Здавалка
Главная | Обратная связь

Подготовительный этап.



На подготовительном к постановке звука этапе, кроме общепедагогических задач включения ребенка в целенаправленный логопедический процесс и формирования у него произвольных форм деятельности, решаются и специальные логопедические задачи: умение опознавать и различать фонемы и формирование артикуляторных умений и навыков. В тех случаях, когда нет нарушений в восприятии, они решаются параллельно. Когда недоразвитие фонематического слуха имеется, эти задачи решаются последовательно.

Развитие фонематического слуха.

Работа над формированием восприятия звуков речи строиться с учетом характера дефекта. В одних случаях она направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – на развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих – ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.

Формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков и только после этого переходить к упражнениям, необходимым для выработки артикуляционных укладов звуков [л], [л’].

Упражнения для подготовки к правильному произношению звука [л].

«Вкусное варенье».

«Индюк».

«Лошадка».

Выполнять то же, что в упражнении «Лошадка», но беззвучно.

Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы («Пароход гудит»).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз («Качели»).

Постановка звуков.

Приемы постановки звука [л].

1) Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этомы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.

2) Можно воспользоваться другим приемом, используя в качестве базового звука мягкий [л’]. Нужно попросить ребенка несколько раз повторить слог ля, затем ввести зонд (см. рис.6) так, чтобы он оказался между твердым небом и средней частью спинки языка. Нажать зондом на язык вниз – вправо или влево, и попросить ребенка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулировать движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого [л].

Основная трудность в постановке звука [л] заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.

Постановка звука [л’] не вызывает трудностей и проводиться по подражанию при фиксировании внимания на правильной артикуляции. Начинают со слога ли, затем переходят к сочетаниям л с гласными я, е, ё, ю.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.