Здавалка
Главная | Обратная связь

НАСТРОЕНИЕ ИОАННОВА ДНЯ



Из GA 224

ОТКРОВЕНИЕ ВОЗНЕСЕНИЯ И ТАЙНА ТРОИЦЫНА ДНЯ

Дорнах, 7 мая 1923 г.

НАСТРОЕНИЕ ИОАННОВА ДНЯ

Дорнах, 21 июня 1923 г.

Развитие земного человечества воздвигло перед его сознанием могучие образы, происходящие из различных религиозных систем. Это образы, для полного понимания которых требуется уже некоторое эзотерическое знание. На антропософской почве мы видели в течение ряда лет, как этим способом интерпретируются все четыре Евангелия. Мы применяли антропософски-эзотерическое знание, чтобы выявить более глубокое содержание Евангелий. То, о чем при этом идет речь, передается, как правило, в образах, так как образы не позволяют подавать их столь узко рационалистически, как это делается с помощью понятий и идей. В отношении понятий и идей человек считает, что, восприняв понятие, он видит все, что имеется в виду. В отношении образа, имагинации иметь такое мнение невозможно. Образ, имагинация полны жизни. Можно сказать, что они действуют столь живо, как действует само живое существо, скажем, существо, подобное человеку. Их можно изучать с той или другой стороны, но всегда будут все вновь открываться их новые стороны. И тут нельзя удовлетворяться какими бы то ни было определениями, которые охватывают вещь, но надо добиваться характеристик, которые приближаются к образу с различных сторон и которые все более и более доносят этот образ до понимания человека.

Я хотел бы поставить сегодня перед вашими душами два образа, которые вы хорошо знаете, и охарактеризовать кое-что в связи с ними. Один образ являет нам учеников Христа Иисуса в день Вознесения, когда они, глядя ввысь, видят Христа, поднимающегося на облаках. Обыкновенно этот образ понимается так, что Христос вознесся на небеса, покинул землю и что его ученики были, так сказать, предоставлены самим себе, как и вообще все земное человечество, ради которого Христос прошел через Мистерию Голгофы, оказалось после его Вознесения предоставленным самом}' себе.

Вы легко можете прийти к мысли, что это явно противоречит реальности Мистерии Голгофы. Ведь мы знаем, что в действительности Христос решил посредством Мистерии Голгофы связать свое собственное Существо с существом Земли и, значит, с момента Мистерии Голгофы оставаться в постоянной связи с развитием Земли. Так что могучий образ Вознесения мог бы показаться противоречащим тому, что вытекает из эзотерического рассмотрения Мистерии Голгофы относительно связи Христа с человечеством и с существом Земли. Давайте сегодня попытаемся выйти из этого противоречия, основываясь на действительных духовных фактах.

Второй образ, который я хотел бы сегодня поставить перед вашими душами, говорит о том, как через десять дней после Вознесения ученики собрались вместе и на головы каждого из них опустились огненные языки, так что они почувствовали себя тогда, как говорится при популярном изложении, побуждаемыми говорить на разных языках. В действительности же это значит, что отныне они обрели возможность научить тайнам Голгофы каждое человеческое сердце, какого бы исповедания ни держалось оно. Поставим сегодня эти два образа перед нашей душой и добавим кое-что (это может быть, естественно, лишь кое-что) к их характеристике.

Мы знаем, что развитие человечества начиналось не на Земле. Мы знаем, что развитию Земли предшествовало развитие Луны, а ему — развитие Солнца и, наконец, — Сатурна, описание чего вы найдете в моем "Очерке тайноведения". Мы знаем, что в период развития древнего Сатурна человек развился до физического тела, но тогда это физическое тело было в существенном только тепловым телом, то есть являлось суммой тепловых различий, тепловых действий, как бы располагавшихся вокруг душевно-духовного [существа человека], каким оно было тогда именно по смыслу моего "Тайноведения".

Далее мы знаем, что во время развшня древнего Солнца человек получил воздушное тело, во время развития древней Луны - своего рода текучее тело, а твердое, собственно земное тело он приобрел только во время развития Земли.

Присмотримся к развитию Земли. Мы знаем, что развитие Земли протекает в семи следующих одна за другой эпохах. Первая эпоха — это в некоторой мере повторение развития древнего Сатурна; вторая эпоха — повторение развития древнего Солнца; третья эпоха — повторение развития древней Луны, мы назвали ее лемурийской эпохой. С четвертой эпохи начинается собственно земное развитие. Теперь мы живем в пятой эпохе. За ней последуют две других — шестая и седьмая.

1 эпоха — повторение развития Сатурна;

2 эпоха — повторение развития Солнца;

3 эпоха — повторение развития Луны — лемурийская эпоха;

4 эпоха — начало собст. земного развития — атлантическая эпоха;

5 эпоха — послеатлантическая эпоха.

6 эпоха —

7 эпоха —

Середина земного развития приходится на середину атлантической эпохи, так что к настоящему времени Земля уже прошла кульминацию, настоящую середину своего развития. Отсюда вы можете увидеть, что Земля находится уже в нисходящем развитии. Значит, и в наше время мы должны всецело считаться с тем, что Земля находится в нисходящем развитии. Я уже часто обращал внимание на то, что сегодня это вполне согласуется даже с выводами материалистической геологии. В своей книге "Лик Земли" Эдуард Зюсс обратил внимание на то, что пласты Земли, по которым мы ходим, принадлежат, собственно, уже умирающей Земле. В атлантическую эпоху Земля была, так сказать, в своем среднем возрасте. Тогда она была полна внутренней жизни, и когда на ней не было тех образований в виде каменных пород, которые крошатся, но тогда минеральное было столь же деятельным в земном организме, как ныне оно деятельно в животном организме, где лишь в случае, если животный организм болен, оно обнаруживается в виде всяких отложений. Когда же животный организм здоров, то в качестве отложений образуются только кости. Однако они еще имеют внутреннюю жизнь. В них нет того отмирания, как у наших гор, скал, которые рассыпаются в пыль. Это превращение в пыль скал наших горных образований является просто-напросто свидетельством процесса умирания, в котором находится Земля.

Как я сказал, сегодня это понятно уже обыкновенной материалистической геологии. Антропософия должна добавить к этому, что Земля действительно с середины атлантического периода находится в нисходящем процессе развития. Но к Земле мы должны причислять и все, что принадлежит Земле,— растения, животных и прежде всего физического человека. Физический человек принадлежит Земле. И поскольку Земля находится в нисходящем процессе своего развития, постольку и человеческое физическое тело целиком находится в процессе нисходящего развития. Выражаясь иначе, то есть эзотерически, можно сказать: с середины атлантического периода завершается, собственно, все то, чему было положено начало в тепловом теле древнего Сатурна. Развитие человеческого физического тела было завершено в середине атлантического периода. Затем оно развивалось уже по нисходящей линии.

Когда приблизилось время Мистерии Голгофы, тогда по всей Земле (правда, развитие протекает неравномерно: у одного народа какая-нибудь фаза развития наступает несколько раньше, у другого народа, или у другой расы — несколько позже) в существенном, в среднем состояние физического существа человека было таково, что, собственно, перед всем человечеством стояла перспектива больше не иметь возможности воплощаться на Земле, то есть не иметь возможности далее участвовать в этом нисходящем развитии Земли. Это было уже вполне известно в школах посвященных, и это, конечно, можно знать и сегодня: ко времени Мистерии Голгофы человеческое физическое тело пришло в упадок настолько, что люди, которые воплощались тогда или несколько позднее, примерно до четвертого столетия, стояли перед опасностью оставить Землю необитаемой и пустынной, не находя в будущем никакой возможности спуститься из духовно-душевного мира и сформировать физическое тело из физических элементов Земли. Опасность этого существовала. Человек, следовательно, должен был бы изменить своему земному предназначению. Взаимодействие ариманических и люциферических властей действительно завело людей настолько далеко, что ко времени Мистерии Голгофы человечество на Земле должно было бы, в сущности, вымереть. А благодаря тому, что свершилось с Мистерией Голгофы, человечество, можно сказать, было спасено от вымирания. Физическому телу человека была снова придана надлежащая свежесть, так что теперь люди могли проходить дальнейшее развитие на Земле, снова спускаясь из духовно-душевных миров и имея возможность вообще обитать в физических телах. Это было совершенно реальным последствием Мистерии Голгофы.

Я уже часто указывал, что последствие это именно таково, в частности, указывал в цикле лекций, который под названием "От Иисуса ко Христу" был прочитан в Карлсруэ и вызвал наибольшую враждебность, потому что там, исходя из эзотерического чувства долга, были изложены истины, в отношении которых многие люди хотят, чтобы они оставались сокрытыми. Да, можно сказать, что враждебность к антропософии вообще стала проявляться с известных сторон сразу после этого цикла лекций. Таково, значит, было его реальное действие, с одной стороны. Один и тот же факт, естественно, можно излагать по-разному. В том цикле лекций я излагал его иначе, но то, что я характеризую сегодня, есть то же самое, но увиденное только с несколько иной стороны.

Итак, благодаря Мистерии Голгофы были вновь оживлены силы роста и преуспевания физического человека. Этим была дана возможность, чтобы человек в состояниях сна получал некоторый импульс, который он иначе не мог бы получить. Ведь общее развитие человека на Земле протекает в состояниях бодрствования и сна. В состоянии сна он оставляет физическое и эфирное тело. Я п астральное тело становятся самостоятельными в период от засыпания до пробуждения. Во время этого обретения ими самостоятельности во сне происходит воздействие силы Христа на тех людей, которые посредством надлежащего душевного содержания соответствующим образом подготовились к состоянию сна. Итак, воздействие силы Христа происходит преимущественно во время сна.

Теперь представьте себе, что в тот момент, который образно указан в Библии под видом Вознесения, ученики стали ясновидящими настолько, что узрели, в чем, собственно, состоит тайна развития Земли. Тайны развития Земли проходят мимо обыкновенного сознания человека. Обыкновенное сознание может совсем не знать, что в какой-то момент развития человечества происходит нечто в высшей степени значительное для земного развития. Происходит столь многое, но только обыкновенное сознание человека на это не обращает внимания. А описание сцены Вознесения означает, собственно, то, что ученики Христа в этот момент стали способны наблюдать нечто весьма значительное, происходящее, так сказать, за кулисами земного развития.

То, что они узрели, показало им образно ту перспективу, которая настала бы для людей, если бы не совершилось Событие Голгофы. Перед ними встало в своей духовной телесности то, что произошло бы, если бы не было События Голгофы. Тогда произошло бы следующее. Человеческие тела настолько пришли бы в упадок в земном смысле, что под угрозу было бы поставлено будущее человечества. Такими сделались бы человеческие физические тела. А эфирное, которое находится в человеке, эти эфирные тела последовали бы действию силы их притяжения. Ибо эфирное тело — это, собственно, нечто такое, что непрестанно стремится не к земле, а ввысь к солнцу. Мы, люди, устроены так, что наше физическое тело подлежит действию тяжести Земли, а наше эфирное тело — солнечной легкости. Эфирное тело хочет постоянно устремляться к солнцу. Если бы человеческое физическое тело стало таким, каким оно должно было бы стать без Мистерии Голгофы, тогда человеческие эфирные тела последовали бы их влечению к солнцу, и из-за этого человечество на Земле как земное человечество, естественно, перестало бы существовать.

Солнце — это место обитания Христа до Мистерии Голгофы в том смысле, в каком это здесь часто характеризовалось. Стремясь к солнцу, эфирное тело человека стремится ко Христу. И вот представьте себе образ Вознесения: Христос возносится ввысь перед духовным оком учеников. Это значит, что их душевным очам было волшебным образом явлено, что стремящееся ввысь эфирное тело человека соединяется с силой, с Импульсом Христа, что, значит, человек ко времени Мистерии Голгофы стоял перед опасностью увидеть свое эфирное тело восходящим к облакам, к солнцу, но что Христос удерживает то, что стремится к солнцу. Этот образ надо понимать правильно. Этот образ есть, собственно, предостережение. Христос остается уже соединенным с Землей, но он причастен к тем силам в человеке, которые стремятся к солнцу и хотят навсегда уйти прочь от Земли. А Импульс Христа крепко держит человека на Земле.

Итак, в образе Вознесения пред душевным оком учеников предстало то, что должно было бы произойти, не будь Мистерии Голгофы. Представьте себе, что Мистерии Голгофы не произошло и некоторое число людей стали ясновидящими, как ученики в этот момент. Тогда они увидели бы, как эфирные тела некоторых людей уходят от земли к солнцу, и осознали бы, что эфирные тела избирают этот путь. Эфирно-земное человека уносится к солнцу. Однако совершилась Мистерия Голгофы. Христос спасает для Земли это устремляющееся к солнцу. И в этом устремляющемся к солнцу, но удерживаемом Христом проявляется как раз тот факт, что Христос остается в соединении с человечеством Земли. Однако в этом заключено еще нечто. Посредством Мистерии Голгофы Христос внес космическое событие в развитие Земли. Христос спустился из духовных высей, соединился с человечеством в человеке Иисусе Назарее, прошел через Мистерию Голгофы, соединил свое развитие с развитием Земли. Это было деяние, совершенное для всего человечества.

Итак, поймите это правильно: ради человечества происходила Мистерия Голгофы. Ясновидческий взор должен, так сказать, постоянно лицезреть, как эфирные силы человека, стремящиеся удалиться от Земли, ради человечества соединяются со Христом, так что Христос может удерживать их при развитии Земли. Это имеет значение для всего человечества. Но подумайте о следующем. Представьте себе, что только малая кучка людей снизошла до того, чтобы приобрести знание о таких фактах, которые связаны с Мистерией Голгофы, и что существует гораздо большая часть человечества — как это фактически и есть, — которая не признает значения События Голгофы. Мы имели бы тогда Землю, населенную малым числом людей, действительно исповедующих Христа, и гораздо большим числом таких, которые не признают Мистерию Голгофы в ее значении. Как обстоит дело с ними? В каком положении находятся эти люди по отношению к Мистерии Голгофы? Или лучше сказать, как относится Мистерия Голгофы, деяние Христа к этим людям. Так вот, мои дорогие друзья, деяние Христа на Голгофе — это объективный факт, который в своем космическом значении не зависит от того, что о нем думают люди.

Объективный факт существенен сам по себе, такой, какой он есть. Когда печка теплая, она не станет холодной от того, что сколько-то людей будет думать, что она холодная. Мистерия Голгофы спасает человечество от распада физического тела, — и безразлично, что думают об этом люди. Итак, Мистерия Голгофы произошла для всех людей значит, и для тех, которые ее не признают. Это надо твердо установить, в первую очередь.

Итак, вы поняли, что Мистерия Голгофы произошла для того, чтобы принести человеческому физическому телу свежие силы, чтобы как бы обновить, оживить в необходимой мере человечество Земли, омолодить его. Это совершилось. Благодаря этому стало возможным то, что люди могут находить на Земле тела, в которых они будут воплощаться в течение определенного, еще очень обширного будущего. Но тем самым люди как духовно-душевные существа все-таки лишь проходят через такие омоложенные земные тела, могут [всего лишь] снова появляться на Земле. Импульс Христа, который должен иметь свое значение также и для духовного, а не только для телесного существа человека, может распространяться на его бодрствующее состояние. Однако он не мог бы распространиться на состояние сна, если бы душа прежде не приняла этого Импульса Христа.

Итак, можно сказать следующее. Мистерия Голгофы имеет силу для бодрствующих состояний человека, даже если люди не получили знания об этой Мистерии Голгофы. Однако тогда это не имело бы силы для состояния сна человека. А то, что должно было бы получиться из этого, было бы следующим. Люди, правда, все снова инкарнировались бы на Земле, но они спали бы так, что в своем духовно-душевном существе утрачивали бы в состоянии сна связь со Христом, если бы не усваивали никакого знания о Мистерии Голгофы.

В этом состоит, конечно, отличие тех людей, которые не хотят ничего знать о Мистерии Голгофы. Христос совершил свое земное деяние на Голгофе для их тел, для возможности их земной жизни. Он сделал это также и для самых неверующих язычников. Но для духовно-душевного существа человека требуется, чтобы Импульс Христа мог погружаться в душу человека также и в состояниях сна. Для этого необходимо, чтобы человек сознательно исповедовал свою причастность к содержанию Мистерии Голгофы. Значит, правильное духовное действие Мистерии Голгофы может проистекать только из правильного признания содержания Мистерии Голгофы. Итак, для земного человечества должно было наступить, с одной стороны, понимание того, что Христос удерживает спешащее удалиться, непрестанно возносящееся к солнцу человеческое эфирное тело, но [с другой стороны] духовно-душевное существо человека, его я и астральное тело должны воспринимать Импульс Христа в состояниях между засыпанием и пробуждением, подготавливаясь к этому его исповеданием во время бодрствования.

Так что мы можем сказать следующее. Пусть предстанет перед нашими душами образ Вознесения: ученики, ставшие ясновидящими, видят стремление эфирных тел людей вознестись к солнцу; Христос соединяется с этим стремлением, сдерживает его. Это могучий образ — спасение Христом физически-эфирного тела человека, явленное в образе Вознесения.

Но в то же время ученики уединяются, предаются размышлению, впадают в глубокое раздумье. Ибо в их душе живет сознание: через Мистерию Голгофы было осуществлено все [необходимое] прежде всего для физически-эфирного у человека, но что происходит с его духовно-душевным? Откуда к человеку придет сила воспринять Импульс Христа в его духовно-душевное, в я и астральное тело?

Импульс Христа осуществился на Земле в Мистерии Голгофы так, что он поддается проникновению и осмыслению только силами духовного познания. Никакая материалистическая познавательная способность, никакая материалистическая наука не в состоянии понять Мистерию Голгофы. Душа должна принять в себя силу духовного разумения, силу духовного смотрения, силу духовного ощущения, чтобы понять Импульс Христа, то, каким образом он соединился на Голгофе с импульсами Земли.

Для того чтобы это могло произойти, осуществил Христос Иисус свое деяние на Голгофе. И Он осуществил его так, что десять дней спустя после события Вознесения ниспослал людям возможность также и их внутренним духовно-душевным существом, их я и астральным телом проникнуться Импульсом Христа. Это образ праздника Троицы — пронизание духовно-душевного существа человека силой постижения Мистерии Голгофы, ниспослание Духа Святого. Христос совершил свое деяние для всего человечества. Отдельному человеку, который должен понять это деяние, отдельному человеческому индивидууму Он послал Духа Святого, так что душевно-духовное может найти доступ к общечеловеческому деянию. Посредством Духа надлежит человеку внутренне духовно-душевно овладеть Мистерией Христа.

Так в истории развития человечества выстраиваются один за другим эти два образа, так что образ Вознесения гласит нам: "Для физического тела и эфирного тела событие Голгофы совершилось как общечеловеческое; отдельный же человек может сделать его плодотворным для себя, принимая Духа Святого. Через это Импульс Христа индивидуализируется для каждого отдельного человека".

А теперь к характеристике образа Вознесения мы можем добавить еще кое-что. Такие духовные восприятия, какие ученики имели в день Вознесения, всегда относятся, собственно, к чему-то такому, что человек переживает в том или ином состоянии сознания. Вы знаете, что человек после смерти переживает уход своего эфирного тела. Он слагает со смертью свое физическое тело. Еще несколько дней он удерживает свое эфирное тело, затем эфирное тело растворяется; оно действительно соединяется с Солнцем. Это растворение [эфирного тела] после смерти есть его соединение с тем солнечным элементом, что течет сквозь пространство, в котором находится также и Земля. В этом удаляющемся от человека эфирном теле он со времени Мистерии Голгофы видит Христа, ставшего его Спасителем для будущего земного существования. Так что со времени Мистерии Голгофы каждый человек, умирая, уже имеет перед своей душой тот образ Вознесения, который благодаря особому душевному состоянию ученики видели в тот день.

Однако для того, кто принимает в себя также тайну Троицы, кто позволяет Духу Святому приблизиться к себе, для него этот образ является величайшим утешением, какое он только может иметь после смерти, ибо он прозревает всю истину Мистерии Голгофы, и тогда этот образ становится утешением для него. Этот образ Вознесения словно гласит ему: "Ты можешь доверять земному развитию во всех твоих последующих земных жизнях, ибо Христос стал через Мистерию Голгофы Спасителем развития Земли".

Для того же, кто своим я и своим астральным телом, познавая и ощущая, не проникает в содержание Мистерии Голгофы, этот образ является упреком. Он является упреком до тех пор, пока человек не поймет, что он тоже должен учиться пониманию этой Мистерии Голгофы. Это до некоторой степени предостережение после смерти: "Постарайся усвоить для ближайшей земной жизни такие силы, чтобы понять также и Мистерию Голгофы". Совершенно естественно, что этот образ Вознесения является сначала предостережением. Ведь в следующих земных жизнях люди могут постараться применить силы, о которых им давалось предостережение, и обрести понимание Мистерии Голгофы.

А теперь посмотрите, какое различие существует между теми людьми, которые внутренними силами веры, понимания, ощущения исповедуют Мистерию Голгофы, и теми, кто не исповедует ее. Мистерия Голгофы совершилась для всех людей только в отношении их физического и эфирного тела. Ниспослание Духа, тайна Троицы гласит, что душевное и духовное существо человека сможет стать причастным к плодам Мистерии Голгофы только тогда, когда человек поднимется до действительного признания содержания Мистерии Голгофы.

Но тем самым одновременно сказано — так как содержание Мистерии Голгофы может быть понято только в духовном, а не в материалистическом познании, — что настоящий праздник Троицы может быть понят, только когда люди поймут, что ниспослание Духа предъявляет к человечеству требование доработаться постепенно до духопознания. Ибо только через духопознание может быть понята Мистерия Голгофы.

То, что она должна быть понята, требует тайна Троицы. То, что она произошла для всех людей, раскрывает тайна Вознесения. Эти две вещи в христиански интерпретированном развитии человечества следуют одна за другой: откровение Вознесения гласит, что Христос совершил свое деяние как общечеловеческое; тайна же Троицы требует от человека как отдельной личности принять в себя Импульс Мистерии Голгофы. Так что можно сказать, что в отношение этих вещей антропософия состоит в том, чтобы добиваться верного понимания тайны Троицы в ее связи с откровением Вознесения. И если мы почувствуем, что антропософия пребывает здесь наподобие своего рода глашатая этих весенних праздников, тогда к тем краскам, которые антропософия имеет для нас, мы добавим еще одну, необходимую ей.

Все это должно сказать вам о том, что может доставить антропософское настроение для верного чувствования праздников Вознесения и Троицы. Образы, которые ставятся перед душой человека такими праздниками, подобны живым существам. Мы можем все больше приближаться к их содержанию, можем все лучше и лучше понимать их. Когда люди вновь достигнут того, что смогут наполнять год таким духовным пониманием праздников, тогда и этот год получит конкретное, но вместе с тем космически-спиритуальное содержание. И человек уже в земном бытии научится переживанию космического бытия.

Можно сказать, что в том случае, когда Троица, являющаяся прежде всего праздником цветов, переживается надлежащим образом, тогда человек идет туда, где, раскрываясь под воздействием солнца, под воздействием эфирно-астрального, распускаются цветы, и человек ощущает в этой покрывающейся цветами земле земное отображение того, что тогда уплотняется в образ Вознесения Христа и в примыкающий к нему образ огненных языков над головами учеников. Раскрывающаяся человеческая грудь также может быть символизирована цветком, раскрывающимся навстречу солнцу. А то, что нисходит от солнца, чтобы дать цветам необходимую плодоносную силу, может символизировать огненные языки, изливающиеся на головы учеников. С помощью этой силы, которая может проистечь опять-таки от понимания праздников года, от правильного рассмотрения каждого праздника, антропософия может действовать на человеческие сердца, помогать настроению, которое могло бы стать настоящим настроением этих весенних праздничных дней.

 

НАСТРОЕНИЕ ИОАННОВА ДНЯ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.