребителей (клиентов). Причины у подобных предубеждений могут быть самой разной направленности, неприязнь к представителям определенной расы, национальности и так далее. Так, предубеждения нанимателя могут распространяться на женщин (или мужчин), иммигрантов, пожилых (слишком молодых) работников, недостаточно или излишне образованных людей.

52 вопрос. Реабилитация включает возмещение имущественного вреда, возмещение морального вреда, восстановление иных прав реабилитируемого.

Под имущественном вредом (тождественное понятие — убытки) понимается разность между материальным положением лица до и после правонарушения, а также неполученные доходы, которые лицо получило бы, не будь этого правонарушения (в нашем случае — не будь незаконных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в отношении гражданина).

Исходя из буквального смысла общих оснований возмещения ущерба реабилитированному, в качестве наиболее типичных можно выделить следующие разновидности убытков, подлежащих возмещению в случае реабилитации невиновного:

а) утраченный заработок (в том числе надбавки к зарплате, назначение, выплата и размер которых зависит от непрерывного трудового стажа);

б) умаление наличного имущества осужденного гражданина (прямой ущерб), которое образуется в результате применения судом имущественных видов уголовного наказания, а именно: штрафа (ст. 46 УК) и конфискации имущества (ст. 52 УК), а также в результате применения так называемой специальной конфискации, под которой понимается обращение в собственность государства на основании уголовно-процессуального законодательства ценных орудий преступления (например, автомашины), а также денег и ценностей, нажитых преступным путем и служивших вещественными доказательствами по уголовному делу, и взыскания с осужденного судебных издержек и средств, затраченных на оплату труда адвоката;

в) упущенная выгода.

В свою очередь возмещение имущественного вреда состоит из возмещения заработной платы, пособий, других средств которых он лишился в результате уголовного преследования, возврата конфискованного или обращенного в доход государства, на основании приговора или решения суда его имущества (либо соответствующей денежной суммы), выплат штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнения приговора суда; возврата сумм выплаченных им за оказание юридической помощи, возмещения иных расходов.

Возвращение имущества

Возмещение денежных сумм, взысканных по исполнении приговора суда в качестве процессуальных издержек (ст.131 УПК), включает:

1. из сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым;

2. из сумм, израсходованных на хранение, пересылку, исследование вещественных доказательств;

3. из сумм, выплачиваемых за оказание защитником юридической помощи, в случае освобождения подозреваемого, обвиняемого или подсудимого от ее оплаты либо участия адвоката в производстве дознания, предварительного следствия или в суде по назначению, без заключения с клиентом соглашения;

Восстановление в трудовых правах

Восстановление в пенсионных правах.

Восстановление в звании и чине Реабилитированным возвращаются государственные награды, восстанавливаются соответствующие специальные, воинские и почетные звания, классные чины.

58 вопрос . Труд женщин

Международные стандарты труда — нормативная субстанция международного трудового права — одно из достижений современной цивилизации, отразившее результаты согласованной деятельности государств по внесению в рыночную экономику социальных ценностей, разработки усилиями мирового сообщества инструментов социальной политики, приемлемой для составляющих его государств. Содержание этих стандартов представляет собой концентрированное выражение опыта многих стран, плод тщательного отбора наиболее ценных и универсально значимых норм и положений национальных систем трудового права, создания оригинальных синтетических правил с участием юристов, представляющих существующие системы правового регулирования труда, итог столкновения мнений и подходов, разнородных политических сил и интересов, идеологических концепций, нахождения компромиссных юридических формул, трансформируемых в международные нормы.

По сути дела, международными усилиями создан свод модельных актов по труду, творческое освоение которого является необходимым условием разработки и совершенствования любой национальной системы трудового права, стремящейся отвечать общецивилизационным требованиям. Эти акты — объект внимательного изучения, заимствования, практического использования в качестве признанного в цивилизованном мире эталона, своего рода международного кодекса труда.

В Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах указано на необходимость особой заботы о женщинах-матерях в течение разумного периода до и после родов. В течение этого времени работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.

В Европейской социальной хартии ст. 8 посвящена праву работающих женщин на охрану материнства, которая обязывает государства предоставлять дои послеродовой отпуск общей продолжительностью не менее 14 недель с оплатой за счет средств социального обеспечения или из общественных фондов; запрещать увольнение женщин в период отпуска по беременности и родам; предоставлять женщинам-матерям перерывы в работе для ухода за грудными детьми; регулировать работу в ночное время беременных женщин и женщин-матерей; запретить использование труда беременных женщин, женщин, недавно перенесших роды, и женщин, ухаживающих за своими грудными детьми, на тяжелых и вредных для здоровья работах, в том числе на подземных работах. Государства должны принять должные меры по защите прав беременных женщин и женщин-матерей в отношении занятости.

Более конкретные и детальные нормы об охране труда женщин и женщин-матерей имеются в актах МОТ.

Ограничение труда женщин в ночное время и на подземных работах

Ограничению труда женщин в ночное время в промышленности посвящена Конвенция № 89 и дополняющий ее Протокол 1990 г.

Согласно указанным актам женщины, независимо от возраста, не используются на работах в ночное время, за исключением семейных предприятий и случаев «форс-мажора» («непреодолимой силы») или угрозы потери находящихся в процессе обработки скоропортящихся материалов.

Термин «ночь» означает период, продолжительностью, по крайней мере, в 11 последовательных часов, охватывающий промежуток времени продолжительностью, по крайней мере, в 7 последовательных часов между 22 часами вечера и 7 часами утра. Компетентный орган власти может устанавливать различные промежутки времени для различных районов, отраслей промышленности, предприятий.

Указанная Конвенция не распространяется на женщин, занимающих ответственные посты административного характера, а также работающих в системе здравоохранения и обеспечения, которые обычно не занимаются физическим трудом. Запрещение ночного труда для женщин может быть временно отменено правительством, если в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств этого требуют национальные интересы.

Следует заметить, что многие развитые страны, особенно члены ЕС, в последние годы денонсировали Конвенцию № 89, считая, что она устарела и противоречит принципу равенства мужчин и женщин, в частности толкованию этого принципа Директивой ЕС от 09.02.76 № 76/207. Эти страны выразили намерение ратифицировать в будущем Конвенцию №171 о ночном труде, считая ее более гибкой и более соответствующей современным условиям.

Ряд других стран сочли достаточным присоединиться к Протоколу 1990 г., дополняющему Конвенцию № 89, который упрощает принятие исключений из Конвенции № 89.

Протокол 1990 г. допускает в определенных случаях и с определенными ограничениями изменение установленной в Конвенции продолжительности ночного времени и изъятия из запрета на работу в ночное время. Указанные изменения и изъятия не разрешаются в отношении беременных женщин и в течение установленного времени после рождения ребенка.

Рекомендация № 13 предлагает государствам принять меры регламентации ночного труда женщин, работающих по найму в сельском хозяйстве, с тем чтобы обеспечить предоставление им периода отдыха, соответствующего физическим потребностям и составляющего не менее 9 часов, причем этот период должен по мере возможности быть непрерывным.

Конвенция № 45 запрещает применение труда женщин любого возраста на подземных работах в шахтах, но допускает путем издания акта национального законодательства исключение из этого запрета женщин, занимающих руководящие посты и не выполняющих физической работы; женщин, занятых санитарным и социальным обслуживанием; женщин, проходящих курс обучения и допущенных к стажировке в подземных частях шахты в целях профессиональной подготовки; других женщин, которые должны спускаться время от времени в подземные части шахты для выполнения работы нефизического характера.

Охрана труда женщин-матерей

По вопросам охраны материнства действует всеобъемлющая Конвенция № 103, охватывающая все сферы занятости: промышленные предприятия, непромышленные работы, сельское хозяйство, надомный труд.

Согласно указанной Конвенции по предоставлению медицинского свидетельства, удостоверяющего предполагаемый срок родов, женщина имеет право на отпуск по материнству, продолжительность которого должна составлять, по меньшей мере, 12 недель и включать период обязательного послеродового отпуска. Его продолжительность устанавливается национальным законодательством, но не может быть менее 6 недель. Если роды происходят после предполагаемой даты, отпуск, взятый до этой даты, продлевается во всяком случае до фактической даты родов, причем продолжительность обязательного послеродового отпуска вследствие этого не сокращается. В случае болезни в связи с родами женщина имеет право на продление ее послеродового отпуска, максимальная продолжительность которого может определяться компетентным органом власти. В период отпуска по беременности и родам женщина имеет право на получение денежного пособия и медицинской помощи. Если женщина кормит своего ребенка грудью, она имеет право на перерывы, продолжительность которых устанавливается национальным законодательством. Перерывы в работе для кормления ребенка считаются рабочими часами и оплачиваются. Увольнение женщины в период отпуска по беременности и родам не допускается.

Государства, ратифицировавшие указанную Конвенцию, могут изъять установленные в ней запретительные и ограничительные нормы в отношении некоторых категорий непромышленных, сельскохозяйственных работ, надомного труда, транспортных учреждений.

В 2000 г. МОТ приняла Конвенцию №183 «О защите материнства», пересмотревшую ряд положений Конвенции № 103. Новая Конвенция увеличила продолжительность отпуска по беременности и родам до 14 недель и внесла изменение в формулировку запрещения увольнения женщины в период отпуска по беременности и родам. Такое увольнение не допускается, за исключением случаев, когда оно вызвано другими основаниями, нежели беременность, роды, кормление ребенка. Бремя доказывания справедливости увольнения возложено на работодателя. Конвенция обязывает государства принять меры к тому, чтобы беременность и роды не вели к дискриминации женщин в сфере занятости. Это включает запрет на проведение теста на наличие беременности или требование предоставления справки об отсутствии беременности, если только национальное законодательство не запрещает прием на данную работу беременной женщины или кормящей матери или если данная работа создает опасность для женщины или ребенка.

Конвенция № 171 запрещает ночной труд беременных женщин и женщин-матерей в течение периода продолжительностью, по крайней мере, 16 недель, из которых не менее 8 недель должны предшествовать предполагаемой дате рождения ребенка. В ряде случаев этот период может увеличиваться, например в связи с плохим состоянием здоровья женщины или ее ребенка.

59 вопрос. Роль Международной организации труда в развитии современного трудового права
Международная организация труда (МОТ) была создана почти 90 лет назад и с тех пор пользуется колоссальным авторитетом в мире трудового права. В 1969 г. МОТ была присуждена Нобелевская премия мира за содействие улучшению условий жизни трудящихся. Как было указано в речи Председателя Нобелевского комитета при награждении, МОТ - это "...одно из редких институциональных образований, созданием которых может гордиться человечество". По состоянию на 2008 г. МОТ приняла 188 международных конвенций и 199 рекомендаций. В МОТ состоят почти все государства мира. Тем не менее, очевидно, что без постоянного анализа эффективности работы МОТ она, так же как и любая другая организация, достаточно быстро превратится в бюрократическую машину, обслуживающую исключительно свои собственные нужды. В настоящее время любое государство прочно "связано" нормами международного права. Но они не всегда легко входят в российский правовой массив. Несмотря на кажущуюся однозначность принципа соотношения международных договоров РФ и трудового законодательства сохраняется дифференцированный подход к решению этого вопроса. Такой вывод вытекает из содержания многих Конвенций МОТ. Так при их внимательном прочтении мы зачастую будем сталкиваться с юридическими оборотами: «каждая страна определяет характер и форму процедур…», «заявление имеет силу если оно оправдано уровнем развития страны» и т.п.
В настоящее время в России действует 58 конвенций МОТ. Среди основных можно назвать Конвенцию "О дискриминации в области труда и занятий", "Об упразднении принудительного труда", "Об охране заработной платы" и др. Конвенция МОТ, являясь международным договором, вступает в силу после ее ратификации не менее чем двумя государствами - членами МОТ. Но для конкретного государства вступает в силу после ее ратификации высшим органом государственной власти. В этом случае государство принимает на себя обязательства по приведению своих законодательных и иных актов в соответствие с Конвенцией, а затем должно регулярно представлять в МОТ доклады относительно принятых мер. Если конвенция не ратифицирована, то это не значит, что государство не несет каких-либо обязательств по реализации ее положений. В силу факта членства государство должно информировать МОТ по ее запросам о состоянии национального законодательства в отношении не ратифицированной конвенции, сообщать, какие предполагается принять меры для придания конвенции силы.
Рекомендации МОТ не требуют ратификации, они детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положения конвенции. В то же время государства должны в дальнейшем представлять в МОТ относительно реализации рекомендаций такую же информацию, что и относительно тех конвенций, которые не были ратифицированы. Деятельность контрольных органов МОТ чаще всего становится объектом критики за то, что их эффективность зависит от доброй воли государства-члена, которая у самых злостных нарушителей отсутствует. Очевидно, что в современных политических условиях МОТ не может силой принуждения заставить суверенное государство вести ту или иную социальную политику. Тем не менее, терпеливая и настойчивая дипломатическая работа в отношении даже самых тяжелых и длительных случаев нарушений международных трудовых стандартов приносит свои плоды.
Наиболее яркой иллюстрацией этого признается случай Мьянмы. В течение долгих лет в этой стране, особенно в сельской местности, в широких масштабах использовался принудительный труд. После захвата в 1988 г. власти военной хунтой ситуация с принудительным трудом значительно ухудшилась. Комитет экспертов безрезультатно подвергал критике Мьянму за нарушение Конвенции N 29 в течение многих лет. На Конференции в 2000 г. была принята резолюция, призывающая государства - члены МОТ пересмотреть свои отношения с Мьянмой для того, чтобы та прекратила нарушения в области принудительного труда и выполнила рекомендации МОТ. Правительство Мьянмы отреагировало принятием двух постановлений, признающих принудительный труд незаконным и устанавливающих за него уголовную ответственность. В 2003 г. было достигнуто соглашение о Совместном плане по искоренению принудительного труда, предусматривающее деятельность специального посредника - гражданина Швейцарии - уполномоченного по рассмотрению соответствующих жалоб в отношении Мьянмы. В целом ситуация после долгих усилий со стороны международного сообщества улучшилась. Прогресс в данном случае был достигнут не непосредственно действиями МОТ, а теми экономическими санкциями, которые стали накладывать члены МОТ на Мьянму после привлечения международного внимания к этому вопросу. Так, например, Европейский союз временно приостановил тарифные преференции в отношении Мьянмы.
Для повышения эффективности механизмов контроля за исполнением международных трудовых стандартов еще в 1994 г. специалисты предлагали установить специальную процедуру добровольного посредничества и арбитраж, но до сегодняшнего момента ничего подобного не произошло.
Помимо этого целесообразно создать специальный международный трибунал, который имел бы компетенцию в толковании международных трудовых норм. В заключении хотелось бы отметить особую значимость деятельности МОТ, которой свойственна определённая линия поведения направленная на совершенствование национального законодательства и как следствие защиту трудовых прав и свобод граждан. Также это способствует повышению уровня правосознания и уменьшению судебных разбирательств по вопросам социально-трудовых отношений. В заключении хотелось бы отметить особую значимость деятельности МОТ, которой свойственна определённая линия поведения направленная на совершенствование национального законодательства и как следствие защиту трудовых прав и свобод граждан.

 

60. Международные организации защиты прав ребенка

Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых - это Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка.

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Большая часть международных контрольных органов и процедур по правам человека действует в рамках ООН и ее специализированных учреждений (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО). В зависимости от их юридической природы они подразделяются на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН, и конвенционные контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека.

Из внедоговорных органов ООН прямое отношение к вопросу о контроле за соблюдением прав ребенка имеют Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН и Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС).

Генеральная Ассамблея ООН организует исследования, дает рекомендации в целях содействия осуществлению прав человека, принимает по вопросам прав человека резолюции (декларации) и утверждает договоры. Так, в отношении прав ребенка она приняла Декларацию прав ребенка и Конвенцию о правах ребенка. Кроме того, Генеральная Ассамблея создает различные вспомогательные органы (например, ЮНИСЕФ), назначает специальных докладчиков в сфере защиты прав ребенка (в частности, Специального докладчика по изучению прав ребенка в период вооруженных конфликтов).

Деятельность Совета Безопасности имеет большое значение для защиты детей в период вооруженных конфликтов, так как он уполномочен предпринимать действия по поддержанию международного мира и безопасности.

ЭКОСОС по вопросам, входящим в его компетенцию, может подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты резолюций и конвенций, созывать международные конференции по правам человека.

 

61. «Дорожные карты» 2005 г. как источник международной защиты прав человека

 

На встрече в верхах "Россия - Европейский Союз", проходившей 10 мая 2005 г. в Москве, были подписаны программные документы о постепенном формировании между нашей страной и Союзом "общих пространств" в четырех важнейших сферах сотрудничества и взаимной интеграции. Документы получили название "Дорожные карты".

"Дорожная карта" по общему экономическому пространству ставит целью создание открытого и интегрированного рынка между Россией и Европейским Союзом. Задачей общего экономического пространства является создание таких условий, которые будут способствовать расширению возможностей хозяйствующих субъектов, содействовать развитию торговли и инвестиций, облегчать создание и работу компаний на основе взаимности, укреплять сотрудничество в сфере энергетики, транспорта, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, укреплять экономическое сотрудничество, усиливать конкурентоспособность экономик России и Союза на основе принципов взаимности, прозрачности (транспарентности), эффективного управления с учетом диалога деловых кругов.

"Дорожная карта" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия призвана обеспечить "строительство новой Европы без разделительных линий и тем самым способствовать поездкам между всеми европейцами". С этой целью предусмотрен переход к режиму безвизовых поездок между Россией и Союзом, но в долгосрочной перспективе.

Неотъемлемыми элементами общего пространства свободы, безопасности и правосудия также признаны расширение сотрудничества в области борьбы с преступностью, гражданского судопроизводства, противодействия нелегальной иммиграции.

"Дорожная карта" по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, ставит целью "использовать богатое интеллектуальное наследство и накопленные знания России и ЕС" применительно к таким областям, как исследования, наука и технологии, образование, культура.

Положения "Дорожных карт" 2005 г. в дальнейшем должны получить юридическое закрепление в новом базовом соглашении "О стратегическом партнерстве", а также в новых соглашениях между Россией и Союзом по специальным вопросам.

 

62. Консолидация и унификация прав человека как направление их международной защиты

Консолида́ция— вид систематизации нормативных правовых актов, который заключается в устранении их множественности путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства. Консолидация — это своеобразный вид правообразования, особенность которого заключается в том, что новый укрупнённый акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.

Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу.

Унификация — деятельность частных организаций, а также компетентных органов государства или нескольких государств, направленная на выработку правовых норм, единообразно регулирующих определённые виды общественных отношений

Отсюда, унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной особенностью этого правотворческого процесса является то, что он происходит в двух правовых системах - в международном праве и во внутреннем праве государства, с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

 

62. Глобализация прав человека в контексте международной защиты

 

Глобализация обозначает широкую совокупность общественных процессов, развивающихся в сторону взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности самых различных компонентов мирового сообщества, результатом чего становится целостность бытия человечества, или бытия, человечества как целого.

Международное сообщество, приняв Всеобщую декларацию прав человека, согласилось с тем, что «каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены». Согласно нормам и стандартам международного права в области прав человека, такой международный и социальный порядок должен строиться на поощрении неотъемлемого достоинства человека, уважении права людей на самоопределение и обеспечении социального прогресса на основе опирающегося на участие развития и поощрения равенства и недискриминации в мирном, взаимозависимом и подотчетном мире.

Другая сторона характеристики глобализации заключается в том, что эти проблемы могут решаться только сообща. Никакое отдельно взятое государство не обязано это делать менее других. Но самое главное, никакое отдельное государство не способно решать такие задачи самостоятельно из-за их сложности и дороговизны. Таким образом, глобальные задачи человечество способно решать только совместными усилиями.

Зачатки глобализации мы можем видеть в создании Европейского Союза (ЕС), НАТО, Совета Европы и множестве других объединительных тенденциях, направленных на выполнение общих задач некоего сообщества народов и государств.

 

63. Международная защита и реабилитация инвалидов в социально-трудовых отношениях

Международные документы о правах инвалидов ООН: Декларация о правах умственно отсталых лиц, 1971., Декларация о правах инвалидов, 1975., Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, 1993., Конвенция о правах инвалидов, 2006., ВОЗ: Всемирный доклад об инвалидности, 2011., МОТ: Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, Совет Европы: Рекомендация по правовой защите недобровольно госпитализированных лиц с психическими расстройствами, 1983.,другие рекомендации и резолюции СЕ.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных мер, направленных на создание условий, обеспечивающих им равные с другими гражданами возможности участия в общественной жизни и развитии общества.

Меры социальной защиты инвалидов включают медико-социальную экспертизу, реабилитацию, организацию обеспечения их жизнедеятельности и осуществляются в зависимости от характера и степени нуждаемости инвалидов в тех или иных видах социальной защиты

Комитет ВОЗ (1980 г.) дал определение медицинской реабилитации: реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально — оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе.

Вместе с тем особое место должна занимать профессиональная реабилитация инвалидов. Одно из главных условий - обеспечение права человека на труд. Инвалид обладает в сравнении со здоровым человеком ограниченной возможностью трудиться. При этом в условиях рыночной экономики он должен быть конкурентоспособным по сравнению с другими членами общества и на равных началах выступать на рынке труда. Очевидно, что проблема профессиональной реабилитации (и как ее итог - трудовое устройство инвалидов в новых для нашей страны условиях рыночных отношений) становится весьма актуальной. Сложившаяся система помощи инвалидам в стране никогда не была ориентирована на их интеграцию в общество. Многие годы основными принципами государственной политики в отношении инвалидов были компенсация и изоляция.

Наиболее распространенным средством предоставления рабочих мест тем из инвалидов, кто не способен участвовать в основном процессе занятости, являются специализированные предприятия. В России в настоящее время существует около 1,5 тысяч таких предприятий (цехов, участков) на 240 тысяч рабочих мест. Однако в среднем только треть рабочих мест на них занято инвалидами, что обеспечивает занятость всего лишь 12% общей численности работающих инвалидов.

 

64. Правосубъектность международных организаций, обеспечивающих защиту прав человека

 

Международные организации наделяются договорной правоспособностью, то есть вправе заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. Согласно ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, правоспособность международных организаций заключать договоры регулируется правилами этой организации. Пункт 1 ст. 2 указанной Конвенции разъясняет, что правила организации означают, в частности, учредительные акты, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику организации.

Чтобы выполнять свои функции, международные организации должны обладать необходимыми юридическими средствами. В ст. 104 Устава ООН предусмотрено в этих целях, что Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих Членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей. Аналогичные положения содержатся в большинстве учредительных актов.

Анализ учредительных актов международных организаций, отмечается в науке международного публичного права, свидетельствует, что договорная правоспособность закрепляется в них, как правило, двумя способами: либо в общем положении, предусматривающем право заключать любые договоры, способствующие выполнению задач организации (например, ст. 65 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.); либо в специальном положении или положениях, определяющих возможность заключения организацией определенных категорий соглашений (например, ст. 43 и 63 Устава ООН) и с определенными сторонами (с любыми государствами или только с государствами-членами, с любыми международными организациями или только с некоторыми из них).

Международные организации обладают способностью участвовать в дипломатических сношениях. При них аккредитуются представительства государств, они сами имеют представительства в государствах (например, информационные центры ООН) и обмениваются представителями между собой.

Каждая международная организация располагает финансовыми средствами, которые хотя и складываются в большей части из взносов государств-членов, но расходуются исключительно в общих интересах организации.

 

66. Правомерность вмешательства в геном человека: международная защита и национальное законодательство

 

Геном человека — совокупность наследственного материала, заключенного в клетке человека. Человеческий геном состоит из 23 пар хромосом, находящихся в ядре, а также митохондриальной ДНК.

Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека ЮНЕСКО, 1997

Статья 5

a) Исследования, лечение или диагностика, связанные с геномом какого-либо человека, могут проводиться лишь после тщательной предварительной оценки связанных с ними потенциальных опасностей и преимуществ и с учетом всех других предписаний, установленных национальным законодательством.

b) Во всех случаях следует заручаться предварительным, свободным и ясно выраженным согласием заинтересованного лица. Если оно не в состоянии его выразить, то согласие или разрешение должны быть получены в соответствии с законом, исходя из высших интересов этого лица.

e) Если какое-либо лицо не в состоянии выразить в соответствии с законом своего согласия, исследования, касающиеся его генома, могут быть проведены лишь при условии, что они непосредственным образом скажутся на улучшении его здоровья и что будут получены разрешения и соблюдены меры защиты, предусматриваемые законом. Исследования, не позволяющие ожидать какого-либо непосредственного улучшения здоровья, могут проводиться лишь в порядке исключения, с максимальной осторожностью.

Государствам следует принимать соответствующие меры, обеспечивающие рамки для беспрепятственного осуществления научных исследований, касающихся генома человека, чтобы гарантировать соблюдение прав человека и основных свобод и уважение человеческого достоинства, а также охрану здоровья людей. Такие меры должны быть направлены на то, чтобы результаты этих исследований использовались только в мирных целях.

 

67. Принцип наднациональности прав человек

 

Принцип политической организации, на основе которого признается высший авторитет некой целостности, объединения, обеспечиваемый совокупностью юридических и институциональных прерогатив, по отношению к другим политическим единицам. Существуют различные группы исследователей, обосновывающих ту или иную концепцию о данном принципе, однако общепринятой теории наднациональности не существует.

Термин "наднациональность" появился как концентрированное выражение федералистских устремлений "отцов" западноевропейской интеграции Ж. Моне и Р. Шумана.

Наднациональность предполагает передачу государствами-членами части своих суверенных полномочий международной организации и наделение ее соответствующей компетенцией по их реализации. Суть наднациональности как юридического феномена заключается в том, что международные организации способны создавать нормы права прямого действия не только для своих государств-членов, институтов или органов, но также для юридических и физических лиц государств-членов.

 

68. Принцип справедливости и защита прав человека

 

Согласно ст. 1 Устава ООН это принцип, лежащий в основе мирного урегулирования международных споров, который должен использоваться вместе с принципами международного права. Таким образом. Устав ООН рассматривает П. с. не как относящийся к принципам международного права, а как философскую категорию морально-правового и социально-политического сознания, оценивающую общественную деятельность с точки зрения долженствования. Реализация П.с. возможна лишь при обеспечении равноправия государств, независимо от существующих между ними различий, при условии признания и уважения законных прав и интересов всех спорящих сторон. Урегулирование международных споров и конфликтов надлежит осуществлять не за счет применения силы или угрозы ее применения, а мирными средствами, таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Поэтому, согласно современному международному праву, конфликтующие государства обязаны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению всех своих международных споров и разногласий. Полная согласованность П.с. с принципами современного международного права закреплена в ряде основополагающих международно-правовых актов, таких, как Устав ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г, Манильская декларация о мирном урегулировании международных споров 1982 г.. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

 

69. Защита права на беспрепятственное пользование собственностью в международном праве

Статья 1 протокола #1 к конвенции « О защите прав человека и основных свобод» Право на беспрепятственное пользование своим имуществом регулировала данный вопрос, однако в дальнейшем он был изменен и дополнен протоколом No 11 к Конвенции. Первоначальный перевод текст отличался от ныне действующего:

«Каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Как уже было сказано, текст Протокола No 1 был изменен Протоколом No 11, после которого в английском варианте статьи добавился только заголовок «Protection of property (защита собственности)», однако официальный перевод статьи, на мой взгляд, изменился значительно:

«Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».

Итак, два официальных перевода имеют два различия между собой:

- по-разному переводится гарантированное право: в первом случае у лица есть «право беспрепятственного пользоваться», во втором случае лицо имеет «право на уважение»;

по-разному переводиться объект права, т.е. то, на что лицо имеет право: в первом случае - имущество, во втором случае - собственность.

На мой взгляд, первоначальный вариант является более точным.

Право собственности (которое подлежит защите в соответствии с данной статьей) включает в себя, в соответствии со статьей 209 Гражданского Кодекса РФ, З правомочия: пользование, владение и распоряжение. Следовательно, использование для перевода термина «пользование», а не «уважение» более точно с юридической точки зрения.

Взяв в совокупности эти моменты, можно сказать, что первый перевод является более точным и лицо имеет именно право не на уважение своей собственности, а на беспрепятственное пользование своим имуществом.

 

70)Жизнь, как биологическое и правовое состояние в контексте международной защиты.

Право на жизнь является одним из фундаментальных естественных прав человека. Путем исследования современного нормативного содержания права на жизнь удалось выявить важные теоретические моменты данного права, в частности, обозначить и разграничить позитивные и негативные обязательства государств по защите данного права, а также дать определение данному праву в контексте данной работы. Как видится, сдержанный интерес исследователей к данному . праву продиктован проблемном характером его нормативного содержания. Как удалось выявить в результате проведенного исследования, право на жизнь гораздо более многогранно, чем может показаться на первый взгляд. Достаточно краткие формулировки норм, касающихся данного права, в национальных и международных актах, как правило, не раскрывают подробностей реализации и защиты данного права. В частности, в работе особое внимание уделено позитивным обязательствам государств по защите права на жизнь. Это обусловлено тем, что право на жизнь подчас воспринимается исключительно как обязательство государства не нарушать права граждан со своей стороны. Однако функция государства заключается и в активной защите прав и основных свобод лиц, проживающих на его территории, чем, в частности, и объясняется природа позитивных обязательств в рамках данного права. В связи с этим в настоящей работе была приведена классификация позитивных обязательств государств, а также рассмотрена судебная практика Европейского Суда по правам человека по реализации данных обязательств.

Кроме того, право на жизнь представляется по-прежнему актуальным объектом исследования в силу того, что ряд его аспектов до сих пор достаточно остается противоречивым. В частности, как отмечено в исследовании, не разрешены окончательно такие важные вопросы, как момент возникновения права на жизнь, наличие у человека права на уход из жизни, соотношение права на жизнь и смертной казни, а также отдельные вопросы ограничения права на жизнь. Разумеется, значительные различия в толковании тех или иных явлений обусловлены особенностями их понимания и интерпретации в отдельных государствах и международных органах. Однако ключ к унификации действующих правовых норм и выработке единой правовой базы видится именно в согласовании общей позиции мирового сообщества в отношении наиболее противоречивых явлений. Несмотря на то, что на практике единое мнение может быть достигнуто в достаточно длительный срок или даже не достигнуто никогда, необходимо стремиться к регламентации тех или иных явлений на универсальном уровне с учетом максимально возможного количества позиций. Данная работа существенно упростит взаимоотношения между государствами как в рамках двустороннего сотрудничества, так и на более высоком международном уровне - в международных организациях и судах.

В рамках данного исследования нельзя было не обратить внимание на регулирование рассматриваемых вопросов в Российской Федерации. В отношении права на жизнь в целом отметим, что практика ЕСПЧ не свидетельствует о наличии системных нарушений права на жизнь в пределах юрисдикции РФ, за исключением т.н. «чеченских дел». Многочисленные нарушения в этих случаях были обусловлены состоянием вооруженного конфликта и затруднительностью проведения объективного расследования произошедшего и наказания виновных. Однако в данных случаях чаще всего было нарушено ключевое положение в отношении ограничения права на жизнь — а именно нарушение условия абсолютной необходимости применения вооруженной силы. По мнению ЕСПЧ, именно необоснованное применение силы обусловило неправомерность действий властей РФ. Отметим, что

209 незначительное количество иных дел, рассмотренные в контексте ст. 2, касалось вопросов применения смертной казни и права на жизнь заключенных в исправительных учреждениях.

Что же касается смертной казни, то ситуация в Российской Федерации сегодня видится несколько двусмысленной. При том, что фактически действующий в РФ запрет на назначение и исполнение смертныхприговоров сводит к нулю значимость имеющейся в уголовном законодательстве страны в отношении смертной казни, законодательная власть по-прежнему воздерживается от ратификации подписанного Россией Протокола №6 к ЕКПЧ. Между тем представляется, что правовые основания для нератификации указанного Протокола на сегодня отсутствуют. Возможно, причиной подобной осторожности властей РФ является неопределенная ситуация со смертной казнью в мире в целом. В настоящей работе отмечается, что достижение консенсуса по вопросу законности на универсальном уровне в ближайшее время видится маловероятным, однако определенные шаги для унификации представлений о данной мере наказания, в частности, выработка единого перечня преступлений, за совершение которых допустимо назначать данную меру, а также унификация вопросов экстрадиции на универсальном уровне, несомненно, существенно бы упростили разрешение спорных вопросов в данном контексте.

Аналогично непроста ситуация в международном и национальном праве в отношении двух во многом противоположных аспектов права на жизнь — i момента возникновения данного права и права человека на уход из жизни (а точнее, эвтаназия). Что касается момента возникновения права на жизнь, то на сегодняшний день международное право указывает два возможных варианта, а именно возникновение права на жизнь с момента живорождения ребенка и возникновение права на жизнь с момента зачатия. Нельзя не отметить, что большая часть действующих международно-правовых актов указывает (прямо или косвенно) на возникновение жизни с момента рождения. Единственным исключением в этом плане является Американская конвенция о правах человека. Однако несмотря на то, что национальные судебные органы, а также

Европейский Суд по правам человека, как правило, не рассматривают аборт в качестве нарушения права на жизнь, положения отдельных национальных и международных нормативных актов, а также доктрины философских, религиозных и правовых учений говорят об обратном — то есть приравнивают аборт к лишениючеловека жизни. Вместе с тем оба радикальных варианта — как абсолютная свобода, так и абсолютный запрет абортов, способны привести к отрицательным последствиям. Первое — в виде дальнейшего сокращения рождаемости, старения нации и иным негативным социальным последствиям, второе - в виде увеличения детской смертности, а также смертности женщин при родах, бесконтрольному росту населения и иным неблагоприятным последствиям. В данном случае промежуточным решением данного вопроса может стать определение перечня оснований, которые должны признаваться всеми государствами достаточными длязаконного прерывания беременности — в первую очередь с целью заботы о жизни и здоровье матери.

Что касается эвтаназии, то данный институт на сегодняшний день по-прежнему регулируется исключительно внутренним правом, при этом международные органы, как указывалось в данной работе, уклоняются от определенной его характеристики. По всей видимости, данное обстоятельство обусловлено существенными противоречиями в отношении к данному явлению внутри государств. Придание эвтаназии статуса неправомерного деяния приведет к тому, что государства, легализовавшие ее, должны будут привлекаться к ответственности. С другой стороны — отсутствие регулирования и стихийное развитие данного института в национальном праве может привести к выходу ситуации из-под контроля государства и международных органов, что, в свою очередь, может повлечь злоупотребления и необоснованное применение эвтаназии. В данном случае наиболее уместным решением на сегодняшний день видится издание международного акта, содержащего максимально возможно исчерпывающее определение эвтаназии изакрепляющего взаимосвязь данного явления с правом на жизнь, а также выражающего позицию государств, его принявших, в отношении данного института. Возможное определение эвтаназии предложено в данной работе. В

211 целом же тенденция к постепенной легализации данного института несомненна. Как видится, в отдельных случаях эвтаназия действительно может быть допустима при условии соблюдения всех предусмотренных законом условий и требований. Однако до тех пор, пока в разных странах данный институт регулируется без привязки к универсальному стандарту, всегда есть шанс, что действие, призванное избавить человека от страданий, может превратиться в орудие в руках преступников или привести к неоправданным жертвам среди людей, находящихся под воздействием стресса, эмоций или не имеющих возможности получить эффективную медицинскую помощь.

Необходимо отметить-также, что существующий в международном праве перечень возможныхправомерных ограничений права на жизнь, наглядно приведенный в пара. 2 ст. 2 ЕКПЧ, представляется не только универсальным по своему охвату, но и исчерпывающим. Сложившаяся судебная практика позволяет сделать вывод, что именно указанные в пара. 2 ст. 2 основания при условии абсолютной необходимости применения силы могут стать основаниями для признания правомерности ограничения права на жизнь. В противном случае подобные «ограничения» являются неправомерными и должны служить основанием для привлечения к ответственности. Особо обратим внимание, что понятие «абсолютная необходимость» едва ли может быть регламентировано правовыми нормами и в каждом конкретном случае должно рассматриваться с учетом имеющейся обстановки. Как показывает практика, именно критерий абсолютной необходимости является основанием для привлечения к ответственности даже в случаях, когда формальные основания были соблюдены субъектом применения силы.

 

71) Международная защита прав детей в семьях, осложненных иностранным элементом.

72)Понятие привилегированного кредитора в международном праве.

Привилегированный кредитор — кредитор, который в случае неплатежеспособности должника имеет право (по закону) на погашение своего кредита в полном объеме и в первую очередь, т. е. до удовлетворения требований остальных кредиторов. Обычно к этой категории относят и сотрудников (работников) такого неплатежеспособного должника, которым выплачена заработная плата.

Конвенция Международной Организации Труда от 01.07.49 № 95 «Об охране заработной платы» (Женева)

Статья 11

1. В случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов либо в отношении заработной платы, которая им причитается за услуги, оказанные в предшествовавший банкротству или ликвидации период, который определяется национальным законодательством, либо в отношении заработной платы, сумма которой не превосходит суммы, предписанной национальным законодательством.

2. Заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, подлежит выплате полностью до того, как обычные кредиторы смогут потребовать свою долю.

3. Очередность погашения привилегированного кредита, составляющего заработную плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита определяется национальным законодательством.

 


 

73)Международная защита прав репрессированных и лишенных гражданства лиц.

Защита прав репрессированных - этим занимается, как я понял, Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал» — неправительственная организация, основной задачей которой изначально было исследование политических репрессий в СССР. Сейчас это содружество десятков организаций в России,Германии, Казахстане, Латвии, Армении, Грузии и на Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную, просветительскую работу. «Мемориал» возник как неформальная организация в 1987. Официально учреждён 26—28 января 1989 года на учредительной конференции, проходившей в доме культурыМосковского авиационного института. Имеет статус участия при Совете Европы.

В 2008 году Госдепартамент США заявил, что подобные организации «играют важную роль в обустройстве демократического общества и защите прав человека», подчеркнув: «необходимо, чтобы их работа продолжилась без препятствий».[19] Заявление Госдепа было сделано после обыска в петербургском офисе «Мемориала» в рамках уголовного дела, возбуждённого по статье 282 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации).[19] По данным «Мемориала», обыск проводился в связи с подозрением в финансировании «Мемориалом» экстремистской газеты (представители организации отрицали это).[19] Госдепартамент США призвал российские власти быстро вернуть «Мемориалу» изъятые документы и оборудование.[19] Вскоре Дзержинский суд Санкт-Петербурга признал обыск незаконным.[20]

В 2010 году президент Чечни Рамзан Кадыров, отметив, что «Мемориал» получает финансирование из Запада, заявил:[21][22]

Они выполняют все, что им поручают те, кто платит. Всегда найдутся люди, готовые за большие деньги выполнять «грязную» работу.

Ранее глава правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов возложил на Рамзана Кадырова ответственность за убийство в июле 2009 года в Чечне сотрудницы «Мемориала» Натальи Эстемировой:

«Я знаю, я уверен, кто виноват в убийстве Натальи Эстемировой. Мы все знаем этого человека — это Рамзан Кадыров»

«Рамзан Кадыров лично ей угрожал в личном разговоре, когда он её выгонял с поста руководителя Общественного совета Грозного»

— Олег Орлов.[23]

В ответ Кадыров подал иск против Орлова. 6 октября 2009 года суд частично удовлетворил иск Кадырова, постановив взыскать 20 тысяч рублей с Орлова и 20 тысяч рублей с «Мемориала».[24] Суд признал высказывания Орлова о личной или опосредованной вине Кадырова в гибели Эстемировой порочащими честь и достоинство президента.[25] Сам Орлов уточнил, что имел в виду ответственность Кадырова за происходящее в республике, а не совершение им преступления.[25] Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев заявил, что «из показаний Орлова складывается впечатление, что „Мемориал“ — это организация, которая специализируется на преднамеренной дискредитации президента Кадырова».[25]

В апреле 2012 года «Мемориал» оказался в центре скандала с обнародованием секретных документов из Архива ФСБ России, посвящённых внесудебному расстрелу советскими органами госбезопасности членов формирований «Армии Крайовой» в 1945 году[26]

74)Международная защита детей, усыновленных или принятых под опеку иностранными гражданами.

Мы прекрасно знаем, как велико значение семьи в жизни не только отдельного человека, но и общества и государства. Здоровая, крепкая семья - залог стабильности и процветания любого общества. По Конституции государство обязано создавать условия, при которых семья как институт находились под его защитой.[1]

Как отметил уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, число детей в России к 2025 году сократится почти на пять миллионов. Это значит, что в 2025 году дети составят одну седьмую часть населения страны.[2]

Одна из наиболее острых проблем современности - сиротство. В России, согласно статистическим данным, количество учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к 1 млн. человек, и, что особенно тревожно сохраняется устойчивая тенденция роста контингента таких детей.[3] По словам Павла Астахова, в этом числе почти 700 тысяч детей, 75 процентов - это дети, которые не сироты, это дети при живых родителях, которых бросили, отказались от них или издевались над ними так, что пришлось их изымать. И самое главное, у нас из 700 тысяч детей-сирот - 81 процент - это дети, которые живут в семьях.[4]

Российская Федерация, находясь в Международном правовом пространстве, ответственна за соблюдение норм Международного права и согласование с ними собственных законодательных актов. 20 ноября 1959г. Организацией Объединенных Наций была принята "Декларация прав ребенка" провозгласившая своей целью обеспечить всем детям счастливое детство и пользование на их благо и благо общества правами и свободами.[5]

Усыновление (удочерение) - наиболее предпочтительная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно статье 124 Семейного кодекса усыновление или удочерение допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах.[6] Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.[7]

Основным коллизионным принципом, применяемым при усыновлении или при отмене усыновления иностранными гражданами российских детей на территории РФ, является закон гражданства усыновителя. При этом должны быть соблюдены требования российского законодательства, обеспечивающие защиту интересов детей при усыновлении.[8] Следует отметить, что ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его иностранными гражданами, сохраняет гражданство РФ.[9] Дети, в отношении которых допускается усыновление, порядок учета таких детей и лиц, желающих быть усыновителями, условия усыновления определяются по российскому законодательству.[10]

На консульские учреждения Российской Федерации возложена обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей - граждан России, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, за ее пределами.[11]

В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН "О правах ребенка"[12], Россия взяла на себя обязательство, по которому в случае усыновления ребенка другой страной, обеспечивалось применение таких же гарантий и норм, которые применяются в отношении усыновления внутри страны. А так же принимать все необходимые меры, чтобы усыновление не приводило к получению неоправданных финансовых выгод.

По законодательству нашей страны лучшая форма воспитания - это воспитание в семье. Государство стремится устроить малышей оставшихся без опеки родителей в приемную семью, что на практике вызывает немало проблем. Одним из наиболее ярких примеров является обостренная ситуация с США по «детскому вопросу».

Российские и американские специалисты завершили переговоры по поводу нового соглашения об усыновлении детей. Двустороннее соглашение о сотрудничестве в области усыновления между Россией и США было подписано в июле. В бумаги были внесены поправки, которые разрешат отдавать несовершеннолетних в другие семьи только через аккредитованные организации. Кроме того в ходе переговоров удалось внести запрет на усыновление российских детей однополыми американскими семьями.[13]

Переговоры по данному вопросу начались после нескольких случаев гибели усыновленных детей на территории Соединенных Штатов. По данным прокуратуры, приемные родители из США убили 17 детей, усыновленных в России.

Одни из самых громких скандалов, связанных с усыновленными российскими детьми, произошли в этом году. В апреле в Домодедово из Вашингтона прилетел 7-летний Артем Савельев, без сопровождения, но с запиской, в которой приемная мать отказывалась от ребенка и написала, что он ей больше не нужен. После этого Россия ввела мораторий на усыновление детей американцами – до тех пор, пока не будет заключен договор между странами. И тогда же, весной, в Штатах стартовал судебный процесс над супругами Майклом и Наннет Крейверами, обвиненными в убийстве приемного сына из России Вани Скоробогатова. Он погиб 25 августа 2009 года. Так же судили семейную пару, которую обвиняют в издевательствах над тремя приемными детьми из России. Девочек усыновили 5 лет назад. Обвинение насчитало, по крайней мере, 4 эпизода насилия над детьми. Девочек наказывали за любую, даже мелкую провинность. Тюремный срок супругам Лещински грозит незначительный, поскольку они пообещали пойти на сделку с правосудием и признать себя виновными.[14]

По Семейному кодексу иностранное усыновление - это временная, исключительная мера в отношении детей, которые не могут быть усыновлены в России, и допускается только при наличии двустороннего международного договора.[15] Астахов отметил, что с принятием такого соглашения, в частности, с Америкой, правовая коллизия будет разрешена.

«Проблема заключ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.