Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальная система как объект исследования



С середины 20 века в научных и прикладных исследованиях широкое применение получил новый подход - СИСТЕМНЫЙ.

СИСТЕМА - нечто целое, функционирующее определённым образом, с вектором, а также законом развития. С состоит из элементов, фрагментов, частей (подсистема). Наша дисциплина изучает СЭП процессы.

 
 


СИСТЕМА

 

А) Связи по направленности бывают:

- односторонние; - двусторонние; - прямые; - обратные.

Б) По степени сложности:

- простые; - сложные; - очень сложные.

В) По количеству:

- множественные; - единичные; - обозримые; - необозримые.

Г) По степени открытости:

- замкнутой; - открытой.

Д) с учётом степени управления:

жёсткие (жестко регулируемые); мягкие (мягко регулируемые);

СЭ и П системы в процессе изучения фрагментируется, чтобы в поле изучения попадали социально значимые изменения, явления, события. Такой подход приводит к серьёзным погрешностям. Дело в том, что на данный период социально значимые изменения могут быть вызваны определёнными группами людей (по Марксу -классами), слоями населения, находящиеся в авангарде социальных событий. При этом мотивы лидеров, социальных групп, движущие различные слои населения, могут быть разные.

В конце ХХ века Френсис Фукуяма «Конец истории», указал на допущение

К. Маркса, который видел в изменении общества только материальную основу.

Питирим Сорокин: социальные явления нельзя изучать исходя из одной только экономической основы. Тем более, когда речь идет о НТР, глобальных процессах в мировом хозяйстве, о глобальных проблемах человечества (голод, истощение природных ресурсов, экологические проблемы).

-3-

Общетеоретические принципы СЭ и ПИ

«Принципы»- основные правила, руководящие идеи, предписываемый вектор проведения СЭ и ПИ. Принципы применяются исходя из целей и задач, объекта исследования.

В обобщённом виде использование принципов в процессе исследований можно свести к следующим:

1.целеустремлённости (целепологание); 2.принцип системности; 3. комплексности; 4. научности; 5. объективности; 6. своевременности;

7. динамичности; 8.разнообразия; 9) преемственности,….,

 

ТЕМА №3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ СЭ и ПИ.

СОСТАВ, СТРУКТУРА МЕТОДОВ СЭ И ПИ:

 

Метод СЭ и П исследования основывается на определённых теоретических и прикладных данных. Различие в используемых методах свидетельство о различных подходах оценки объекта исследования.

 
 


ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯОБЩЕСТВО:

 

- Экономика, политика, право, идеология, социальная сфера, экология,..

1) Деление общего или целого на составные элементы (декомпозиция), дифференциация;

2) Соединение элементов в единое целое (композиция). Разделение политических, социальных структур на уровни (федеральный, региональный, местный) по вертикали и по горизонтали осложняет анализ и не позволяет применить объективные (научные) методы исследования для получения достаточно точной информации с целью принятия выверенных управленческих решений. Чем ниже уровень исследования (то сверху вниз), тем существенно сокращается масштаб объекта исследования, соответственно, меняется методика и инструментарий исследования.

(Схема - )

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.