Здавалка
Главная | Обратная связь

От принципала это правило требует, чтобы он вознаграждал агентов в соответствии с их вкладом в результат. От агента добросовестное выполнение задач.



 

Агенты выбирают между тремя стратегиями:

 

· Золотым правилом.

· Стандартом равных условий (принципал применяет уравнительную оплату, агенты работают «как все»).

· И оппортунистическим поведением (принципал занижает вознаграждение под предлогом ухудшения внешних условий).

 

Основные понятия, используемые в Лекции

 

Контракт - это совокупность правил, структурирующих (формализующих) обмен между двумя (и более) экономическими агентами посред­ством определения обмениваемых прав и взятых обязательств и определе­ния механизма их соблюдения.

Модель принципала–агента - описывает деятельность фирмы в терминах взаимоотношений между его собственниками и менеджерами, а так­же между менеджерами и работникамиПроблема взаимоотношений принципала и агента - описывает, каким образом один индивид, принципал (собственник, управляющий, поручитель), может создавать систему компенсации (контракт) для мотивации другого индивида, агента (менеджера, работника, исполнителя) действовать в интересах принципала. Согласно этой концепции собственники, не работающие на предприятии, как правило, не имеют доступа к той информации, которой обладает менеджер.

Рамки (мера) использования рынкав качестве способа координации — определяются недопущением, с одной стороны, провалов рынка, с другой — провалов государства. При этом необходи мо добиваться оптимального соотношения между макроэкономическими издержками и гарантиями, которые получают производители и потребители от процессов координации (организовывания, упорядочивания) в народном хозяйстве.

Рынок— способ координации деятельности экономических субъектов. Каждый действует на свой страх и риск, стремясь при этом максимизировать свою выгоду, разницу между результатами и затратами. Рынок — это форма обезличенной координации. Он обеспечивает начала самоорганизации в национальной экономике.

 

Рынок как способ макроэкономической координациидеятельности экономических субъектов, в конце концов, обеспечивает снижение народнохозяйственных издержек, но не дает при этом никаких гарантий реализации продукции конкретным производителем и покупки товара конкретным потребителем.

Рыночная система— это большая система (информационная). Монополия возникает там и тогда, где и когда происходит ограничение свободы движения достоверной информации и ее (информации) искажение.

Самоорганизация— форма организовывания, упорядочивания (народнохозяйственной координации) поведения миллионов экономических субъектов. В этом случае макроэкономические издержки минимальные. Если система еще и не дает сбоев, то эффективность каждого экономического субъекта и системы в целом возрастает.

Сделка— единица экономической организации на уровне народного хозяйства. У каждой сделки два участника, которые стремятся реализовать собственные интересы, которые сводятся к тому, что один пытается продать товар дороже, а другой — купить его дешевле. Если сделка совершается, то можно утверждать, что ее участники уверены в том, что они, по крайней мере, не проиграли в процессе совершения сделки.

Сопоставление результата и затрат в широком смысле—сопоставление результата и затрат в координатах издержки — гарантии. Бо́льшие гарантии предопределяют меньшую цену безубыточности, но они связаны с дополнительными издержками. Нельзя нести трансакционные расходы, не предоставляя никаких гарантий.

Специфичность активов — это свойство активов приносить наибольшую выгоду только при определенном употреблении. По-другому данное свойство можно определить как трудность переориентации активов на альтернатив­ное использование. Если ценность ресурса не зависит от судьбы и поведения коалиции, то он и вне, и внутри нее будет оплачиваться одинаково. Такой ресурс называется общим. Если ценность ресурса в коалиции выше, чем вне ее, то такой ресурс будет называтьсяспецифическим.

 

Субаддитивность издержек: издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм за счет эффекта масштаба и разнообразия.

Формы защиты трансакции (формы экономической организации):

1) рыночные отношения (экономические, купли-продажи),

2) контрактная система (экономические отношения принимают форму равноправных юридических соглашений),

3) нерыночные отношения, внутрифирменная иерархия (фактически это неэкономические (административные) отношения),

4) нерыночные отношения в рамках рыночных систем (большое количество неравных, несимметричных отношений между крупными и мелкими компаниями).

Фирма - коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью долгосрочных двух­сторонних контрактов контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек, которые замещают рынок продуктов и ресурсов, и в которых це­новые сигналы играют относительно небольшую роль, ввиду обеспечения координации посредством команд.

Фундаментальная трансформация рыночных отношений во внутрифирменные— превращение рыночных отношений, рыночной формы экономической организации во внутрифирменные отношения, иерархию.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Почему некоторые сделки организуются с использованием рыночного механизма, а не­которые — внутри фирмы? Что такое фундаментальная трансформация? Объясните этот процесс на основе примеров вертикальной интеграции.

2. Каким образом характер и структура издержек, связанных непосредственно с реализаци­ей сделок, могут повлиять на результаты экономической деятельности?

3. Как оптимально организовывать управление трансакциями в зависимости от величины и структуры этих издержек? С помощью каких механизмов можно снижать трансакционные издержки на различных рынках?

4. С какого рода проблемами, вызванными ассиметричной информацией, сталкиваются компании? Как их можно решить с помощью изменения форм заключения контракта?

5. Что такое «оппортунизм» и какое влияние подобное поведение оказывает на неопределенность внешней среды?

6. Что вы понимаете под издержками оппортунистического поведения? Как можно минимизировать данный вид издержек? Приведите конкретные примеры.

7. Каковы механизмы достижения эффективных результатов контрактной деятельности? Назовите основные способы снижения издержек заключения контрактов.

8. Как предотвращать проявления оппортунизма в тех или иных контрактных отношениях? Какие существуют основные способы решения проблемы оппортунистического поведения Ex ante?

9. Почему возникают фирмы? Для ответа используйте положения технологической, институциональной и стратегической концепции природы фирмы.

10. Какие экономические конфликты присущи отношениям в иерархической структуре?

11. Как определяются границы и размеры организации (фирмы), позволяющие ей добиваться наибольшего чистого эффекта при сопоставлении результата и соответствующих затрат?

12. Каким образом происходит упорядочивание элементов внутри организации (фирмы), дающее возможность сократить общие затраты на внутрифирменное управление и повысить общий положительный эффект от деятельности экономического субъекта?

13. Что представляет собой элементарная структурная единица («атом») организации, позволяющая увеличить общую эффективность функционирования экономического субъекта?

14. Каким образом фирма адаптирует собственную структуру к изменениям внешней среды, добиваясь при этом дополнительного положительного эффекта от управления собственно структурой (этим специфическим менеджерским ресурсом)?

15. Дайте краткую характеристику фирме, рынку и сети как механизмам управления.

16. Рассмотрите пример образования трансакционных издержек вследствие существования неэффективных институтов в российской экономике.

17. Какие основные причины заключения неполных контрактов изучаются в рамках теории контрактов?

18. Как институциональная среда влияет на выбор контрактных форм?

19. Раскройте понятие «полный контракт» по Милгрому и Робертсу.

20. Определите понятие «специфический актив». Приведите примеры специфических активов.

21. По какой причине большинство контрактов являются неполными? Дайте определение «неявного контракта». По какой причине контракт может быть неформализованным? Приведите пример неявного контракта. Приведите пример самовыполняющегося контракта.

22. В чем заключается принципиальное отличие теории агентских отношений и теории отношенческих контрактов?

23. Приведите примеры отношений принципал—агент. Чем обусловлены агентские издержки? Из каких компонентов они состоят?

24. Какой ресурс называется «специфическим», и какие виды специфичности ресурса вам известны?

25. Какой контракт называется отношенческим? Какие факторы влияют на выбор типа контракта? Какие факторы влияют на выбор типа контракта?

26. Почему классический контракт — негибкий? Каким об­разом экономические агенты приспосабливаются к изменившим­ся условиям, если они заключают классические контракты? За счет чего неоклассический контракт более гибкий, чем контракт классический?

27. Определите понятия «фирма» и «размер фирмы» в рамках трансакционной теории фирмы. При каких условиях размер фирмы оптимален? От каких факторов зависит оптимальный размер фирмы?

28. Как рассматривает фирму стандартная экономическая тео­рия? В чем преимущества и недостатки этого подхода?

29. Какие механизмы контроля управляющих открытых ак­ционерных обществ вам известны?

30. Что такое «эффект Эверча-Джонсона» и в деятельности каких фирм он проявляется?

31. Дайте институциональную интерпретацию известной поговорке «Договор дороже денег». Идеал какого контракта нашел свое отражение в ней?

32. Как влияет на решение проблемы принципала - агента рост размеров фирмы?

33. Какую систему стимулов следует применять на российских предприятиях, которая ограничивала бы оппортунистическое поведение агентов?

34. С чем связан рост трансакционных издержек в открытых корпорациях?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.