Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика «Лесенка побуждений» А. И. Божович, И.К. Маркова.



Цель: типология мотивов учения.

Результаты:

После проведения методики была выявлена следующая иерархия мотивов учения данного испытуемого:

1. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

2. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

3. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

5. Я учусь для того, чтобы всё знать.

6. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

7. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

8. Я учусь, потому что мне нравится учиться.

 

Первое место в иерархии занимает познавательный мотив, со 2-го по 4-ое – социальные мотивы, 5-ое, 7 и 8-ое – также познавательные мотивы, 6-ое – социальный. Преобладание на первых четырех местах социальных мотивов говорит о доминировании данного типа мотивов учения у испытуемого. Это говорит о том, что процесс обучения у Юры в первую очередь осознается как средство социализации, и уже потом как процесс получения знаний.

Доминирование данного типа мотивации соответствует возрасту испытуемого – в данный возрастной период учение еще не осознается школьниками как нужный и важный вид деятельности – получение знаний.


Выводы

Сопоставляя и анализируя результаты, полученные по каждой из применяемых методик, можно сделать следующие выводы.

Для Юрия характерны:

1. Высокий объем памяти, низкий уровень развития долговременной памяти, активное внимание, низкая утомляемость;

2. Внимание неустойчивое, но при желании он может достаточно долго его сосредоточивать и концентрировать;

3. Работоспособность средняя – со временем снижается, упражняемость неярко выражена;

4. Самооценка испытуемого реалистичная, адекватная, а уровень притязаний свидетельствует о переоценке своих возможностей;

5. В мотивации обучения доминируют социальные мотивы.

 

В целом, по результатам проведенных методик, Юру можно охарактеризовать как способного ученика со средней работоспособностью, активным, но неустойчивым вниманием, адекватной самооценкой и высоким объемом памяти.

Тем не менее, в классе к Юре относятся как к «трудному» ребенку, потому что он постоянно пытается привлечь к себе внимание посредством нарушения дисциплины и порядка в классе.

 


Психологическое заключение

На основании проведенного мной исследования, направленного на характеристику познавательной деятельности, а именно особенностей памяти и характеристики внимания, было выявлено, что память у ученика 2 «б» класса Юрия С. имеет высокий объем, но частичную долговременность. Значит, с ним необходимо проводить работу по развитию долгосрочной памяти.

Внимание – непостоянное, неустойчивое, но при желании Юра может концентрироваться и сосредоточиваться на интересной для него деятельности, т.е. внимание – произвольное. Поэтому на уроках, для более эффективной работы ученика, необходимо заинтересовывать его различными видами деятельности, заданиями, активизировать его интерес к работе, мотивировать его деятельность.

При изучении уровня притязаний и соотношения самооценки и уровня притязаний выявлено, что уровень притязаний у мальчика завышен, но самооценка адекватная, то есть в настоящий момент он реалистично оценивает свое положение и возможности, но стремление к идеалу переходят грань разумного.

Работоспособность школьника средняя, со временем снижается, упражняемость присутствует, но выражена неярко. Значит, необходимо работать над развитием работоспособности и упражняемости.

Доминирующие мотивы к учению – социальные. Необходимо проводить работу с мальчиком над формированием познавательных мотивов.

Рекомендации:

а) проведение работы по развитию долгосрочной памяти;

b) работа по развитию произвольного внимания;

c) формирование адекватного уровня притязаний;

d) совершенствование работоспособности;

e) формирование и развитие познавательных мотивов.

Ø участие в тренингах

Ø Создание ситуаций успеха


 

Литература

1. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. – Сыктывкар, 2000.

2. Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией Д.Я. Райгородского, Бахрах-М, Самара, 2007

3. Psy-files.ru Сборник психологических тестов

4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.

5. РатановаТ.А., Шляхта Н.Ф. психодиагностические методы изучения личности. – М.: Флинта, 1998.

 


Приложения

Приложение №1

Методика "Заучивание 10 слов" А.Р.Лурия

Эта методика "Заучивание 10 слов"одна из наиболее часто применяющихся.

Предложена А.Р.Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга услышать.

Первое объяснение."Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?"

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции. "Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,— все вместе, в любом порядке".

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций.

Экспериментатор просто говорит: "Еще раз".

В случае если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, — ставит и под ними крестики.

В случае если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания).

По полученным данным составляется протокол в виде таблицы:

 

  стол окно лук брат огонь Гриб игла роза река мышь
1.                    
2.                    
3.                    
4.                    
5.                    
Спустя час                    

По протоколу составляется кривая запоминания.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5,7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10.

Иногда испытуемые называют «лишние» слова. Такие повторяющиеся "лишние" слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких "лишних" слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.

"Кривая запоминания" может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения — все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.

Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.

 

 

Приложение №2







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.