Здавалка
Главная | Обратная связь

Руководство по проведению тренинга



Важную роль в проведении социально-психологического тренинга играет поведение психолога (ведущего), которое в значительной сте­пени определяется его теоретической ориентацией. Именно личность психолога является важнейшим фактором, определяющим успеш­ность тренинга. Развивающий и оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, ис­кренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений меж­ду членами группы и психологом.

Основные задачи группового психолога в работе с подростками таковы:

• побуждение подростков к проявлению отношений, установок по­ведения, эмоциональных реакций и к их обсуждению и анализу, а также разбору предложенных тем;

• создание в группе условий для полного раскрытия детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасно­сти, поддержки и защиты;

• разработка и поддержание в группе определенных норм, проявле­ние гибкости в выборе директивных или недирективных техник воздействия.

Средства воздействия, используемые групповым психологом, мож­но условно разделить на два вида: вербальные и невербальные.

К вербальнымотносятся следующие средства воздействия.

1. Структурирование хода занятий (одна из важнейших функций психолога). Имеются в виду все высказывания, которые определя­ют ход занятия. Например: «О чем вы сегодня хотели бы погово­рить?»; «Чья сегодня очередь рассказывать о себе?»; «Тема сего­дняшнего нашего разговора такая-то и такая-то». Высказывания направлены на ограничение непродуктивной активности группы: «Не отвлеклись ли мы от темы?»; «Вы это сказали в связи с тем-то и с тем-то» и т. д.

2. Сбор информации. Психолог задает свои вопросы о разных пара­метрах субъективной модальности или использует вопросы дру­гих детей из группы.

3. Интерпретация, самый распространенный и неоднозначный при­ем вербального воздействия. Она может относиться как к прошло­му, так и к настоящему подростка. Это могут быть приемы отраже­ния эмоций подростка, конфронтация с ним, собственно интер­претация как выдвижение гипотез о причинах и следствиях пове­дения подростков.

4. Убеждение и переубеждение, которые осуществляются непосред­ственно и опосредованно.

5. Предоставление информации.

6. Постановка заданий, которые должны выполнять подростки. В дан­ном случае речь идет не столько об активности психолога, сколько о стимуляции детей к определенному виду активности.

Во время тренинга могут возникнуть некоторые трудные ситуа­ции, например, следующие.

Агрессивный подросток в группе. Эффективным может быть об­суждение проблематики такого подростка, которого необходимо посадить спиной к группе вне круга. Психолог обсуждает эту си­туацию как этическую и психологическую задачу.

Подросток, стремящийся к доминированию и соперничеству с пси­хологом. Эффективным может быть попеременное игнорирование некорректных высказываний или некорректного поведения и их неожиданное обсуждение.

Наличие в группе пассивных подростков. В этом случае обычным бывает длительное молчание, которое может быть использовано как способ демонстрации подросткам роли их собственной актив­ности в групповой психокоррекции, как способ помощи в осозна нии своей ответственности за протекание групповых процессов. Затянувшееся молчание приводит к снижению напряжения, кото­рое оно создает вначале и снижению мотивации к участию в груп­повой психокоррекции.

Нежелание подростков говорить о себе. Психологу необходимо в этом случае стимулировать обсуждение в группе целей и задач групповой психокоррекции и защитных установок.

Объединение отдельных подростков в подгруппы — форма отказа от групповой работы. Эти факты психолог использует как матери­ал для обсуждения в группе. Подобные трудности уменьшаются по мере развития отношений в группе, когда активность психоло­га снижается, а активность участников растет. Задача психолога направлять активность группы, ее стимулировать.

В принципе психолог, с одной стороны, эмоционально принимает каждого отдельного подростка в группе, с другой — предъявляет группе определенные требования. Из этого следует, что необходимо постоянно контролировать соотношение сплоченности и напряжен­ности в группе. Кроме того, поведение психолога должно служить своего рода моделью, образцом поведения в групповой ситуации. Внимательно слушая, обращая внимание на одно и игнорируя другое, психолог способствует созданию условий для изменения сознания и самосознания подростков.

К невербальнымсредствам относятся: мимика, жестикуляция, интонация, проксемика.

Групповой психолог, работающий с детьми, обязан:

1. Иметь четкое представление о типе создаваемой группы, ее целях и задачах.

2. Владеть диагностическими средствами отбора подростков в груп­пы (см. приложение).

3. Перенаправлять на стадии отбора в группу детей, склонных к пси­хическим заболеваниям или находящихся в глубокой депрессии, к другим специалистам.

4. Информировать участников группы об основополагающих прави­лах, которыми должна руководствоваться группа в своей деятель­ности.

5. Избегать таких форм работы в группе, для выполнения которых у участников недостаточно подготовки и опыта.

Дать понять в самом начале работы, на чем будет концентриро­ваться внимание группы.

7. Защищать права детей в группе, решать, какой материал давать группе, в каких видах деятельности участвовать. Быть чувстви­тельным к любой форме группового давления, к попыткам уни­зить достоинство отдельного человека. Такое поведение членов группы психолог обязан блокировать.

8. Логически обосновывать для себя необходимость использования того или иного приема. Быть компетентным в своих действиях.

9. Создать свой неповторимый стиль, основанный на теоретических положениях и максимальной реализации собственного личност­ного потенциала. Использовать в практике группового обучения новейшие достижения в этой области.

 

10. Подчеркивать важность принципа конфиденциальности в отноше­нии личностного материала, принадлежащего подростку в группе.

11. Избегать навязывания своих ценностей и убеждений детям в груп­пе. Уважать их способность самостоятельно размышлять и прихо­дить к определенным выводам на основании полученной инфор­мации.

12. Быть внимательным к появлению у отдельных детей признаков психического истощения. Это можно устранить, сделав общий пе­рерыв, так как у других переутомление может быть менее замет­ным. Если же по ходу занятий станут заметны болезненные сим­птомы в поведении, то детей с такими симптомами необходимо в исключительно тактичной (не травмирующей психику) форме от­странить от занятий.

13. Планировать дополнительные (после завершения работы группы) встречи, с тем чтобы дети могли обсудить свои успехи, а психолог мог оценить эффективность группы как инструмента изменений (перемен)у человека.

14. Необходимо продолжать индивидуальную работу с теми детьми, которые после завершения основной работы группы чувствуют в этом необходимость.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.