Здавалка
Главная | Обратная связь

Оппортунистическое поведение : сущность, формы и причины его появления. Группы внешних факторов, ограничивающие оппортунистическое поведение.



 

Отделение собственности от текущего контроля на крупных корпорациях порождает конфликт интересов между собственниками и управляющими.

  Принципал Агент
Отношение к собственности владелец доверенное лицо (управляющий)
Цель Цель собственника - максимизация прибыли Цели управляющих- спокойное существование; престиж, роскошь и траты на личные интересы; профессиональный интерес.
Диффузия собственности Владение, реализуемое посредством купли-продажи акций и получением дивидендов. Распоряжение, ко­торое проявляется в текущем функционировании компании.
Проблема принципала – агента   Угроза манипулирования принципала агентом при выполнение предписаний и поручений принципала.  
Информационный конфликт между интересами собственников и менеджерами Асимметрия информации -располагают меньшей информа­цией Асимметрия информации и перспективы оппортунизма стимулируют манипулирование агентом принципала.
Снижает доходы внешних собственников и стоимость компании. Собственники несут дополнительные расходы на то, чтобы исполнительный менеджмент всё-таки руководствовался их интересами Прибыль компании падает в результате искаженного поведения исполнительного менеджмента.

Введение принципала в заблуждение становится возможным на основе асимметричности информации и высоких издержек контроля над деятельностью агента.

 

К каким проблемам может привести асимметрия информации?

 

1) Оппортнизм (Ex post) - моральная угроза – человек формально исполняет контракт, но ему известно, что контракт неполный и есть возможность его не выполнить (поведение индивида, сознательно повышающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут восстановлены).

Примеры:

§ работник симулируют кипучую деятельность на работе;

§ спортсмен принимает допинг, надеясь, что его не разоблачат,

 

Почему называют Оппортунизм (Ex post)? Так как действия, совершающиеся после заключения контракта не могут быть проконтролированы.

2) Оппортунизм (Ex ante) - неблагоприятный отбор – более информированные агенты, стремясь повысить свое благосостояние, совершают действия, которые негативно сказываются на благосостоянии других участников взаимодействия. Искажение частной информации информированным игроком с целью более выгодного для него контракта.

Варианты решения проблемы принципала и агента

Разделяют внешние и внутренние инструменты (механизмы) решения проблемы принципала-агента в корпоративном управлении.

К внешним инструментам относятся:

1) Рынок ценных бумаг. Капитализация будущих последствий текущих действий менеджмента выражается в колебаниях курса акций корпорации на бирже; при падении курса акций начинается их сброс, что прямо угрожает положению менеджеров и, следовательно, оказывает контролирующее воздействие на их поведение (т. е. биржа дисциплинирует менеджеров в пользу интересов акционеров). Если исполнительный менеджмент публичных компаний принимает неэффективные решения, это приводит к снижению курсовой стоимости акций и повышению риска поглощения компании, за которым последует смена исполнительного менеджмента.

2) «Рынок» поглощений. Снижение курса акций вследствие оппортунистического поведения управляющих сделало бы корпорацию более легким и удобным объектом для поглощения, которое неизбежно повело бы к смене ее нынешнего руководства. Если компания плохо управляется, её ценность с точки зрения собственников снижается, возникают возможности и стимулы приобретения контроля со стороны другого (потенциально более эффективного) собственника.

3) Рынок менеджеров. Важнейшая роль принадлежит рынку менеджериального труда, на котором талант и квалификация управляющих оцениваются на основе сигналов, поступающих с рынка капитала; кроме того, понимание менеджерами всех рангов, что судьба каждого зависит от судьбы «команды» в целом, побуждает их к взаимному контролю для ограничения оппортунистического поведения внутри корпорации;

Для любого наёмного работника роль дисциплинирующего инструмента выполняет рынок труда, на котором присутствуют незанятые конкуренты, в сочетании со стимулирующим уровнем заработной платы. Это верно и для высших менеджеров компании, в той степени, в которой их можно заменить конкурентами на рынке труда. Чем более развит рынок управленческого труда, тем большей угрозой для менеджеров компании будет их смена в результате решения собрания акционеров по рекомендации совета директоров.

При увольнении менеджер теряет возможность получения выигрышей не только в данной компании, страдает и его репутация, а следовательно – будущая конкурентоспособность на рынке управляющих.

3) Институт несостоятельности (банкротства). По своему назначению процедуры банкротства направлены на вывод с рынка неэффективных предприятий и защиту прав кредиторов. Однако угроза потери места в результате банкротства предприятия может снизить не только текущие, но и будущие доходы менеджера, поскольку отразится на его репутации. Поэтому хорошо действующий институт банкротства в конечном итоге защищает не только кредиторов, но и неконтролирующих (миноритарных) акционеров.

К внутренним инструментам относятся:

 

 

1. Конкуренция на рабочем месте. Создание конкуренции на рабочем месте управляющего предпола­гает заключение с управляющими контракта, согласно которому размер денежного вознаграждения устанавливается в зависимости от соотноше­ния результатов его работы с результатами работы менеджеров других подразделений. Вознаграждение выплачивается агенту, получившему наилучший результат. Это и стимул повышения производительности труда и стимул для взаимного контроля агентов

2. Превращение наемных управляющих в собственников. Денежные поощрения управляющих возможны в виде пакетов акций с целью превращения соб­ственника-распорядителя в собственника-владельца.

3. Репутация менеджера. Увольнение недобросовестного менеджера, если такое происходит, сказывается на его репутации, что снижает его оценку на рынке управ­ляющих и возможности получения хорошей должности в другой компа­нии.

4. Стимулирующие контракты менеджеров. Ключевой вопрос здесь касается системы стимулов, способствующих или, наоборот, препятствующих распространению агентом достоверной информации.

С исполнительным менеджментом могут заключаться контракты, предполагающие бонусы в зависимости от достижения менеджерами целей, которые ставят перед ними собственники. В качестве целевых индикаторов могут рассматриваться прибыль или выручка компании, успешная реализация инвестиционного проекта, рыночная доля компании.

 

5)Фирма как коалиция агентов.

 

Все функции принципала поочередно выполняются всеми агентами ( «колесообразная» структура). Таким образом, создаются предпосылки для доверительного отношения между агентами и достижение с их помощью кооперации. Повышение производительности происходит благодаря чувству ответственности за внесение справедливого вклада в общее дело. Появление

кооперации дает дополнительный выигрыш.

При наличии коалиции агентов появляется возможность решить проблему принципала и агента на основе «золотого правила».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.