Здавалка
Главная | Обратная связь

Серия С. Динамическое визуальное мышление



Динамическое (или структурно-динамическое) визуальное мышление позволяет анализировать закономерности и понимать характер изменения информации, представленной с помощью таблиц (или матриц) в двумерном (n-мерном) пространстве, ра­ботать с осями координат. Благодаря этому типу мышления под­росток может преобразовывать качественную неструктурированную информацию (образную, вербальную, символическую) в таблич­ную (матричную) форму, так как способен выделять основные тен­денции, направленность результирующих изменений в многомер­ной динамике.

В заданиях серии С симультанно (одновременно и целост­но) представлены разнонаправленные, но взаимозависимые из­менения структуры изображения. Эти изменения происходят од­новременно по нескольким параметрам (элементам, свойствам, направлениям), но образуют в итоге некий единый результирую­щий вектор, характеризующий общую тенденцию. Можно сказать, что в заданиях серии С моделируется (визуально упрощенно) процесс развития. Если у подростка сформировано структурно-динамическое визуальное мышление, то он способен выделять внутренние закономерности развития не только в наглядно, но и вербально представленной информации. Наши исследования показали, что дети-кинестетики, обычно не справляющиеся с за­даниями серии В, легко выполняют задания серии С. Задания серии С для кинестетиков субъективно более просты, так как в них представлено движение.

Если подросток совсем не справляется с заданиями серии С, говорить о наличии у него патологии органического или фун­кционального характера, тем не менее, нельзя. Структурно-дина­мическое мышление может отсутствовать у здоровых индивидов, в процессе социализации которых больше внимания уделялось развитию, например, вербального, а не визуального мышления. При слабо развитом структурно-динамическом мышлении таб­личное представление информации учащимися не понимается. Самостоятельно пользоваться таблицами они не умеют, обычно просто заучивают ее «содержание», изложенное в виде текста, не осознавая закономерностей, для выделения которых таблица и была составлена. Если у подростка недостаточно развита поня­тийная логика, то мышление в целом остается статичным и опи­сательным. Изучая, например, биологию или историю, такие уче­ники просто заучивают пересказы и не видят никакого другого смысла в прочитанных текстах. Как отмечал еще Ж. Пиаже, пред­ставление детей о мире (вплоть до подросткового возраста) ста­тично, а их мышление - описательно. В процессе развития струк­турно-динамического мышления происходят качественные изме­нения в системе функционирования восприятия и образов-пред­ставлений ребенка. От статично-описательных представлений он переходит к пониманию того, что все изменчиво. Подросток на­чинает видеть окружающий мир как постоянно изменяющуюся, развивающуюся систему. Для выражения закономерностей, ха­рактеризующих изменчивость, он может использовать таблич­ную или графическую (на координатных осях) формы. У него зак­ладываются способности, необходимые для понимания функци­ональной алгебры и естественных наук.

Ключ к серии С: 8, 2, 3, 8, 7, 4, 5, 1, 7, 6, 1, 2.

 

Зона 1

Слабый уровень развития структурно-динамичес­кого визуального мышления. Подросток не умеет «читать» таб­лицы, не понимает смысл информации, представленной в таб­личном виде. Если таблицы содержатся в тексте, то ученик огра­ничивается чтением поясняющих их фраз. Может испытывать трудности с систематизацией материала по истории, биологии и химии. Мышление в целом может оставаться статичным, опи­сательным. Подросток может пересказывать материал, но не по­нимать, например, законов исторического развития или биоло­гической эволюции. Разделы математики, где используются таб­лицы и графики, также будут трудны для понимания. Для разви­тия динамического мышления у старшеклассников уже поздно предлагать какие-либо игры, следует помогать ученику в исполь­зовании табличной формы для обобщения материала по исто­рии, биологии, географии, акцентируя внимание на последова­тельной изменчивости показателей. Учить изображать в виде таблиц числовые массивы. Все действия должны предваряться и сопровождаться рассуждениями.

 

Зона 2

Средний уровень развития структурно-динамичес­кого визуального мышления. Подростка во время дополнитель­ных занятий можно научить пользоваться таблицами, чертить графики функций. Он в принципе способен все это понять, но придется прикладывать много усилий, чтобы не только сформи­ровать эти конкретные визуальные навыки, но и развить мышле­ние в целом, «внедрить» в него динамический вектор.

 

Зона 3

Хороший уровень развития структурно-динамичес­кого визуального мышления. Использование таблиц способствует лучшему пониманию и усвоению материала. Простейшие функ­циональные зависимости ученик легче понимает, когда они вы­ражены графически. Однако структурно-динамическое мышле­ние может действовать только при условии визуально-графической представленности материала, и широкого переноса может не быть. Необходим опыт самостоятельного перевода вербальной инфор­мации в табличную форму. Этому ребенок может научиться при обобщении материала по истории, биологии, географии.

 

Зона 4

Высокий уровень развития структурно-динамичес­кого визуального мышления. Операциональные механизмы струк­турно-динамического мышления могут быть перенесены и исполь­зованы в других видах мышления (образном, вербальном, сим­волическом). Ученик легко идентифицирует объект, явление во всех фазах развития, быстро понимает принцип, согласно кото­рому происходят преобразования, может прогнозировать харак­тер изменения объекта еще до того, как они произойдут. Он не только легко воспринимает информацию, представленную в таб­личном виде, но и сам обычно старается преобразовать различ­ные описания в таблицы, для лучшего понимания и запомина­ния. Способен быстро понять принцип функциональной зависи­мости, обучиться графически ее выражать, пользоваться коор­динатными осями для нахождения возможных значений изменя­емого признака. На этом уровне может не только обеспечивать­ся компенсация недостатков понятийного логического мышления и операции категоризации, но и стимулироваться их развитие.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.