Здавалка
Главная | Обратная связь

Серия В. Структурное визуальное мышление



Структурное визуальное мышление позволяет видеть зако­номерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими закономерностями, переносить их в аналогично организованные структуры и ситуа­ции, то есть мыслить по аналогии. Оно помогает в чтении черте­жей и в использовании чертежей и схематических рисунков при решении задач, в восприятии периодичности, симметричности в вербально представленной информации, в использовании этих приемов для ее систематизации. Отличие данных заданий от се­рии А (не используемой в предлагаемом диагностическом ком­плексе) заключается в том, что требуется выделить и «продубли­ровать» принцип связи между элементами, а не продолжить сами элементы.

Ключ к серии В: 2,6,1,2,1, 3, 5, 6, 4, 3, 4, 5

 

Зона 1

Слабый уровень развития структурного визуально­го мышления. Подросток не может отвлечься от графического изображения как такового и видит не закономерности, для объяс­нения которых используется рисунок, а сам рисунок. Если изоб­ражение точно, хотя и схематично, передает содержание текста, то ученику оно может быть понятно. Если предпринята попытка графически выделить связи и отношения, то для ребенка объяс­нение становится непонятным. Взрослые не всегда сами осозна­ют «уровень отвлеченности» графического изображения и поэтому недоумевают, почему ребенок перестает понимать. В данном случае использование рисунков следует предварять рассуждениями. Ученик сначала должен с помощью речевого анализа предста­вить то, что будет изображено графически. Его надо научить изоб­ражать алгоритмы с помощью блок-схем, то есть выделять и акцентировать сам принцип действия, последовательность связей. Необходимо учить подростка при анализе чертежей к задачам искать сначала графическое выражение правила или теоремы, на которых основывается само решение. Уделять больше внима­ния построению чертежей к задачам. Любая графическая работа должна предваряться и сопровождаться речевыми рассуждениями.

Если при слабом уровне структурного мышления, тем не менее, показатели динамического и комбинаторного находятся на сред­нем или даже на хорошем уровне, то следует предложить подро­стку для выполнения зрительно-графический тест Л. Бендер (см. Л.А. Ясюкова «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» СПб., ИМАТОН, 2001). В этом случае обычно выявляют­ся те или иные нарушения зрительно-моторной координации, и подростку бывает необходима консультация невропатолога.

 

Зона 2

Средний уровень развития визуального структур­ного мышления. Подросток может понимать смысл информации, когда он передан графически, но самостоятельно не пользуется визуальными способами выделения логических связей или зако­номерностей, содержащихся в тексте. Обычно предпочитает про­честь пояснения к схемам и чертежам, чем разбираться само­стоятельно. Если визуальное мышление, достигшее только сред­него уровня, не будет активно использоваться, то оно дегради­рует. Развить его в старших классах будет невозможно. Если ви­зуальное мышление будет постоянно задействовано, то оно мо­жет развиваться далее и без каких-либо дополнительных усилий. Рекомендуется на первых порах все же сопровождать визуаль­ный анализ речевыми рассуждениями.

 

Зоны 3 и 4

Визуальное структурное мышление развито хо­рошо (или высоко). Подросток легко выделяет связи, закономер­ности, изображенные графически. Может быстро научиться «чи­тать» схемы и чертежи. Самостоятельно применяет рисунки и схемы для лучшего понимания и запоминания материала. Может ис­пользовать визуальные аналогии и тем самым частично компен­сировать недостатки в развитии понятийного логического мыш­ления.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.