Здавалка
Главная | Обратная связь

Из доклада в Штутгарте 4 сентября 1906 г.



 

 

Дорогие друзья! Итак, мы разобрали различные методы ученичества, и теперь в заключение моих докладов я хочу дать вам представление о взаимосвязи, существующей между человеком и всею Землей, чтобы вы поняли, как человек связан со всем тем, что происходит на земле помимо него.

 

 

Я описал вам развитие человека, то, как он может становиться существом все более высокого порядка. Человечество как целое может достичь в ходе своего развития того, чего в состоянии достичь для себя при помощи оккультной подготовки каждый человек в отдельности. И вот, пока человек и человечество развиваются таким образом, что же в это время происходит с Землей? Ведь для оккультиста Земля не есть то, чем она является для обыкновенного геолога или естествоиспытателя, видящего в ней только какой-то огромный безжизненный шар, который изнутри выглядит примерно так же, как снаружи, - разве что внутри вещества находятся в жидком состоянии. И остается не очень понятным, как этот мертвый шар может производить всякого рода существ.

Мы знаем, что наша Земля являет совершенно определенные события, оказывающие глубокое воздействие на судьбы многих существ. Однако современное естествознание рассматривает данные явления вне всякой связи с этими судьбами. Так, к примеру, землетрясения и извержения вулканов влияют на судьбы сотен и тысяч людей. Играет ли тут какую-то роль человеческая воля, или же это - случайность? Имеет ли место мертвый закон, слепая ярость ига природы, или же есть какая-то связь между такими явлениями и волей человека? Что можно сказать о человеке, который погибает при землетрясении? Что скажет оккультист о Внутреннем Земли?

 

 

Тайно-наука всех времен говорит о Внутреннем Земли следующее. Мы должны мыслить себе Землю состоящей из ряда слоев, которые, однако, не разграничены друг от друга, как у луковицы, но мягко переходят друг в друга. Самый верхний слой, минеральная масса, относится ко Внутреннему, как скорлупа к яйцу. Этот самый верхний слой именуют минеральная Землей. Под таковой показывается нечто не сравнимое ни с какой субстанцией Земли, это именуют жидкая Земля. Подразумевается не собственно жидкость, ибо наши жидкости есть ведь также минеральны; этот слой имеет особые свойства. Эта субстанция начинает именно приобретать здесь духовные свойства, состоящие в том, что она, как (когда) субстанция совместно сводится с чем-то живым, сразу изгнала бы, уничтожила бы эту жизнь. Оккультист может исследовать этот слой через чистую работу концентрации.

 

 

3. Воздух-Земля (Luft-Erde): Это есть, уничтожающая ощущение, субстанция. Сводится она совместно, например, с болью, то она превращает ее в удовольствие, и наоборот. Так сказать, ощущение, в том роде как оно состоится, гасится (стирается) так, как второй слой гасит (стирает) жизнь.

 

 

4. Вода- или Форма-Земля (Wasser oder Form-Erde): Этот слой состоит из сил, которые из каждой вещи делают материально то, что в Девахане свершается духовно. Там мы имеем негативы-образы физических вещей. Здесь, например, был бы уничтожен куб, возник бы, однако, его негатив. Форма, так сказать, превращается в противоположность, все свойства уходят в окружение. Само пространство, которое занимал куб, есть пусто.

 

 

5. Плод-Земля (Frucht-Erde): Эта субстанция полна изобильной энергией роста. Каждая частичка таковой растет (увеличивается) сразу далее, как губка, и может удерживаться вместе только верхними слоями. Она служит формам предшествующего слоя как стоящая за этим жизнь.

 

 

6. Огонь-Земля (Feuer-Erde): Эта субстанция имеет как таковая ощущение и волю. Она ощущает боль, она закричала бы, когда на нее наступили бы. Она состоит, так сказать, всецело из страстей.

 

 

7. Земное Зеркало, Земной Рефлектор (Erdenspiegel, Erdenreflektor): Этот слой имеет свое имя оттого, что его субстанция, когда на этом сосредоточиваются, превращает все свойства Земли в противоположность. Если не желают видеть все, лежащее над этим, но смотрят в духе прямо на этот слой и представляют себе, например, нечто зеленое, то зеленое является красным; каждый цвет (краска) является в своем комплиментарном (дополнительном) цвете (краске). Возникает некое полярное отзеркаливание (отражение), некое опять-отзеркаливание (обратное отражение) в противоположность. Печальное было бы превращено этой субстанцией в радость.

 

 

8. Раздробитель (Zersplitterer): Концентрируются с развитой силой на этом, то показывается нечто совсем достопримечательное. Некое растение, к примеру, является там бесчисленно размноженным, равно также и все другое. Но сущностное есть то, что этот слой расздробляет также моральные свойства (качества). Через силу, которую он излучает на поверхность Земли, он виновен, что на Земле вообще существуют вражда (ссора) и дисгармония. Люди должны действовать совместно в гармонии, чтобы преодолеть раздробляющую силу этого слоя. Эта сила была заложена в Земле для того, чтобы люди могли сами развивать гармонию. Все Злое (зло) субстанционально здесь подготавливается и организуется. Жаждущие (ищущие) вражды люди организованы так, что этот слой имеет на них некое особое влияние. Все, которые писали (исходя) из оккультизма, знали это. Данте описывает этот слой в своей "Божественной Комедии" как Каина-ущелье (Kains-Schlucht). Вражда (ссора) между обоими братьями Каином и Авелем приходит оттуда. Этот слой субстанциально принес в мир Злое (зло).

 

 

9. Ядро Земли (Erdkern): Это есть субстанционально то, через чье влияние в мире возникает черная магия. Отсюда исходит сила духовного Злого (зла).

 

 

Из вышесказанного мы можем заключить, что человек имеет отношение ко всем этим слоям, поскольку они постоянно излучают свою силу. Люди находятся под воздействием этих слоев и должны постоянно преодолевать их силы. Когда люди на Земле однажды смогут сами излучать жизнь, когда будут выдыхать животворные вещества, они преодолеют огненную Землю. Когда с помощью невозмутимости они духовно преодолеют боль, тогда будет преодолена воздушная Земля, и так далее. Когда победит единодушие, окажется побежден раздробитель. Когда победит белая магия, в мире больше не будет зла. Таким образом, эволюция человека означает преобразование земных недр. Вначале тело Земли препятствовало всему, что развивалось. В конце вся Земля, преображенная силою человека, станет одухотворенной Землей. Человек сообщает Земле свою сущность.

 

 

Случается, что субстанция страсти огненной Земли возмущается. Подстрекаемая человеческими страстями, она проникает сквозь плодоносную Землю, теснится по каналам в верхние слои и даже вливается в твердую Землю, сотрясает ее, - происходит землетрясение. Если эта страсть огненного слоя выталкивает наружу внутреннее вещество Земли - возникает вулкан. Это имеет к человеку непосредственное отношение. В лемурийскую эпоху верхний слой был еще очень мягким, а огненный слой находился значительно выше, чем теперь. Так вот, существует родство между человеческой страстью и страстным веществом этого слоя. И если человек очень зол, он усиливает эту страсть. Так случилось в конце лемурий-ской эпохи. Лемуриец своею страстью сделал огненную Землю более мятежной и тем погубил целый Лемурийский континент. И причину этой гибели не найти ему нигде, кроме как в том, что он сам поднял из Земли на поверхность. Сегодня слои тверже и прочнее, но человеческие страсти по-прежнему остаются связаны со слоем страстей в земных недрах; скопление злых страстей и сил по-прежнему вызывает землетрясения и извержения вулканов.

 

 

То, как человек, его судьба и воля связаны с тем, что при этом происходит, мы можем рассмотреть на двух примерах, действительно исследованных оккультным путем. Выяснилось, что люди, погибшие во время одного землетрясения, стали в следующем воплощении спиритуальными, духовными людьми. Они были столь развиты, что требовался один этот удар, чтобы увидеть бренность земного. И в Девахане это оказало столь серьезное влияние, что в виду следующей жизни они усвоили, что материя немощна, а дух побеждает. Не все поняли это, но многие из них живут сегодня и принадлежат к разным спиритуальным, теософским движениям.

 

 

Другой пример. Были исследованы люди, рождение которых совпало с землетрясением или извержением вулкана. Выяснился примечательный факт, что все они стали убежденными материалистами. Причина была не в землетрясении, не в извержении вулкана; дело в том, что множество материалистически настроенных душ, готовых родиться, вступали при помощи своей астральной воли в физический мир и освободили силы огненного слоя, которые затем, когда они появлялись на свет, сотрясли Землю.

Так связана воля человека с тем, что происходит на Земле. Человек одновременно с самим собой преображает место, где живет. Одухотворяя самого себя - он одухотворяет Землю. Когда-нибудь, на какой-то следующей планете он облагородит эту Землю своею собственной творческой силой. В каждое мгновение, когда мы думаем и ощущаем, мы принимаем участие в строительстве великого здания Земли. Вожди человечества видят такие взаимосвязи и стремятся сообщить человечеству такие силы, которые бы воздействовали развивающе. Одно из последних таких движений - теософское. Оно должно вносить гармонию и равновесие в самые глубины души. Кто ставит свое мнение выше любви, а строптивость выше согласия, тот еще не до конца понял теософскую идею. Умонастроение любви должно воздействовать и на мнения людей. Кто оккультно развивается, тот естественным образом учится этому, иначе ему не продвинуться вперед. Такой человек вообще отказывается от собственного мнения и желает быть лишь орудием объективной истины, которая исходит от духов и разливается по миру как единая великая истина, и чем больше человек проникается самоотвержением и становится рупором этой великой истины, чем меньше он придает значения личному мнению, тем больше он проявляет истинно теософский настрой. Сегодня это чрезвычайно трудно. Но теософское учение само есть примиритель. Когда мы сходимся, чтобы жить по этому учению, оно создает мир. Но если мы привносим нечто извне, тогда мы привносим рознь, и нужно стремиться к тому, чтобы здесь ей не было места.

 

 

Так теософское мировоззрение должно перейти в чувство, в нечто такое, что я хотел бы назвать духовным воздухом, в коем живет теософия. Вы должны иметь волю к пониманию, тогда теософия будет парить над собраниями как дух единения, тогда она будет воздействовать и на внешний мир.

ПРИМЕЧАНИЯ

 

 

Текст докладов по теософии розенкройцерства составлен совместно К. Вандре и стенографом В. Фегеланом на основании их записей. Тем не менее, при всей полноте и адекватности передачи содержания форма его изложения зафиксирована не дословно. Публикация увидела свет в виде 2-го выпуска серии литографированных изданий основополагающих "теоретических" курсов Штайнера по духовной науке (Zyklus 2, Berlin 1911). Текст не был авторизован лектором и вышел под редакцией М.Я. Сивере. Позднейшие издания (дорнахские) подготовлены И. Вегером.

 

 

Курс состоялся в Мюнхене после IV Ежегодного конгресса Федерации европейских отделений Теософского общества (18-2I.V. 1907), проводившегося здесь немецким отделением. Доклады читались перед членами Всеобщего теософского общества, в них участвовало около 200 слушателей. Название курсу дал автор.

 

 

Перевод выполнен по Полному собранию сочинений и докладов Штайнера: "Rudolf-Steiner-Gesamtausgabe". Bd. 99: Die Theosophie des Rosenkreuzers. Dornach/Schweiz 1985. В ряде случаев учтены ранние издания цикла, что отмечено ниже. Отсылки к текстам собрания даются сокращенно: GA с указанием номера тома и даты доклада. В примечаниях частично использован справочный аппарат GA.

 

 

...в программе назван... - В программе мюнхенского

конгресса, изданной в виде брошюры: "E.D.N./ J.C.M./P.S.S.R./ Theosophische Gesellschaft. Foedera-tion europflischer Sectionen. Mьnchen 1907". C. Wolf & Sohn, Mьnchen.

 

 

...теорема Пифагора. - Ср.: "Конечно, теорему Пифагора теперь докажет всякий школьник, но открыть ее мог только Пифагор, ибо - был мастером царственного искусства" (GA 93, S. 287).

 

 

...начиная с XIV столетия живет как вещь, истинная... - См.: Р. Штейнер. Мистерия и миссия Христиана Розенкройца. СПб, 1992.

 

 

...высокая духовная индивидуальность... - eine hohe spirituelle Individualist; возможен перевод: "вышняя духовная индивидуальность".

 

 

В 1459 г. Христиан Розенкройц был возведен... в сан Eques lapidis aurei... - Согласно: "Chymische Hochzeit: Christiani Rosenkreutz. Anno 1459". StiuHburg 1616. Автор этого сочинения (изданного анонимно), Иоганн Валентин Андреэ (1586-1654), родился сто лет спустя после легендарной смерти Христиана Розенкройца (1378-1484); см.: Ф. Йейтс. Розенкройцерское Просвещение. М., 1999.

 

 

Золотой камень - равнозначен, по Штайнеру, "камню мудрых" (см.: GA 284/285, S. 186; ср.: "Тайные фигуры розенкройцеров". [Киев] 1997. С. 67).

 

 

...всегда оставалась... - wirkte immer wieder.

 

 

Лейбниц - молодой ученый состоял секретарем Алхимического общества в Нюрнберге (см.: Н. Schick. Das дкеге Rosenkreutzertum. Berlin 1942, S. 23). Впоследствии пришел к выводу, что братство розенкройцеров выдумано. Одним из отцов розенкройцерских идей считал высоко чтимого им немецкого ученого и философа Иоахима Юнга (1587-1657); приписывал последнему авторство манифеста "Fama fraternitatis, oder Brbderschaft, des hochlnblichen Ordens des R.C." (Op.cit.,S. 141,277).

 

 

"Воспитание человеческого рода" - издано в 1780 г. Перев. в: "Ежегодник Философского общества СССР: 1989-1990". М., 1990.

 

 

...рискуешь оказаться неправильно понятым... - Гете получил также ритуальную франкмасонскую инициацию в ваймарской ложе "Амалия" 23 июня 1780 г. (М. Морамарко. Масонство в прошлом и настоящем. М., 1990. С. 269.)

 

 

Это произошло в тот период... - О месяцах болезни и кризиса (Франкфурт, сентябрь 1868-март 1770), Гете рассказал в 8-й кн. "Поэзии и правды". Розенкройцерскому посвящению поэта способствовало определенное лицо (см.: GA 97, 13.Х.1906). По предположению М. Швайцера, им был поставивший Гете на ноги врач - Иоганн Фридрих Метц (1720-1782); см.: "Beitrage zur Rudolf-Steiner-Gesamtausgabe". H. 92. Dornach 1986, S.2 f.

 

 

"Тайны" - поэма писалась в 1784-1785 гг., упомянутая далее сказка о зеленой змее и прекрасной Лилии - в 1795 г. Перев. их см.: Иоганн Вольфганг Гете. Тайны. Сказка / Рудольф Штайнер о Гете. М, 1996.

 

 

...она была предана... - См. также доклад от 29.VI.1907 г. (GA 100.)

 

 

...можно было найти немногое. - Штайнер называет исследования: G. Wiedenmann. Gedanken bber die Unsterblichkeit als Wiederholung des Erdenlebens. Wien 1851; M. DroHbach. Wiedergeburt oder die Lu,sung der Unsterblichkeitsfrage auf empirischem Wege nach den bekannten Naturgesetzen. Olmbtz 1849, и др. работы того же автора. Подробнее см.: Р Штейнер. Указ. изд. С. 17, 63.

 

 

...не в материалистическом смысле... - Не в смысле спиритизма.

 

 

.. .роднит его... - sie gemeinsam hat.

 

 

...чистый феномен... - ЫоЯет РЬдпотеп.

 

 

... движении, которое примкнуло к розенкройцерам ...- Речь идет не об организации, но об учении Штайнера. По свидетельству Э. Шюре, подчерпнувше-го свои сведения из личных бесед с основоположником антропософии, Штайнер был введен в розенкройцерскую школу своим оккультным учителем ("Beitrflge zur Rudolf-Steiner-Gesamtausgabe". H. 42. Dornach 1973, S. 15). О последнем см.: Ф. Риттельмайер. Жизненная встреча с Рудольфом Штейнером. Москва-Обнинск, 1991. С. 79 ел.; К. Линденберг. Рудольф Штейнер. Биография. М., 1995. С. 37. Некоторые исследователи предполагают, будто им был Христиан Розенкройц. Нельзя не отметить, что принадлежность Р. Штайнера к движению Розы и Креста носила чисто духовный характер (см.: GA 265, S. 67 ff., 95 f.). Даже когда в декабре 1911 г. он учреждал "Общество теософского искусства и художества", находящееся под эгидой Христиана Розенкройца (этот опыт не увенчался успехом), такое объединение требовало не физического, но чисто идеального членства лиц, его составляющих (GA 264, S. 421-435).

 

 

Девахан - данный тибетский термин (по Ч. С. Дасу: bde-wa-can - райский [мир]), как и ряд санскритских обозначений (манас, буддхи, майя и т. д.) служили опорными представлениями для теософской аудитории тех лет. Ориентальную экспликацию их содержания см.: Чаттерджи, браман. Сокровенная религиозная философия Индии. Калуга, 1908.

 

 

...исхождение... - ein Aufgehen: "раскрытие [в сфере другого существа]".

 

 

...во второй апокалипсической печати... - Зал конгресса украшали семь символических картин, олицетворяющих содержание "Откровения святого Иоанна Богослова". Их репродукции изданы в GA 284/285.

 

 

... неосознанно возникли... зачатки ощущающей души, разумеющей души и самосознающей души. - В архивном тексте докладов и в издании М.Я. Сивере здесь названы "манас, буддхи и атма". Исправлено редактором тома Полного собрания, однако это изменение текста не бесспорно.

 

 

От слов: Сначала в астральном теле... до слов: ...духочеловек, атма. - В издании М.Я. Сивере: "Сначала в самосознающей душе развивается самодух. В элементе разумеющей души развивается - как соответствие телу жизни - жизнедух. Затем в ощущающей душе развивается собственно духочеловек, атма".

 

 

"...если <...> не будете как дети, не войдете в Царство Небесное". - Мф. 18:3.

 

 

Скотт-Эллиот Уильям - теософский писатель; речь идет о книге: W. Scott-Elliot. Atlantis. - In: Transactions of the London Lodge of the Theosophical Society. No. 29. London, 1884.

 

 

"ты еси То!" - "Чхандогья упанишада". VI. 8.7 и др.

 

 

...одной повести... - "Удивительная история Петера Шлемиля" (Адельберт Шамиссо. Избранное. М., 1974).

 

 

... подобные по чину духам народов. - Архангелам.

 

 

...яйцеклетку... - Menschenkeim.

 

 

У самых высокоразвитых человеческих индивидуальностей... - Имеются в виду "Учители мудрости и согласия ощущений человечества", иначе называемые великими посвященными. Об этом понятии см.: Р. Штайнер. Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997. С. 35-63, 478 ел., 499 ел., 522 ел.

 

 

...2160 лет нужно солнцу... - В 1-м издании: "2600 лет...". Подробнее см.: Р. Штайнер. Указ. изд. С. 481.

 

 

...классовой и сословной ненависти. - В архивном тексте и в издании М.Я. Сивере: "расовой и сословной ненависти". Исправлено редактором тома Полного собрания сообразно контексту.

 

 

...переселение в темные пещеры... - См.: Ч. Дарвин.

Происхождение видов. СПб, 1991. С. 122-123. ...своей глубочайшей сущностью... - Монадой.

 

 

Фабр-д'Оливе Антуан (1768-1825) - французский драматург, ученый и оккультист.

...Сократ... говорит о своем демоне... - У Платона и

Ксенофонта (например: Платон. Феаг. 128 d, 129 е).

 

 

"Во всем ты порождаешь затрудненье!.." - И.В. Гете. Фауст. Ч. 2, акт 1, сц. "Темная галерея".

 

 

..по одному месту в "Фаусте". - Сц. 3 (из 1-й части), где Фауст обращается к Мефистофелю:

 

 

Мушиный царь, обманщик, враг, обидчик...

Последний в той же сцене говорит о себе:

Царь крыс, лягушек и мышей,

Клопов, и мух, и жаб и вшей...

(Перев. Б. Пастернака)

 

 

"Кровь - сок совсем особенного свойства" - публичный доклад от 25.Х. 1906 г.; к тому времени вышла отдельной брошюрой: R. Steiner. Blut ist ein ganz besonderer Saft. Berlin 1907 (включена в GA 55).

 

 

Тацит говорит... - См.: "О происхождении германцев и местоположении германцев". IX. 109 Духи Эгоизма - то же, что духи Личности, или начала. Антропософская трактовка концепции девяти чинов небесной иерархии систематически развита Штайнерой в его "Очерке тайноведения" (Ереван, 1992).

 

 

...делает вас... - die Sie stempelt.

 

 

... этот солнечно-огненный дух есть Христос... - Хри-стология Р. Штайнера весьма многопланова. Так, сама вторая ипостась Троицы - таинственно открытая через врата солнца - тоже трихотомична и составляет единство трех природ: 1) архангела, служащего носителем 2) духа, или ауры Солнца (Ахурамазда), который в свою очередь являет 3) проникающее Его вселенское Слово. При этом Предвечная Троица и ее Лица сохраняют нетварный, надмирный характер своего сверхбытия. Обзор относящегося к данному вопросу материала см.: О. Кьпеп. Der Sohnesgott, der Logos und die Triniuit. Basel 1971, и др. работы того же автора.

 

 

...заимствовать... - benutzen.

 

 

"Ядущий Мой хлеб попирает Меня ногами". - Ср.: Ин. 13:18.

 

 

Лунные питри - лунные предки (санскр.). Так "люди" лунной эволюции названы в англо-индийской теософии. См., например, "Тайную доктрину" Е.П. Блаватской.

...место из "Фауста"... - Ч. 1, сц. 4:

 

 

Вот я дыханьем огненным повею, -

И мы поднимемся с поверхности земной.

(Перев. Н. Холодковского)

 

 

...нерисоватъ вибрации... - Очевидно, имеются в виду рисунки "оккультных атомов" из книг А. Безант и Ч. Лидбитера (см.: А. Безант. Древняя мудрость. М., 1922. С. 35).

 

 

...миллионы лет назад... - Так в 1-м издании. Периоды в миллионы лет соответствовали принятой тогда хронологии геологической истории Земли и знакомой слушателям курса эволюционной периодизации Е.П. Блаватской. Позднее Штайнер уточнял свои датировки в сторону уменьшения временной протяженности циклов развития. Например, гибель Атлантиды он приурочивал к ледниковой эпохе, которую относил не на миллионы, а на десятки тысяч лет назад.

 

 

Маутнер Фриц (1849-1923) - философ, критик теории языка, чешско-еврейский немецкоязычный романист. Речь идет об исследовании: F. Mauthner. Beitr-Age zu einer Kritik der Sprache. 3 Bde. Stuttgart u. Berlin 1901/02.

 

 

...большая общность сознания... - eine Art gemeinsameres BewuHtsein, или "более соборное сознание".

 

 

"И Бог вдунул в лице его..." - Ср.: Быт. 2:7.

 

 

... планета Марс прошла сквозь... Землю... - В период, когда астральная форма бытия Земли становилась эфирной (т. е. физической). Глобус самого Марса тогда находился в эфирном состоянии (см.: GA 262, S. 76).

 

 

...у древних ящеров. - Окаменелые останки динозавров относятся к триасовому, юрскому и меловому периодам, соответствующим лемурийской эре Земли. (Прим. к швейц. изд.)

 

 

Лемурия - термин предложен в 1874 г. английским зоологом Ф.Л. Склетером как название для гипотетической суши, располагавшейся в Индийском океане.

Повелений... - Gebote, также: "заповедей".

 

 

"...и Дух Божий носился над водою". - Быт. 1:2.

 

 

152 Сивиллины книги - перев.: "Книги Сивилл". М., 1996.

 

 

"Кто не покинет отца и мать..." - Ср.: Лк. 14:26; Мф. 10:37.

 

 

Душа гонит кровь... - См.: В. Ботт. Сердце - солнечный орган//Антропософский медицинский журнал. [No 2] М., 1996-1997.

 

 

"Сотворим человека..." - Быт. 1:26.

 

 

...во внешнем мире... - диЯегНсЬ, здесь: "экзотерически".

 

 

...в лице Иисуса из Назарета... - als Jesus von Nazareth.

 

 

... "простой человек из Назарета"... - Подразумевается историко-религиозная точка зрения Ж.Э. Ренана.

 

 

...описано в журнале "Светоносец и Гносис"... - В серии статей Штайнера под общим заглавием "Как достигнуть познания высших миров?" ("Lucifer-Gnosis". Не. 13-28. Berlin 1904-1905). Позднее они вышли отдельной книгой с тем же названием. Перев.: Ереван, 1992.

 

 

Инспиративное... - Inspirierte: "вдохновленное", в исконном смысле "наитийное".

"Философия свободы" - R. Steiner. Die Philosophie der Freiheit. Berlin 1894; перев.: Ереван, 1993.

 

 

"Истина и наука" - R. Steiner. Wahrheit und Wissenschaft. Weimar 1892; перев.: М., 1913.

 

 

"Лишь символ - все бренное". - "Фауст", финал.

 

 

...искатель Грааля... - der Gralschbler, буквально: "ученик Грааля".

 

 

..."священное копье Любви". - См.: Р. Майер. В пространстве - время здесь... История Грааля. М., 1997. С. 248, 259, 345 ел.

 

 

...слиться...- zusammentreffen.

 

 

Доклад 4 сентября 1906 г. - последнее занятие обзорного курса, прочитанного перед членами Теософского общества в Штутгарте. Перевод сделан по GA 95: Vor dem Tore der Theosophie. Dornach 1990.

 

 

...разобрали... методы ученичества... - Классическую йогу, христианско-гностическое и розенкройцерское обучение.

 

 

Каигна- Kains-Schlucht; см.: "Ад". XXXII.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.