Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика человеческой деятельности



В научной литературе деятельность человека рассматривалась в самых различных аспектах. Еt исследовали, например, как реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций (А.Н.Леонтьев); как взаимосвязь противоположных, но предполагающих друг друга акций - опредмечивания и распредмечивания (Г.С.Батищев); как силу, производящую культуру (Э.С.Маркарян); как совокупность определенных видовых форм, необходимых в реальной жизни каждому индивиду (игра, учение, труд) и играющих поочередно ведущую роль в онтогенезе (Б.Г.Ананьев). Они учитывают лишь один какой-либо срез человеческой деятельности, но деятельность в целом.

Рассмотренная эмпирически деятельность человека есть сложнейшая совокупность конкретных форм. Как отмечал А.Н.Леонтьев, отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по какому угодно признаку: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по их физиологическим механизмам и др.

Наиболее общий план рассмотрения бытия в философии приводит к выделению двух взаимосвязанных онтологических категорий - материи и движения. Существуют две основных формы материи - органическая и неорганическая. Понятие движения определяет способ существования их обоих. Поскольку движение выступает как реактивность и активность, то нас, прежде всего, интересует активность как специфическая характеристика живой материи. Н.А.Бернштейн считал, что активность выступает наиболее общей всеохватывающей характеристикой живых организмов и систем. Д.Узнадзе считал, что активность составляет по существу все содержание жизни.

Жизнь выступает в двух главных формах - растительной и животной. Но это понятие не способно передать особенности более высокого типа жизни, который связан с тем, что поведение животного имеет в своей основе неизвестную растениям способность свободного перемещения в пространстве. Активность животного выступает а) в богатстве проявлений, недоступных растениям; б) предполагает избирательность в каждом поведенческом акте, вызывая необходимость в специальном управляющем органе - нервной системе; в) делает возможным закреплением онтогенетически приобретаемого индивидуального жизненного опыта. Для обозначения этого высшего вида активности и используют понятие деятельность.

Есть такое определение деятельности - это направленная активность живых систем, возникающая на основе их отношения к окружающей среде с целью самоподдержания (т.е. деятельность соотносима с активность лишь людей). Активность животных определяют как поведение. Еще К.Маркс отмечал, что свободная сознательная деятельность как раз и составляет родовой характер человека.

В отличие от животных, активность человека обязана обеспечить не только его биологическую, но и его социальную жизнь. Понятие деятельность включает и биологическую жизнедеятельность, и его социокультурную, специфически человеческую деятельность.

У человека биологическая жизнедеятельность остается материальной базой, на которой выстраивается здание социокультурной деятельности. Какую бы большую роль ни играли в некоторых ситуациях человеческой жизни различные формы биологической активности, они всегда оказываются очеловечеснными, становясь определенным моментом целостной человеческой деятельности (пример с вареной пищей).

Анализируя историю человечества и человека, можно понять, как и почему произошел переход от биологической жизнедеятельности к биосоциальной деятельности, как возникли сверхбиологические (культурные) потребности. Человеческая деятельность - это историческое явление. Она возникает, меняется, совершенствуется вместе с развитием социальных отношений, которые она обслуживает и которые она постоянно изменяет.

Анализ истории цивилизации позволяет предположить, что общество всегда будет нуждаться в труде своих членов (не будет "рая для лентяев"). Деятельность человека доступна структурному анализу. Если биологическая жизнедеятельность не позволяет расчленить особь и природу, на которую направлена активность животного, то человеческая деятельность как социально сформировавшаяся и культурно организованная активность, имеет в своей основе разделение действующего лица (субъекта) и предмета действия (объекта). Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Человек же делает деятельность предметом своей воли и своего сознания.

Человеческую деятельность можно определить какактивность субъекта, направленную на объекты или на других субъектов, а сам человек должен рассматриваться как субъект деятельности.

Деятельность не может быть получена в "готовом виде". Особая роль в этом процессе принадлежит сознанию. Субъект может в этом случае быть определен как сознательный индивид. При нормальной деятельности субъект овладевает объектом (присваивает ее содержание). В противоположном случае объект подчиняет субъекта, порабощая его, лишает свободы и самоцельности бытия),о бывает в случае деградации личности или некоторых вариантов акцентуации личности).

В философии выделяют три компонента деятельности: 1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или других субъектов; 2) объект, на который направлена активность субъектов; 3) сама эта активность, выражающаяся в том или ином способе овладения субъекта объектом.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.