Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел III. Основы нейропсихологии



Тема 3.1. Нейропсихология: определение, проблемы, методологические основы

Нейропсихология – отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга, созданная в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников.

Основные задачи нейропсихологии:

1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга.

2. Выявление тех общих структур, которые имеются в совершенно разных психических процессах.

3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.

Методы, используемые нейропсихологией, можно разделить на две группы. К первой следует отнести методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а ко второй – методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности. В практической деятельности используется предложенный А. Р. Лурия метод синдромного анализа («батарея Луриевских методов»), позволяющий оценить состояние всех основных ВПФ.

Существует несколько направлений нейропсихологии. Клиническая нейропсихология занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга. Экспериментальная нейропсихология (нейропсихология познавательных процессов). Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Реабилитационная нейропсихология. Основной задачей является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и эмоционально-личностную сферу. Нейропсихология развития. Задача – выявление закономерностей развития мозга. Психофизиологическое направление в нейропсихологии изучает физиологические механизмы нарушений ВПФ.

Развитие нейропсихологического подхода при изучении здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.

Тема 3.2. Проблема мозговой локализации психических функций, восстановление высших психических функций. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия

Проблема соотношения психики и мозга принадлежит к числу важнейших проблем естествознания. Основные концепции связи психических функций с мозгом. Это узкий локализационизм (психофизиологическая концепция), антилокализационизм (концепция эквипотенциальности), эклектическая концепция и теория системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурия. Заслуги отечественных ученых И. П. Павлова, Л. С. Выготского, А. А. Ухтомского, А. Р. Лурия в изучении принципа динамической локализации психических функций как сложного взаимодействия возбудительного и тормозного процессов на различных элементах системы анализатора, благодаря чему создается ответная деятельность организма. Работа Н. П. Бехтеревой и ее коллег, показавшая, что любая сложная психическая деятельность обеспечивается работой сложных констелляций мозговых зон, составляющих звенья единой системы. Разработанный А. Р. Лурия метод синдромного анализа – основного метода нейропсихологии. Основные положения теории системной динамической локализации ВПФ – ведущая теория, объясняющая взаимосвязь психики и мозга.

Нарушения психических функций (речевых, мнестических, интеллектуальных и пр.), возникшие в результате разного рода травм или заболеваний мозга. Необходима работа по восстановлению этих функций. Основы восстановительного обучения с помощью перестройки функциональных систем, разработанные А. Р. Лурия. Опыт работы в этом направлении в период Великой Отечественной войны. Разные способы восстановления нарушенных функций в зависимости от особенностей возникновения очага поражения: спонтанное восстановление, растормаживание, викариат, перестройка функциональных систем.

Главные задачи восстановительного обучения. Принципы восстановительного обучения: психофизиологические, психологические и психолого-педагогические. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.