Здавалка
Главная | Обратная связь

Этапы развития областей головного мозга и их функции

Развитие ЦНС в преднатальный период

Сроки онтогенеза Стадия эмбриона
2—3 недели Формирование невральной пластинки
3—4 недели Закрытие невральной трубки
4 неделя Образование трех мозговых пузырей
5 неделя Образование пяти мозговых пузырей
7 неделя Рост полушарий мозга, начало полиферации нейробластов
2 мес. Рост мозговой коры с гладкой поверхностью
  Стадия плода
2,5 мес. Утолщение мозговой коры
3 мес. Начало формирования мозолистого тела и роста глии
4 мес. Рост долек и борозд в мозжечке
5 мес. Формирование мозолистого тела, рост пер­вичных борозд и гистологических слоев
6 мес. Дифференциация слоев коры, миелинизация. образование синаптических связей, формиро­вание межполушарной асимметрии и межпо­ловых различий
7 мес. Появление шести клеточных слоев, борозд. извилин, асимметрии полушарий
8-9 мес. Быстрое развитие вторичных и третичных бо­розд и извилин, развитие асимметрии в строе­нии мозга, особенно в области височных до­лей

 

Этапы развития областей головного мозга и их функции

 

От зачатия до 15 мес.   Стволовые структуры Основные потребности вы­живания — питание, укры­тие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вести­булярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения
15 мес — 4,5 г Лимбическая сис­тема Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображе­ния, памяти, овладение грубыми моторными навы­ками
4,5— 7 лет Правое (образное) полушарие Обработка в мозге целост­ной картины на основе об­разов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внеш­ней речи, интегрированного мышления
7—9 лет Левое (логиче­ское) полушарие Детальная и линейная об­работка информации, со­вершенствование навыков речи, чтения и письма, сче­та, рисования, танцеваль­ных, восприятия музыки, моторики рук
8 лет Лобная доля Совершенствование навыков тонкой моторики, ста­новление внутренней речи, контроль социального по­ведения. Развитие и кооринация движений глаз: слежение и фокусирование
9—12 лет Мозолистое тело и миелинизация Комплексная обработка информации всем мозгом
12—16 лет Гормональный всплеск Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появле­ние общественных интере­сов
16—21 год Целостная систе­ма интеллекта и тела Планирование будущего, анализ новых идей и воз­можностей
21 год и далее Интенсивный скачок в развитии нервной сети лоб­ных долей Развитие системного мыш­ления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, сочувствие) и тонких моторных навыков

 

 

Теория функциональных систем, предложенная П.К.Анохиным, постулирует принципиально новый подход к физиологическим явлениям. Она изменяет традиционное «органное» мышление и открывает картину целостных интегративных функций организма.

Возникнув на основе теории условных рефлексов И.П.Павлова, теория функциональных систем явилась ее творческим развитием. Вместе с тем в процессе развития самой теории функциональных систем она вышла за рамки классической рефлекторной теории и оформилась в самостоятельный принцип организации физиологических функций. Функциональные системы имеют отличную от рефлекторной дуги циклическую динамическую организацию, вся деятельность составляющих компонентов которой направлена на обеспечение различных приспособительных результатов, полезных для организма и для его взаимодействия с окружающей средой и себе подобными. Любая функциональная система, согласно представлениям П.К.Анохина, имеет принципиально однотипную организацию и включает следующие общие, притом универсальные для разных функциональных систем периферические и центральные узловые механизмы:

1. Полезный приспособительный результат как ведущее звено функциональной системы;

2. Рецепторы результата;

3. Обратную афферентацию, поступающую от рецепторов результата в центральные образования функциональной системы;

4. Центральную архитектонику, представляющую избирательное объединение функциональной системой нервных элементов различных уровней;

5. Исполнительные соматические, вегетативные и эндокринные компоненты, включающие организованное целенаправленное поведение.

С общетеоретической точки зрения функциональные системы представляют саморегулирующиеся организации, динамически и избирательно объединяющие ЦНС и периферические органы и ткани на основе нервной и гуморальной регуляции для достижения полезных для системы и организма в целом приспособительных результатов. Полезными для организма адаптивными результатами являются в первую очередь обеспечивающие различные стороны метаболических процессов гомеостатические показатели, а также находящиеся за пределами организма результаты поведенческой деятельности, удовлетворяющие различные биологические (метаболические) потребности организма, потребности зоосоциальпых сообществ, социальные и духовные потребности человека.

Функциональные системы строятся прежде всего текущими потребностями живых существ. Они постоянно формируются метаболическими процессами. Кроме того, функциональные системы организма могут складываться под влиянием специальных факторов окружающей организм среды. У человека это в первую очередь факторы социальной среды. Механизмы памяти также могут быть причиной формирования функциональных систем, особенно поведенческого и психического уровней.

Совокупная деятельность множества функциональных систем в их взаимодействии определяет сложные процессы гомеостазиса организма и его взаимодействия со средой обитания.

Функциональные системы представляют, таким образом, единицы интегративной деятельности организма.
http://www.braintools.ru/article/9050

 

Функциональная система – морфофизиологическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П.К. Анохина для объяснения мозговых механизмов ВПФ; совокупность афферентных и эфферентных звеньев, объединенных в единую систему для достижения конечного результата. Функциональные системы, лежащие в основе психической сознательной Деятельности человека, характеризуются большей сложностью (более сложным составом звеньев, иерархической организацией и т.п.) по сравнению с функциональными системами, лежащими в основе физиологических функций и даже поведенческих актов животных. Различные по содержанию ВПФ (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно разными функциональными системами.

В нейропсихологии, как и в общей психологии, под высшими психическими функциями понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. Как указывал А. Р. Лурия (1969), высшие психические функции обладают тремя основными характеристиками: они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов, они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы) и произвольны по способу осуществления.
основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций человека можно сформулировать следующим образом:
1. Каждая психическая функция, представляющая собой сложную функциональную систему, осуществляется мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции.
2. Различные звенья психологической системы размещены в различных корковых и подкорковых структурах и многие из них могут замещать друг друга.
3. При повреждении определённого участка мозга (прежде всего вторичных и третичных областей коры больших полушарий) возникает “первичный” дефект – нарушение определённого физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре (фактору).
4. В то же время в виде системного следствия возникают “вторичные” дефекты как результат поражения общего звена, входящего в различные функциональные системы.
5. Каждое звено психологической функциональной системы обеспечивается определённым фактором.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.