Здавалка
Главная | Обратная связь

Серия D. Комбинаторное визуальное мышление



Комбинаторное визуальное мышление, замеряемое серией D, может начать формироваться раньше, чем структурно-динами­ческое. Статистика последних лет показывает, что у абсолютного большинства учащихся именно оно оказывается значительно лучше развито, чем динамическое, замеряемое серией С. Как мы отме­чали ранее, в отечественной культуре в дошкольных дидактичес­ких играх широко используется разнообразный геометрический материал, оперируя которым дети учатся классифицировать, решать простые логические задачки. Уместно вновь подчеркнуть: если с раннего детства ребенок имеет дело с развивающими иг­рами, где используется в основном геометрический и абстракт­но-орнаментальный материал, то им усваиваются принципы ком­бинаторного мышления и, тем самым, приостанавливается, по­давляется развитие мышления понятийного. Геометрические фигуры, орнаментальные и другие формально-графические (а не предметно-содержательные) изображения по своей «природе» не образуют существенных или несущественных признаков и ге­нетического вектора, поэтому к ним не применимы понятия «про­исхождение» и «развитие». Как искусственные, а не «естествен­ные» объекты, они допускают гораздо больше преобразований, не имея ограничений, которые накладываются видовой принад­лежностью и категорией развития. Именно поэтому с их помо­щью выстраивается не «пирамида понятий», а «комбинаторное поле». «Понятийная пирамида» вырастает из объективных свя­зей, в которых отражаются законы развития природы и обще­ства, в то время как «комбинаторное поле» статично, в его рам­ках возможны разнообразные сочетания и перегруппировки, но его элементы всегда самотождественны, лишены внутренней ди­намики развития, которая свойственна понятиям. Если комби­наторное мышление развивается раньше понятийного, то после­днее может не сформироваться вообще.

Проблема детей, у которых формируется комбинаторное мышление вместо понятийного, заключается в том, что катего­ризация у них полностью подменяется классификацией, а обоб­щения - группировками. У них не формируется установка на поиск существенного признака, напротив, любые свойства воспри­нимаются как принципиально равноценные. Развитое комбина­торное мышление позволяет легко осваивать математику (за ис­ключением наиболее абстрактных разделов алгебры), решать задачи по физике и химии, но закономерности естественных и гуманитарных наук воспринимаются с трудом.

Ключ к серии D: 3, 4, 3, 7, 8, 6, 5,4,1, 2, 5, 6.

 

Зона 1

Слабый уровень развития визуального комбина­торного мышления. Встречается в нашей культуре редко, часто сочетается с общим слабым интеллектуальным развитием (но в этом случае в первую очередь надо развивать понятийное мыш­ление). Если же понятийное и абстрактное мышление развито, то никаких особых трудностей из-за отсутствия визуальной комби­наторики подросток может не испытывать. Скорее всего, мате­матика и не станет его любимым предметом, но задачки он ре­шать сможет, хотя и другим способом, не используя визуальных манипуляций. Стимулировать развитие визуальной комбинато­рики у старшеклассников не удается.

 

Зона 2

Средний уровень развития визуального комбина­торного мышления. Встречается как результат приостановки раз­вития визуального мышления в целом из-за усиленных нагрузок на аудиальную систему (например, при усиленных занятиях му­зыкой или углубленном изучении с младших классов двух иност­ранных языков). Либо характерен для посредственно развитого визуального мышления в целом. И в том, и в другом случае опе­рации комбинаторного мышления активно не используются под­ростком. Развить комбинаторный компонент удается только при условии активизации визуального мышления в целом.

 

Зона 3

Хороший уровень развития визуального комбина­торного мышления. Часто развивается в процессе обучения в начальной школе по программам Занкова или Петерсон. Помо­гает в решении задач не только в курсе математики, но и физики, химии, биологии. Может вплоть до 9 класса компенсировать не­развитость абстрактного мышления, обеспечивая хорошую ус­певаемость по математике. Может частично компенсировать недостатки понятийного мышления и одновременно тормозить его развитие. Если подросток увлекается математикой и усилен­но ею занимается, то понятийное мышление так и не сформиру­ется. На базе комбинаторики у подростка разовьется формаль­ная логика и не будет полноценного абстрактного мышления. При этом по гуманитарным, естественным наукам (в том числе и по физике) успеваемость будет посредственной. Следует помнить, что компенсаторные возможности визуальной комбинаторики не безграничны, хотя с ее помощью долго может сохраняться хоро­шая успеваемость (особенно по математике) и ощущение полно­го благополучия. Родителей бывает трудно убедить, что успехи временны, что приостановка в развитии понятийного и абстрак­тного мышления резко проявит себя, как только к 9 классу будет полностью исчерпан компенсаторный потенциал визуальной ком­бинаторики. Если понятийное и абстрактное мышление развито, то беспокоиться не о чем.

 

Зона 4

Высокий уровень развития визуального комбина­торного мышления. Формируется на базе сильного визуального интеллекта в целом. Существует высокая вероятность становле­ния математических способностей, технического интеллекта. Если развито и понятийное мышление, то возможно развитие физи­ко-математических способностей и сильного интеллекта в целом.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.