Здавалка
Главная | Обратная связь

Образовательная : формировать умение выразительного чтения поэтических текстов, познакомить с такими литературоведческими понятиями, как олицетворение, сравнение, эпитет.

Развивающая : развивать творческие способности, позитивный интерес, навыки выразительного, беглого чтения;

Воспитательная : воспитывать чувство любви к природе через поэзию, музыку, живопись.

Оборудование : учебник 4 кл. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение, карточки на доску, мультимедийная презентация.

Оформление классной доски

  2 апреля С.А.Клычков «Весна в лесу»  
       
   
 
   
 
   

 

 

 

 

 


Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Орг. момент -Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Вера Валентиновна, и сегодня урок чтения проведу у вас я.  
2. Подготовка к восприятию стихотворения - Послушайте стихотворение : Пришла, улыбнулась - утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды Наряд белоснежный надели сады. Взревев, за работу взялись трактора. А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!» -Про какое время года это стихотворение? Значит, мы сегодня будем читать про весну. - Посмотрите на экран. Ребята, как вы думаете, почему я выбрала для слова весна синий цвет? Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А. Клычкова « Весна в лесу», но прежде познакомимся с биографией писателя.   О весне   Слайд 2. Голубое небо, а еще весной бывает много воды.    
3.Знакомство с биографией писателя     4.Чтение и анализ стихотворения Клычков Сергей Антонович (Лешенков) родился в 1889 году в семье башмачника и крестьянки, в деревне Дубровки Тверской губернии.. Родители сыграли большую роль в формировании внутреннего мира будущего писателя. Клычков так писал о себе: «Языком я обязан лесной бабке, речистой матушке Фёкле Алексеевне и мудрому отцу моему, а больше всего нашему полю за околицей и чертухинскому лесу» С детства любил подолгу гулять и наблюдать за природой. Родная деревня стала местом действия прозаических произведений Клычкова. В 1911 году стихи молодого поэта были включены в сборник стихотворений наряду со знаменитыми поэтами. О поэзии Клычкова восторженно писали знаменитые поэты Гумилев, Брюсов, Волошин. Позже он познакомился с творчеством с творчески и душевно близкими ему писателями - Сергеем Есениным и Николаем Клюевым.” Клычков вступил в литературу как поэт, писавший в жанре народной песни. Для его стихов были характерны песенная нежность, внешняя лёгкость в сочетании с не высказанной открыто печалью. - Как настоящая фамилия Сергея Клычкова? - Из какой семьи он был родом? - Какие стихи он писал? - Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А. Клычкова « Весна в лесу». - О чём нам говорит название этого произведения? Чтение стихотворения учителем. - О чём это стихотворение? - Какие признаки наступления весны в лесу вы знаете? - Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Почему? - Как относится поэт к весеннему лесу? - Прочитайте строчки, которые вам понравились - Можно ли назвать стихотворение “Весна в лесу” лирическим? Слайд 3.     Слайд 4.     Слайд 5.   Лешенков Сын башмачника и крестьянки   О весне, о весенних изменениях в лесу, о пробуждении природы, как лесные жители встречают весну - Как оживает природа в лесу с приходом весны. Слайд 6.    
5.Словарная работа - В стихотворении встречается устаревшая лексика : утренник- начало дня груда- большая куча чего-нибудь рудый- вымерший, грубый дрем - полусон, состояние, при котором хочется спать. яр – глубокий, заросший овраг никнуть- опускаться, пригибаться истома-чувство приятной расслабленности бор- хвойный лес странник (устар.)- человек, странствующий пешком Слайд 7  
6.Работа по содержанию стихотворения   -С помощью чего поэт или писатель создает образы? - А сейчас вам нужно определить, кто и как создает картину весны. Выходи к доске, соединяй стрелочками. ЗВУКАМИ ПОЭТ, ПИСАТЕЛЬ КРАСКАМИ ХУДОЖНИК СЛОВАМИ МУЗЫКАНТ Физминутка. - Какое время суток изображено в стихотворении? - Найдите действующих лиц, персонажей; возьмите карандаш и подчеркните тихонько. - О ком и о чём пишет автор? - Почему так много действующих лиц? - Прочитайте первую строфу. - О чем эти строки? - Найдите слова, которые зовут нас в лес? - Почему автор приглашает нас рано в утренник? Чтение второй строфы. - Кого встречаем в лесу? - Почему зайцы собираются грудой? - Какие звуки леса мы слышим? - Какой ствол выбирает дятел? - Прочитайте эпизод, как дятел почуял раннюю весну. Комментарии о пользе дятла: - Дятла называют «лесным санитаром». Почему? Чтение третий строфы. - Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки. Комментарий о весенних повадках медведя: - Медведь просыпается весной очень голодным и злым, поэтому он очень опасен.(тягучий – медленный, побродить – идти не быстро) Почему – багровый хребет? Чтение четвертой строфы. - Почему автор хочет уйти в бор? - Сои – кто это? (Сойка – пестрая лесная птица семейства вороновых. ) - Глухари кружатся, как вы себе это представляете? Чтение пятой строфы. -Прочитайте последнее четверостишье. -О каком « чудном страничке» с золотыми кудрями говорит поэт? Какой прием он использует?(Это месяц апрель. Автор олицетворяет его со странничком , то есть с путешественником. Очень часто в русских приметах, поговорках, стихотворениях весну называют красна девица и на картинах изображают её в образе красивой девушки.) - Весна-это красивая молодая девушка .Волосы у нее длинные золотистые, как весеннее солнышко, глаза синие, как чистое небо. Она изящная, шагает легкой таинственной походкой. Одета она в пышный, длинный сарафан. На голове у нее венок из цветов. В руке у нее волшебный посох. Где коснется ее волшебный посох, все оживает. Рядом с ней идут ее друзья: птицы, насекомые, животные. - Весна -это красивая девочка. У нее длинные волосы, голубые ,как небо глаза. На ней пышное желтое платье. Бегает она босиком, весеннего снега не боится, звонко и весело хохочет .Где коснутся земли маленькие босые ноженьки девчонки, там травка зеленая появляется, где коснутся голых деревьев ее маленькие ручонки, там смолистые душистые почки начинают раскрываться. От ее звонкого смеха насекомые просыпаются, птицы начинают громче петь, цветочки нежные появляются . - А как вы представляете себе весну? - Какие вы знаете художественные приемы? - Что такое эпитет? сравнение? олицетворение? Эпитет - это яркое образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон. Сравнение - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Олицетворения-это перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы или абстрактные понятия - Найдите в этом стихотворении художественные приемы, используемые автором. Подчеркните их простым карандашом. - А какие птицы прилетают к нам весной? - Грачей называют вестниками весны. Давайте вспомним пословицы и поговорки о грачах. -А сейчас мы послушаем несколько стихотворений о весне. Ученики читают стихотворения : - А.Н. Плещеев «Весна» - Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится» -Ф. И. Тютчев « Весенние воды» - Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» - Какое настроение в этих стихах? Слайд 8   Чтобы лучше рассказать о весне в лесу, об изменениях в природе. Автор зовет нас в лес Тепло, мягкий мох Чтобы больше успеть увидеть, наблюдать за изменениями в природе   Зайца и дятла Место сухое Капель, звук дятла Рудый   Слайд 9     Отсвет зари Он хочет наблюдать за пробуждением весны. Это птицы сойки, они клохчут как курицы. Слайд 10 Глухари танцуют друг перед другом, распустив крылья Так поэт описывает образ Весны     Слайд 11     Слайд 12   Слайд 13     Слайд 15 Грачи, журавли, скворцы, жаворонки, ласточки. Грач на горе – весна на дворе. Увидел грача – весну встречай. Грач в воздухе – весна на улице. Коли грачи прямо на гнездо летят – дружная весна. Почти во всех стихотворениях о весне настроение весёлое, радостное, звонкое, воспевающее, восхищённое
7.Выразительное чтение стихотворения - Сейчас мы будем выразительно читать это стихотворение. - А что значит прочитать выразительно? - Заметьте, что в конце 3-4 строк в первых трёх столбцах нет ни точек, ни запятых. О чём это говорит? - Прочитайте выразительно.     Там нет пауз
8.Домашнее задание С. 116 – читать выразительно  
9.Итог урока - О каком времени года мы сегодня говорили? -С каким стихотворением познакомились? - Кто его автор? - Какие средства выразительности вы знаете? - Спасибо за работу, урок окончен. О весне «Весна в лесу» С.А. Клычков  

 

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.