Здавалка
Главная | Обратная связь

ОХРАНА ТРУДА, ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОСНОВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОРПУСЕ, НА РАЗРАБАТЫВАЕМОМ УЧАСТКЕ И В ЦЕЛОМ НА АТП



 

В настоящее время в нашей стране очень актуален вопрос безопасности человека, включающий такие разделы как охрана труда на производстве и в быту, охрана окружающей среды и противопожарная безопасность.

В соответствии с положениями Конституции ставятся задачи по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, внедрению санитарно-гигиенических условий труда, автоматизации и механизации технологических процессов, внедрению совершенной техники безопасности, снижению трудоемкости работ.

В настоящее время в связи с увеличением численности парка легковых автомобилей увеличивается его воздействие на окружающую среду.

Основными факторами, влияющими на окружающую среду, животный и растительный мир, в том числе и на человека, являются отработавшие газы автомобиля, которые содержат окиси углерода, а также окислы свинца.

Разработку мероприятий по охране атмосферного воздуха следует предусматривать на основе следующих нормативно-правовых документов:

СНиП 1.02.01-85 “Охрана окружающей среды” и других документов, утверждённых Госкомприродой и Госкомгидрометом. На АТП следует предусматривать:

· Пункты контроля и регулировки автомобилей по токсичности, оснащённые средствами отвода газов, средствами отбора проб газов и газоанализаторами;

· Оснащение газоаналитической аппаратурой и дымометрами постов ТО-2 и диагностики;

· Средства подогрева двигателей автомобилей в холодный период года на открытых площадках.

Для снижения концентрации в рабочей зоне загрязняющих веществ, выделяемых в помещениях от стационарных установок, предусматриваем местные отсосы загрязнённого воздуха и очистку его от примесей.

Наряду с отработавшими газами вредное действие на окружающую среду оказывают шум и вибрация, возникающие при движении автомобилей.

При разработке мероприятий по шумопоглащению до допустимых уровней надо учитывать “Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах ” № 3885 и ГОСТ 12.1.003-83.

Значительное уменьшение вредного воздействия на окружающую среду достигается поддержанием подвижного состава в технически исправном состоянии. Это обеспечивается качественным ремонтом и техническим обслуживанием автомобиля. Для того чтобы уменьшить трудоемкость ТО и ТР, а также долю ручного труда при выполнении различных видов работ, предусматривается внедрение нового оборудования, обеспечивающего более качественную и совершенную технологию ТО и

 

ремонта, а также диагностику.

Условия труда на АТП – это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Эти факторы различны по своей природе, формам проявления, характеру действия на человека. Среди них особую группу представляют опасные и вредные производственные факторы. Их знание позволяет предупредить производственный травматизм и заболевания, создать более благоприятные условия труда, обеспечив тем самым его безопасность. В соответствии с ГОСТ 12. 0. 003-74 опасные и вредные производственные факторы подразделяются по своему действию на организм человека на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на: движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования и технической оснастки ; передвигающиеся изделия, детали, узлы, материалы; повышенную запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенную или пониженную температуру поверхностей оборудования, материалов; повышенную или пониженную температуру воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенный уровень ультразвука и инфразвуковых колебаний; повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение; повышенную или пониженную влажность воздуха, ионизацию воздуха в рабочей зоне; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточную освещенность рабочей зоны; пониженную контрастность; повышенную яркость света; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и всего оборудования.

Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются по характеру воздействия на организм человека на токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию, а по пути проникновения в организм человека -- на проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

Биологические опасные и вредные производственные факторы включают следующие биологические объекты: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, спирохеты, риккетсии) и продукты их жизнедеятельности; микроорганизмы (растения и животные).

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на физические и нервно-психические перегрузки на человека. Физические перегрузки подразделяются на статические и динамические, а нервно-психические - на умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки.

При техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей возникают следующие опасные и вредные производственные факторы: движущиеся автомобили, незащищенные подвижные элементы производственного оборудования, повышенная загазованность помещений отработавшими газами автомобилей, опасность поражения электрическим током при работе с электроинструментом и др.

Требования безопасности при ТО и ремонте автомобилей установлены ГОСТ 12. 1. 004-85, ГОСТ 12. 1. 010-76, Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию, правилами по охране труда на автомобильном транспорте и правилами пожарной безопасности.

Технологическое оборудование должно отвечать требованиям ГОСТ 12. 2. 022-80, ГОСТ 12. 2. 049-80, ГОСТ 12. 2. 061-81 и ГОСТ 12. 2. 082-81.

В зоне ТО и в зоне ТР для обеспечения безопасной и безвредной работы ремонтных рабочих, снижения трудоемкости, повышения качества выполнения работ по ТО и ТР легковых автомобилей работы проводят на специально оборудованных постах, оснащенных электромеханическими подъемниками, которые после подъема автомобиля крепятся специальными стопорами, различными приспособлениями, устройствами, приборами и инвентарем. Автомобиль на подъемнике должен быть установлен без перекосов.

Для предупреждения поражения работающих электрическим током подъемники заземляют. Для работы ремонтных рабочих "снизу" автомобиля применяется индивидуальное освещение 220 вольт, которые оборудованы необходимыми средствами безопасности. Снятие агрегатов и деталей, связанное с большими физическими напряжениями, неудобствами, производят с помощью съемников. Агрегаты, заполненные жидкостями, предварительно освобождают от них, и лишь после этого снимают с автомобиля.

Легкие детали и агрегаты переносят вручную, тяжелые агрегаты массой более 20 кг снимают с приспособлениями и транспортируют на передвижных тележках.

Все рабочие места в зонах ТО и ТР должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями, оборудованием, приспособлениями. На рабочем месте слесаря по ремонту автомобиля должны быть необходимые оборудование, приспособления и инструмент. Все оборудование и инструмент, запасные части, приспособления располагают в непосредственной близости в пределах зоны досягаемости.

В зоне рихтовки и сварочном цехе на АТП применяют газовую, точечную и электродуговую сварку. При сварочных работах основную опасность представляет видимое и инфракрасное излучение, повышенная температура, расплавленный металл и вредные газы.

 

Сварочные работы выполняются по ГОСТ 12. 3. 003-86, а также на основании Правил техники безопасности и производственной санитарии при электросварочных работах и других.

Сварочный цех окрашен в светло-серый цвет краской с добавлением в нее окиси цинка или титана для поглощения ультрафиолетовых лучей. На рабочем месте сварщика есть стол и стул. Стол оборудован местным отсосом. Плита стола изготовлена из чугуна, а стул с сиденьем - из диэлектрического материала, регулируемый по высоте. Все оборудование электросварочных установок должно иметь исполнение, соответствующее условиям окружающей среды. Корпуса электросварочных установок и другие металлические нетоковедущие части оборудования заземляют.

Для создания здоровых условий труда рихтовщиков в зоне рихтовки предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция. Для предохранения глаз сварщиков от лучей электрической дуги применяются сварочные шлемы с защитными стеклами. Все рабочие должны быть оснащены спецодеждой и исправным оборудованием.

Участок по ремонту приборов системы питания и пост диагностики оборудуются специальными местными отсосами отработавших газов, так как все работы проводят с работающим двигателем. Кроме того, к рабочим местам подводятся местные отсосы приточно-вытяжной вентиляции. Для охлаждения двигателя автомобиля дополнительно устанавливают передвижной электрический вентилятор.

В окрасочном отделении выделяются токсичные компоненты лакокрасочных материалов в виде аэрозолей, пыли и паров растворителей. Поэтому организацию и проведение работ, размещение и эксплуатацию оборудования следует проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 12. 3. 002-75, Правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии. Помещение окрасочного отделения дополнительно оборудована механической приточно-вытяжной вентиляцией и средствами пожаротушения.

Основные мероприятия по защите от электротравматизма:

· Обеспечение недоступности к токоведущим частям, оборудования.

· Применение малых напряжений в ручном электро-фицированном инструменте в переносных источниках тока.

· Использование изоляции (усиленной, рабочей и дополни-тельной) улучшенной в ручных электрифицированных элементах.

· Электрическое разделение сети на отдельные участки с помощью специальных разделительных трансформаторов.

· Выравнивание потенциала земли, с целью устранения шагового напряжения, путем применения не одиночных, а групповых заземлителей.

· Применение средств коллективной защиты: заземление, зануление и аварийное включение.

 

 

Благоустройство территории и озеленение

Площадь озеленения в пределах ограждения должна составлять не менее 3м2 на 1-го работающего в наиболее многочисленную смену;

не менее 15% от площади предприятия при плотности застройки менее 50%; не менее 10% от площади АТП при плотности более 50% и не более 15% от площади территории АТП.

На АТП предусматривает площадки для спорта и отдыха из расчета не более 1м2 на 1-го работающего в наиболее многочисленную смену.

Для очистки загрязнения сточных вод перед поступлением их в канализацию на АТП предусматривают местные очистные установки вне зданий, либо в производственном корпусе.

Санитарные и противопожарные разрывы между зданиями АТП по обслуживанию легковых автомобилей, площадок для их стоянки и хранения следует принимать по СНИП II-60-75.

 

Противопожарная безопасность на АТП

Противопожарная профилактика включает в себя мероприятия, на предупреждение пожаров, пресечение путей распространения огня, обеспечение быстрой и безопасной эвакуации людей и имущества из помещений в случае пожаров. Эти мероприятия должны предусматривать развертывание средств тушения огня и четкую организацию действий пожарных команд при ликвидации пожаров.

Строительные нормы и правила разделяют строительные материалы и конструкции на: несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

Несгораемые материалы не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются под действием огня и высокой температуры; несгораемые конструкции изготавливают из несгораемых материалов. К несгораемым материалам относят все естественные и искусственные неорганические материалы, а также применяемые в строительстве металлы.

Трудносгораемые материалы при тех же воздействиях с трудом воспламеняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть или тлеть только при наличии источника огня, а после удаления его горение или тление прекращается.

Сгораемые материалы при тех же воздействиях воспламеняются или тлеют и продолжают гореть или тлеть после удаления источника огня.

Строительные нормы и правила все производственные помещения разделяют на категории А, Б, В, Г, Д в порядке убывания степени пожарной опасности.

Для тушения пожаров применяются различные огнегасительные средства. К наиболее распространенным средствам пожаротушения относят воду. Кроме нее, используется песок и другие виды грунта, различные пены и порошки, кошмы и покрывала.

 

 

Охрана труда на слесарно-механическом участке

 

При проведении работ на слесарно-механическом участке запрещается пользоваться неисправным инструментом.

Перед проведением работ необходимо:

- проверить спецодежду, проследить, чтобы не было свисающих концов. Рукава надо застегнуть или закатать выше локтя;

- проверить слесарный верстак, который должен быть прочным и устойчивым, соответствовать росту рабочего. Слесарные тиски должны быть исправны, прочно закреплены на верстаке;

- подготовить рабочее место: освободить нужную для работы площадь, удалив все посторонние предметы; обеспечить достаточную освещенность;

- проверить исправность инструмента, правильность его заточки и заправки;

- при проверке инструмента обратить внимание на то, чтобы молотки имели ровную, слегка выпуклую поверхность, были хорошо насажены на ручки и закреплены клином; зубила не должны иметь зазубрин на рабочей части и острых ребер на гранях; напильники прочно насажены на ручки;

- проверить исправность оборудования, на котором придется работать, и его ограждение;

- перед поднятием тяжестей проверить исправность подъемных приспособлений (блоки, домкраты и др.); все подъемные механизмы должны иметь надежные тормозные устройства, а вес поднимаемого груза не должен превышать грузоподъемность механизма. Запрещается стоять и проходить под поднятым грузом; не превышать предельные нормы веса для переноски вручную, установленные действующим законодательством об охране труда, для мужчин, женщин, юношей и девушек.

Во время проведения работы необходимо:

- прочно зажимать в тисках деталь или заготовку, а во время установки или снятия ее соблюдать осторожность, так как при падении деталь может нанести травму;

- опилки с верстака или обрабатываемой детали удалять только щеткой;

- при рубке металла зубилом, работать только в защитных очках. Если по условиям работы нельзя применить защитные сетки, то рубку выполняют так, чтобы отрубаемые частицы отлетали в ту сторону, где нет людей;

- не пользоваться при работах неисправными приспособлениями;

- не допускать загрязнения одежды керосином, бензином, маслом.

После окончания работы необходимо:

- убрать рабочее место;

- разложить инструменты, приспособления и материалы на соответствующие места.

После окончания работы необходимо:

- убрать рабочее место;

- разложить инструменты, приспособления и материалы на соответствующие места.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате выполнения курсового проекта произведено проектирование грузового АТП на 110 единиц подвижного состава КамАЗ-5511.

В результате проведенной работы для данного парка автомобилей рассчитали и спроектировали зоны ежедневного обслуживания, технического обслуживания, текущего ремонта, с детальной разработкой зоны ТО-2. Рассчитано количество штатных рабочих, участвующих в техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей. Ознакомились с методикой расчета складских и административно-бытовых помещений, площадей открытых стоянок. Также произведен расчет основных технико-экономических показателей. При этом получены следующие основные показатели проекта:

· численность производственных рабочих, чел — 64;

· число постов, шт — 18;

· площадь производственно-складских помещений, м2 — 3026,9;

· площадь административно-бытовых помещений, м2 — 1458;

· площадь открытой стоянки, м2 — 6316,2.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Болбас М.М., Производство предприятий автомобильного транспорта. - Минск : Адукацыя i выхаванне, 2004.

 

2. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1993.

Приложение

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.