Здавалка
Главная | Обратная связь

Формулирование проблемы

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Правила сложились на протяжении многих десятилетий на опыте тысяч ученых и их соблюдение каждым исследователем позволяет избежать многих блужданий и ошибок, кратчайшим путем получить продуктивные результаты. В первую очередь речь пойдет о планировании исследования.

Планирование работы. Методика исследования.

Методика исследования – это короткий документ на 5–7 страниц, где излагаются: тема исследования, ее актуальность, проблема, объект, предмет исследования, цель, гипотеза, задачи, методы исследования, предполагаемый объем и характер опытно-экспериментальной работы, критерии эффективности введения предлагаемых инноваций, ожидаемые результаты, сроки и виды их литературного оформления.

Любое исследование начинается с

1.Формулирования его темы. Только четкое обозначение темы каждого отдельного исследования может позволить спланировать и организовать проведение всего комплекса научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении.

2. Обоснование актуальности исследования. В сжатом изложении показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте выбранного направления в современных социально-экономических условиях развития общества вообще и данного конкретного района, города, края и т.п. в частности, что по крупному счету (в самом общем конспективном изложении) сделано предшественниками, и что осталось не раскрытым, что предстоит сделать.

На этой основе формируется противоречие.

Противоречие – это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний.

Формулирование проблемы

Не всякое противоречие в практике может разрешаться средствами науки – оно может быть обусловлено материальными, кадровыми затруднениями, отсутствием необходимого оборудования и т.п. Более того, наука и не разрешает противоречий в практике, а только создает предпосылки для их разрешения, показывает способы их разрешения, которые, кстати, могут впоследствии и не быть реализованы по разным причинам.

Проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия.

Проблема исследования формулируется в виде вопроса. Например: «каковы условия, необходимые и достаточные для формирования у будущих специалистов профессионального мышления?»

Вслед за проблемой исследования определяются его объекти предмет. Объектв гносеологии – теории познания – это то, что противостоит познающему субъекту (исследователю в данном случае) в его познавательной деятельности. То есть это та часть практики, с которой исследователь непосредственно имеет дело.

Объект педагогического исследования всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса (в широком смысле слова): теории и методики организации, его содержания и принципов, изучения сложившихся и создания новых форм, методов, приемов и средств деятельности воспитателей и воспитанников, преподавателей и учащихся, студентов.

Предмет исследования– это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.

На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета исследования устанавливается центральный момент исследовательской работы: ее цель.

Цель исследования– это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы.

Как правило, цели педагогических исследований сводятся к не очень большому числу формулировок, которые можно передать в одном абзаце.

Следующий важнейший момент – построение гипотезы. Гипотезавообще – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно.

Гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей экспериментальной, а подчас и теоретической ее проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д.

 

Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. Естественно, гипотеза в процессе исследования неоднократно уточняется, дополняется или изменяется.

Гипотеза– это предположение, истинность которого не очевидна:

Тема: «Моделирование профессионального становления личности студента колледжа искусств в самостоятельной учебной деятельности». Гипотеза: «самостоятельная работа влияет на эффективное профессиональное становление студента в том случае, если она обеспечивает в своих средствах развитие всех компонентов процессуальной и видовой структур деятельности учащегося как личности. Это может быть достигнуто на основе построения самостоятельной работы как педагогической модели будущей профессиональной деятельности в процессе выполнения учащимися специально разработанного комплекса проблемно-производственных задач в теоретическом и заданий в практическом обучении».

Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи. Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

Тема исследования: «Персональный компьютер как средство коррекции знаний по математике».

Задачи исследования:

«– выявить особенности коррекции математических знаний как части учебного процесса;

– выявить возможности персонального компьютера в управлении деятельностью учащегося в процессе коррекции знаний по математике;

– разработать педагогические программные средства и методику их использования;

– проверить эффективность разработанной методики в учебном эксперименте».





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.