Здавалка
Главная | Обратная связь

Информационное общество

 

Российский институт развития информационного общества (ИРИО) определяет информационное общество как ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества. Процесс формирования такого общества сопровождается возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах [3].

Важной чертой процесса формирования информационного общества является появление дальних коммуникационных связей между удаленными членами общества. Вообще говоря, коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона «предлагает» информацию, а другая воспринимает ее. В ходе обмена обе стороны играют активную роль. Поэтому обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем. Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений. Поэтому коммуникации называют связующим процессом. Возникновение же дальних коммуникаций свидетельствует о качественной перестройке общества, характеризуемой дальними корреляциями. Ниже мы подробнее оставновимся на этом пункте.

В последней трети ХХ века новая технологическая революция, связанная со всеобщой компьютеризацией и информатизацией общества, стала настолько очевидной, что это позволило исследователям ввести термин «информационная эра». Указать точную дату наступления этой эры, по- видимому, сложно, так как процесс перехода растянут во времени и неоднороден по пространству. Дать, однако, нижнюю и верхнюю оценку для начала переходного периода мы можем. Самое начало процесса информатизации человечества логично связать с изобретением оптического телеграфа французом Клодом Шарпом в 1792 год. С другой стороны, американский экономист Томас Стьюарт определил 1991 год как начало «информационного века», так как именно в этом году впервые расходы американских компаний на приобретение информационных технологий превысили расходы на приобретение промышленного оборудования [4]. Любопытно, что обе даты связаны с грандиозными событиями в человеческой истории: первая дата связана с Великой французской революцией, а вторая - с распадом Советского Союза. Может показаться, что эти совпадения - случайны. Однако, более пристальное рассмотрение фактов говорит об обратном. Достаточно заметить, что системы оптического телеграфирования создавались и ранее, но только в вихре революции они получили свое признание: в 1792 году изобретение было представлено Конвенту, и тот постановил создать первую телеграфную линию и сформировать комиссариат по делам сообщений. В изобретении Шаппа не было ничего нового с научной точки зрения, - в этом смысле оно было типичной инновацией в современном смысле этого слова (внедрённым новшеством, обеспечивающим качественный рост эффективности продукции, востребованной рынком). Именно революция, вызвавшая небывалую политическую и социальную активность больших масс населения, сделала коммуникации востребованными и обеспечила необходимую социально- политическую среду для быстрого распространения этих технологий.

Любопытно в этой связи сравнить реакцию правительства Российской империи на изобретение электрического телеграфа. Как известно, впервые аппарат электрического телеграфирования, сконструированный на основе яв- ляния электромагнитной индукции, был построен в России русским изобретателем Павлом Львовичем Шиллингом. Демонстрация работы устройства состоялась 9 октября 1832 г. на квартире ученого на Марсовом поле в Санкт- Петербурге. Передатчик был установлен в одном конце здания, где собрались приглашенные, а приемник - в другом, в кабинете Шиллинга. Расстояние между аппаратами составило свыше 100 м. Интерес к изобретению оказался настолько велик, что демонстрацию посетило ряд высокопоставленных особ - граф Бенкендорф, Император Николай I, Великий князь Михаил Павлович. Текст первой памятной телеграммы на французском языке составил и передал сам российский император Николай I. По-русски это звучало так: «Я очень рад был посетить господина Шиллинга» [5]. Однако дальше демонстраций дело не пошло и система П.Л. Шиллинга не была востребована.

Судьба подарила России и второй шанс стать мировым лидером в деле дальних коммуникаций. В 1839 году американский изобретатель Самуэль Морзе, надеясь найти хоть кого-то, кто бы мог оценить его систему электрического телеграфирования, предложил русскому правительству своё изобретение. Из опубликованной переписки Морзе следует, что речь шла о заключении контракта на строительство телеграфной линии между Санкт- Петербургом и Варшавой. Однако, и в этом случае предложение о создании дальних коммуникаций в России было отклонено императором Николем I с резолюцией, запрещающей даже упоминать об этой возможности в печати. Этот факт подтверждает наше предположение о необходимости возникновения особой социально-политической атмосферы, которая бы сделала востребованными коммуникационные связи в обществе.

Как бы там ни было, в конце XIX века планета была окутана достаточно плотной сетью телеграфных линий, которые позволяли производить коммуникации на дальних расстояниях (Рис. 1). Как хорошо видно из рисунка, лидерами в телеграфировании являлись Британская империя, страны Западной Европы и Северной Америки. Особенно востребованным телеграф оказался в Великобритании, у которой была острая необходимость в организации глобальных коммуникаций для управления обширной империей, разбросанной по всем континентам мира. Глядя на карту, хорошо понимаешь, что электрический телеграф был «интернетом XIX века» и многие явления сетевого характера, которые сейчас приписываются сугубо нашему времени, можно было наблюдать уже в то время.

Рис. 1. Карта основных телеграфных линий в конце XIX века.

 

В качестве примера экономического взаимодействия можно привести возникновение взаимной корреляции в биржевых торгах различных стран мира. Во второй половине позапрошлого века газеты с тревогой писали об исчезновении профессии дипломата, так как прямая связь со своим правительством позволяла посылать в качестве представителя государства любого чиновника. Известно, что политические новости мгновенно разлетались по планете. Страстным поклонником электрического телеграфа был президент США Авраам Линкольн, который следил за развитием ситуации на фронтах гражданской войны 1866 года из своей телеграфной комнаты в Белом доме [5]. Сейчас бы мы сказали, что Линкольн получал сведения о боевых действиях в «режиме онлайн».

Итак, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) были порождены бурной эпохой буржуазной революции. Со временем, однако, начинает проявлять себя обратный процесс - ИКТ сами начинают оказывать всё большее влияние на развитие человеческого общества. Это проявляется в культурной, социально - политической, экономической и технологической областях. Совершенно неслучайно именно в отрезок времени длиной почти 200 лет укладываются мировые войны, множество переворотов, революций и социальных потрясений, распад практически всех крупных империй и становление большого числа национальных государств.

Понять причину, по которой ИКТ играли дестабилизирующую роль несложно. Распространение информации на большие расстояния и образование взаимозависимости отдельных частей человечества создаёт информационный фон для оценивания каждым человеком своей собственной жизни и жизни локального общества, которому он принадлежит, с точки зрения достижений всего человечества. Впервые в истории возникла ситуация, когда любые изменения в экономике, культуре и политике в каждом конкретном обществе начинают рассматриваться в глобальном контексте. С одной стороны это ведет к росту локальной неустойчивости, а с другой - к ускоренному развитию человечества в целом. Ведь именно неустойчивость ведет к новому уровню развития.

Переосмысление социальных изменений, подступы к смене методологической парадигмы в теории общества стали наблюдаться в конце 60-х - начале 70-х годов в работах ряда исследователей, среди которых выделяется Оливер Тоффлер. Он фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа развития человечества, следующего за индустриальным обществом [6]. В связи с расширением сферы информационной деятельности меняются профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил - человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно включенного в процесс производства. В информационном обществе на первое место выходит производство услуг. На рынке услуг главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации.

Творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. Это огромная армия труда: доля тех, чья деятельность связана с творческим трудом, приближается в индустриально развитых странах к половине всей рабочей силы. США и Япония по этим показателям продвинулись еще более. Если в Африке 2/3 населения занято сельскохозяйственным производством, то в США этим занимаются менее 3% активного населения. В промышленном производстве США занято 17%, а в сфере информационных технологий - 80%.

Телекоммуникационную подсистему общества нельзя рассматривать лишь как техническую составляющую экономики; она далеко выходит за рамки этой роли. Давно замечено, что телекоммуникационная технология укрепляет прорыв в демократическое социальное устройство, поскольку позволяет человеку иметь статус «непосредственного члена» общества без всякого рода посредников в лице каких-либо групп, идеологий или символических культурных систем. Также и образование становится важной, более того, доминирующей подсистемой общества. Это стратегический ресурс в современных условиях функционирования государственных и политических структур. В современной экономике, характеризуемой наукоемкостью, непрерывными структурными изменениями, высоким динамизмом, роль интеллектуальной собственности в общественном развитии возрастает. Тоффлер, анализируя основные источники политической власти - силу, богатство и знание - делает вывод о том, что в современной цивилизации знания подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти. Поэтому контроль над информацией дает реальную власть как в экономической, так и в политической жизни. Тоффлер пишет, что «в прошлом земля, труд и капитал были ключевыми элементами производства. Завтра - а во многих отраслях промышленности это завтра уже наступило - информация станет главной составляющей» [6].

Любопытно, что концепция информационного общества может быть осмысленна не только в рамках гуманитарного подхода, но и с точки зрения естественных наук. В 1977 бельгийский физик Илья Пригожин был удостоен Нобелевской премии за работы по химии в области неравновесной термодинамики. Примерно в это же время складывается синергетика (от греческого «синергейя» - коллективное действие) - междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах различной природы (физической, химической, биологической, социальных и т.д.) на основе присущих им принципов самоорганизации.

Чтобы понять какое отношение сетевого устройство современного общества имеет к синергетической парадигме, рассмотрим простую физическую систему - плоский слой жидкости, подогреваемый снизу [7]. Пока разность температур, прикладываемая к стенкам слоя небольшая, энергия снизу вверх передаётся благодаря диффузионному механизму: молекулы, участвуя в хаотическом диффузионном движении, расталкивают соседей и таким образом распространяется тепловая волна. Макроскопического движения жидкости при этом не наблюдается - жидкость находится в состоянии покоя. Зададим себе вопрос: а каков радиус корреляций между молекулами в этом случае? Он не превышает дистанции между ближайшими соседями. На больших расстояниях молекулы уже не коррелируют своё поведение. Если теперь постепенно увеличивать разность температур, то при определенном значении параметров жидкость теряет устойчивость и начинается тепловая конвекция Рэлея-Бенара. Каждая молекула участвует теперь в коллективном движении, в процессе которого она совершает периодические движения от нижней стенки до верхней и обратно. С точки зрения физики система совершила фазовый переход к более высокоорганизованному состоянию, при котором радиус корреляции между молекулами резко возрастает. Необходимо заметить, что здесь не стоит смешивать понятия корреляции и непосредственного взаимодействия: силы, действующие между молекулами, как до, так и после фазового перехода - одни и те же. Если мы рассмотрим две молекулы на разных концах вихря Рэлея-Бенара, то очевидно, что они коррелируют

свое поведение, двигаясь в противоположных направлениях (в противофазе). При этом расстояние между ними многократно превышает размеры самих молекул. Это и означает, что в системе установилась дальнодействующая макроскопическая система взаимных корреляций между молекулами. Это явление отражает факт неустойчивости и неравновесности состояния системы.

Рис. 2. Распределение интернет соединений за единицу времени в масштабах планеты.

 

При всей условности сравнения физической системы с человеческим обществом, в последнем случае мы наблюдаем весьма похожее явление: стремительная информатизация человечества и образование глобальной коммуникационной системы отражает факт его перехода в новое более сложно устроенное состояние, характеризуемое многократно выросшими корреляциями между отдельными членами человечества. Радиус взаимозависимости между людьми двести лет назад не превышал размеров одного поселения, так как человек просто физически не мог вступить в контакт с людьми, живущими дальше. В наше время глобальные коммуникационые сети (Интернет, мобильная связь, факс, телефон, телевидение и т.д.) позволяют свободно обмениваться информацией между любыми индивидами в любой точке планеты. Таким образом, радиус коммуникаций скачком вырос до размеров нашей планеты. Возникновение глобальной сети взаимных корреляций между людьми отражает факт сильной неравновесности обсуждаемой системы. Таким образом, неустойчивость и постоянная готовность системы «перевернуться» при небольшом возмущении есть неизбежная плата за установление нового высокоупорядоченного - сетевого - состояния системы.

 

 


 

Таблица 1 - Количество активных пользователей интернета на момент 30 июня 2012 г

 

Регион мира Численность населения ( 2011) Пользователи интернета Дек. 31, 2000 Пользователи интернета Дек. 31, 2011 Проникновение Интернета (% населения) Рост 2000-2012
Африка 1,073,380,925 4,514,400 167,335,676 15.6 % 3,606.7 %
Азия 3,922,066,987 114,304,000 1,076,681,059 27.5 % 841.9 %
Европа 820,918,446 105,096,093 518,512,109 63.2 % 393.4 %
Ближний Восток 223,608,203 3,284,800 90,000,455 40.2 % 2,639.9 %
Северная Америка 348,280,154 108,096,800 273,785,413 78.6 % 153.3 %
Латинская Америка 593,688,638 18,068,919 254,915,745 42.9 % 1,310.8 %
Австралия / Океания 35,903,569 7,620,480 24,287,919 67.6 % 218.7 %

Справедливости ради, необходимо заметить, что фазовый переход человечества к новому состоянию еще далеко не закончен. Во-первых, по данным статистики на момент написания пособия лишь примерно одна треть землян ползуется Интернетом и включена в систему глобальных коммуникаций (см. Табл. 1). Во-вторых, сами пользователи сети распределены по планете крайне неравномерно. На Рис.2 представлена карта интернет соединений, сделанных за единицу времени в 2010. Хорошо видно, что наибольшая концентрация пользователей наблюдается в Северной Америке и Европе. Эти же регионы планеты осуществляют наиболее плотный информационный обмен между собой. Любопытно сравнить между собой Рис. 1, на котором представлена схема соединений электрического телеграфа в конце XIX века, и Рис. 2. Удивительно, но лидеры в деле развития коммуникаций и в позапрошлом веке и в настоящий момент - одни и те же. Пожалуй только центр тяжести в плотности коммуникаций переместился из Великобритании к США.

Приведём таблицу с данными о количестве пользователей сети Интернет на 30 июня 2012 года [8]. Из таблицы следует, что пока лишь меньшая часть человечества может с полным основанием считать, что она уже живет в условиях информационного общества. Остальные идут по этому пути, но переход еще далек от своего завершения. Однако, происходят важные знаковые изменения. Например, в настоящее время большинство компьютерных микросхем, мобильных телефонов, ноутбуков, телевизоров, DVD- проигрывателей и другой электронной продукции производится в развивающихся странах. Крупнейшими в мире игроками в сфере экспорта товаров и услуг на базе ИКТ являются Китай и Индия. Быстрые темпы роста сектора ИКТ сыграли решающую роль в расширении экономики этих двух стран. В 2004 году Китай сместил Соединенные Штаты с места крупнейшего в мире производителя и экспортера товаров на базе ИКТ. Индия является крупнейшим в мире экспортером услуг на базе ИКТ и услуг с поддержкой ИКТ, а также главным поставщиком услуг по аутсорсингу бизнес-процессов. Иностранные инвестиции и размещение международных заказов на поставки играют важную роль в экономическом росте Китая и Индии. В следующие несколько лет Китай и Индия не только сохранят свои позиции крупнейших получателей прямых инвестиций и международных заказов, но и сами будут увеличивать размещаемые ими заказы в других точках развивающихся стран. Обе страны находятся в процессе технологической переориентации и в дальнейшем будут накапливать значительную массу знаний, а также разрабатывать, внедрять и экспортировать новые технологии.

В целом как развитые, так и развивающиеся страны более чем на 30% повысили свои уровни развития ИКТ за пятилетний период. Некоторые развивающиеся страны, такие как Саудовская Аравия, Китай и Вьетнам весьма значительно улучшили свой индекс проникновения ИКТ за указанный пятилетний период. Это частично объясняется быстрым ростом мобильной связи в сочетании с увеличением количества пользователей Интернета. Вместе с тем развивающиеся страны по-прежнему отстают в том, что касается доступа к ИКТ и использования этих технологий. Сравнение уровней развития ИКТ и уровней дохода на душу населения (по паритету покупательной способности) указывает на устойчивую связь между доходом и внедрением ИКТ за некоторыми исключениями, вызывающими определенный интерес. Некоторые из стран с наиболее развитыми ИКТ имеют более высокие уровни, чем ожидалось исходя из их уровней дохода. Так, например, Республика Корея добилась выдающихся результатов при значительно более высоких уровнях развития ИКТ, чем ожидалось. Это свидетельствует о том, что последовательная и целенаправленная политика может послужить толчком к развитию информационного общества в странах с относительно низкими уровнями дохода.

Отметим, что по данным Минкомсвязи РФ в мае 2012 года в России было зафиксировано 70 миллионов пользователей, что составляет примерно 49% населения [9]. Это означает, что уровень проникновения Интернета в России значительно опережает среднемировой (34.3%, см. Табл.1). По абсолютному количеству пользователей интернета Россия вышла на первое место в Европе. В последнее время мы наблюдали очень быстрый рост общего числа пользователей Интернета, как в отдельных крупных городах, так и по стране в целом. Важно отметить, что также увеличивалось число пользователей в различных возрастных группах. Сначала в Сеть пришло молодое поколение, затем мы наблюдали некоторое взросление аудитории в целом и увеличение присутствия в Интернете группы старше 40 лет. В группе до 35 лет в крупных городах охват Интернетом фактически достиг максимума, и роста пользователей за счет этих групп уже происходить не будет.

Таким образом, в России ускоренными темпами формируется информационное общество, которое уже в ближайщие годы достигнет своей зрелости. Это создаёт хороший базис для дальнейшего внедрения информационно- коммуникационных технологий в экономические отношения и возникновения нового экономического уклада в России.

Вопросы к разделу:

1. Какое общество называется информационным?

2. В чем заключаются технологические предпосылки формирования информационного общества?

3. Когда началась «информационная эра»?

4. Какие культурные, социальные, политические и экономические последствия формирования глобального информационного общества вы можете назвать?

5. Как связана динамика числа активных пользователей глобальной сети Интернет с уровнем экономического развития страны?

6. Перечислите основные тенденции развития глобального информационного общества.

7. Опишите процесс формирования открытого информационного общества в России.

8. Перечислите основные потребности современного общества в информационных услугах.

Задания для самостоятельной работы:

1. Раскрыть диалектику взаимодействия информационно- коммуникационных технологий и социально-политической эволюции человеческого общества за последние два столетия;

2. Описать процесс информатизации общества с точки зрения синерге- тической парадигмы Р. Пригожина;

3. Сформулировать точку зрения О.Тоффлера на будущее информационного общества.



 

2. СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ

Хотя формирование глобальной коммуникационной системы в рамках информационного общества оказывает на него всестороннее влияние, в данном пособии нас будет интересовать экономический аспект этого влияния. Нельзя сказать, что особенно ярко проявившиеся в наше время сетевые эффекты не имели места в прошлом. Например, после прокладки в 1858 году по дну Атлантического океана телеграфного кабеля и установления прямой связи между Европой и Америкой наблюдался следующий эффект: торги, проводимые на биржах Лондона и Нью-Йорка стали непосредственно влиять друг на друга (см. Рис.1). Так, благодаря электрическому телеграфу, впервые в истории стала складываться всемирная система экономических корреляций, которая в настоящий момент определяется термином «сетевая экономика».

Сразу же отметим, что найденный термин не очень удачен, так как любую форму экономики также можно считать сетевой в том смысле, что сама экономическая ткань общества отражает характер сложившихся связей. В литературе можно встретить множество других определений: новая экономика, информационная экономика, экономика знаний, е-кономика и т.д. Однако, в настоящее время термин сетевая экономика прижился и является общепринятым. Именно этот термин мы и будем использовать в пособии.

Российский исследователь сетевой экономики С.И. Паринов пишет: «В связи с серьезностью происходящих в обществе изменений нельзя не обратить внимания на наличие в этой области некоторого опережения «практики» над «теорией». Общество в настоящее время уже реально трансформируется в связи с появлением все новых и новых социально-экономических сетевых инноваций. Однако социально - экономическая теория до сих пор не имеет ясного ответа на базовые вопросы: 1) какова теоретическая модель функционирования сетевого общества?; 2) какова модель поведения человека в сетевом обществе?» [10].

Эта точка зрения представляется нам не такой уж и бесспорной. Выше отмечалось, что в данный момент только около трети землян используют Интернет в своей жизни. Из этих людей не более 10% используют сеть в экономическом смысле (совершают покупки онлайн, управляют банковским счетом, играют на бирже и т.д.). Вполне возможно, когда этот процесс выйдет из этапа экспоненциального роста и достигнет своего насыщения, сетевая система мироустройства приобретёт свои законченные черты. Именно поэтому теории, возможно, и не стоит торопиться обобщать результаты эволюции последних лет. К примеру, если рост общего количества пользователей и доступных документов в сети десять лет назад легко прогнозировался, то взрывной рост числа мобильных средств доступа в интернет, а также всевозможных периферийных устройств, управляемых из сети, оказался совершенно неожиданным [11]. Специалисты полагают, что уже через пару лет количество подключенных к сети устройств достигнет 50 миллиардов штук (в 2010 году эта цифра составляла порядка 1 миллиарда). Это позволило даже ввести новый термин - «интернет вещей» (от англ. Internet of Things, IoT). А уж возможность трехмерной печати, благодаря которой можно будет скачивать цифровой образ вещи из сети и материализовывать его («распечатывать»), никто и представить себе не мог. Какой будет всемирная сеть через 10 или 20 лет? Точно не ответит никто. Вполне возможно, после того, как глобальный паззл нового порядка жизни сложится окончательно, сама система и принципы её функционирования будут существенно отличаться от того, что мы видим сейчас. Это обстоятельство постоянно нужно иметь в виду, когда мы будем обсуждать ниже свойства новой формы экономической деятельности.

Как отражение переходного характера самого процесса, так и теории его описывающей, в литературе наблюдается разнобой в определении - что же такое сетевая экономика? Здесь мы встречаем весьма разные формулировки. Остановимся на нескольких концепциях сетевой экономики, выделив из них две - которые, как нам кажется, наиболее точно передают суть происходящих изменений.

В докладе, подготовленном Европейской Комиссией, сетевая экономика определяется как среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия [12]. Необходимо отметить, что правительство Евросоюза даёт определение какому-то экономическому явлению с единственной целью - правильно облагать его налогами. В этом смысле определение, данное выше, сформулировано с максимальной точностью и практичностью. Держа в уме это обстоятельство, перечень причин, по которым индивиды или предприятия входят в контакт, выглядит любопытным: простое включение компьютера и вход в сеть с целью почитать новости или послушать музыку приравнен здесь к участию в сетевой экономике. За этим утверждением стоит своя логика - чтобы получить доступ в Интернет, пользователь должен сначала купить этот доступ у провайдера, таким образом войдя с ним в экономический контакт.

Чтобы продемонстрировать насколько по-разному понимают термин «сетевая экономика» различные авторы, приведем здесь определение В.Н. Бугорского: сетевая экономика - это традиционная экономика, помноженная на информационные ресурсы и технологии [13]. При всем уважении к автору, согласиться с этим определением нельзя. Ниже приводятся ссылки на работы западных исследователей, а также хорошо развитая теория российского исследователя С.И. Паринова, посвященные феномену «новой экономической парадигмы». Эти авторы убедительно доказывают, что экономические отношения, получающие новое дальнее видение за счет коммуникаций, уже не могут быть сведены к рыночным отношениям. Количество переходит здесь в качество, и рождается новая форма отношений.

Перейдем теперь от практических определений сетевой экономики к более концептуальному подходу. Надо понимать, что при таком уровне описания мелкие детали явления пропадают. Но зато мы можем попытаться осмыслить сетевую экономику в рамках более широкой парадигмы. В 1997 году вышла важная работа американских исследователей Брэдфорда Де Лонга и Фрумкина [14], в которой утверждалось, что современные технологии начинают подрывать свойства, которые делают «Невидимую Руку» рыночной системы эффектным и эффективным средством для организации производства и распределения продукции. Авторы изучили три классических аспекта функционирования рыночной экономики и пришли к выводу, что в новых условиях установления глобальной коммуникационной системы они начинают работать не так, как это было во времена Адама Смита. Да, они все еще неплохо соответствуют современной экономике, но имеются наблюдения, что они будут достаточно плохо соотноситься с будущей экономикой.

Исключительность. Под этим понимается способность продавцов в рыночной экономике заставить потребителей стать покупателями. В новой экономике собственник товара уже не в состоянии простыми и дешевыми средствами исключить конкурентов из своего сегмента, т. е. электронные возможности тиражирования и доставки продукции, таким образом, практически уничтожают исключительность, которая стоит в списке основ рыночной системы на первом месте. «В отсутствие исключительности потенциальные пользователи теряют эффективный способ дать знать рыночной системе насколько силен их спрос и на что конкретно он направлен» [14].

Конкуренция, понимаемая как наличие производителей выполняющих одну и ту же операцию с разными затратами. Поскольку предельная стоимость тиражирования информационных продуктов становиться близкой к нулю, то в сетевой экономике, пропадают конкурентные различия между продавцами по их затратам на обслуживание дополнительных заказов. Из-за этого кажутся не достижимыми такие характеристики «хорошего» рынка как «конкуренция в целях ограничения проявлений частной экономической мощи, отдача от инвестиций и трудовых усилий в соответствии с добавленной социальной ценностью, достаточность стимулов для инноваций и развития новых продуктов» [14].


Наконец, прозрачность, под которой понимается ясное понимание индивидов что им нужно и что имеется на продажу. Во многих секторах экономики покупка товаров в настоящее время перестает быть прозрачной, т. к. соответствующая ей транзакция сразу не заканчивается. Акт покупки, всё больше означает возникновение долгосрочных отношений между продавцом и покупателем. Эта новая черта особенно хорошо заметна по рынку программных продуктов: периодическое обновление версий программного обеспечения неизбежно превращает акт покупки в процесс долгосрочного «сотрудничества» между покупателем и продавцом.

В работе Подольного и Карена [15] изучение сетевой формы организации общества было продолжено - она сравнивалась с иерархической формой управления по следующим параметрам: освоение новых навыков или знаний; получение легитимности; улучшение экономического функционирования; управление ресурсной зависимостью. Экономические преимущества сетевых форм описываются авторами работы следующим образом: «Созданием лучших коммуникаций, чем это может сделать рынок, сетевые формы организации облегчают лучшую координацию перед лицом изменений, значимость которых не может быть полностью передана или понята через ценовые сигналы. В это же время, вследствие того, что границы сетевых форм организации обычно более легко управляемы, чем границы иерархий, более легким являются модификации композиции сетевых организаций как ответная реакция на эти изменения


» [15].

Таким образом, всё говорит о том, что экспансия сетевых структур будет разрушать рыночные регуляторы и вытеснять иерархические и рыночные способы управления из внутренней среды организаций: «...если сетевая форма управления может давать лучшее обучение, расширенную легитимность и престиж, лучший контроль над внешней средой, и лучшие экономические результаты, почему сохраняются рынки и иерархические структуры?» [15]. Главным отличием сетевых форм управления от рыночных и иерархических является: а) длительность связей между агентами, которые б) регламентируются этими же агентами без участия вышестоящей власти. Соответственно, в рыночных отношениях присутствует пункт «б», но отсутствует первый пункт, т.к. рыночные взаимодействия в чистом виде основаны на эпизодических связях, создаваемых для целей обмена и заканчивающихся сразу после осуществления транзакции. В иерархических структурах связи могут длиться дольше, чем на рынке, но они регламентируются вышестоящей властью [15].

Обощая выводы вышеупомянутых авторов, российский исследователь С.И. Паринов предлагает соврешенно новую концепцию сетевой экономики, которая утверждает, что сетевая экономика - это качественно новая форма экономического порядка, которая вытесняет командно - иерархические и рыночные формы из обслуживания экономических отношений в обществе [16]. Остановимся на основных положениях этой теории, которые конспективно были изложены в статье [16], а развернуто - в монографии [10]. Паринов вводит в рассмотрение понятие информационной проницаемости экономической среды, которая и определяет выбор той или иной формы организации хозяйственной деятельности при информационных обменах между участниками совместной деятельности. В практических приложениях информационную проницаемость можно определять как величину равную 1 - Q, где Q - отношение времени доставки информации ко времени ее устаревания. Выделяется четыре формы экономической деятельности:

1. Экономика малой группы (натуральное хозяйство);

2. Командно-иерархическая экономика;

3. Рыночная экономика;

4. Сетевая экономика.

Каждая из перечисленных выше форм исторически появляется позже предыдущей. Рассмотрим случай каждой из этих форм. При ведении натурального хозяйства все субъекты экономической деятельности представлены членами одного локального сообщества, которые находятся в постоянном и непосредственном контакте друг с другом. Такие сообщества в экономике и теории управления принято называть малыми группами. Роль информационной составляющей экономического взаимодействия в этом случае соответствует тем низким потребностям в информации, которые необходимы для простого воспроизводства и натурального обмена. Важно отметить, что естественных возможностей для налаживания коммуникаций вполне достаточно, чтобы обмен информационно-экономическими сигналами в малой группе происходил непосредственно и бесконтрольно (Рис. 3). Предположим, что в поселении рядом живут гончар и кузнец. Если гончару нужен какой-то инструмент из металла, то он может просто зайти к соседу и вступить с ним в непосредственный информационный контакт. Все вопросы изготовления изделия, свойсв этого изделия и получения чего-то взамен могут быть обсуждены в ходе прямого общения.

Рис. 3. Схема взаимодействия агентов в условиях экономики малой группы.

 

На этом примере хорошо видно, что в экономике малой группы устанавливается коллективно - сетевая форма информационного обмена. Так как под сетью здесь понимается сообщество реальных людей, а средства общения представляют собой естественные органы коммуникаций, сформировавшиеся у Homo sapiens за десятки тысяч лет эволюции, то иногда отношения в малой группе называют примитивно - сетевой формой информационного обмена. Как уже убыло сказано выше, главная особенность сетевой формы управления (включая примитивно - сетевую форму) является наличие прямых длительных связей между всеми участниками совместной деятельности. Создание такого рода связей, как правило, требовало, либо компактного географического расположения участников, либо больших затрат ресурсов и времени на организацию информационных каналов и обеспечения взаимопонимания участников. Однажды созданные, сети таких связей представляли собой ценный «редкий ресурс», доступ к которому давал определенные преимущества одним группам агентов над другими, которые такой доступ не имели.

Вероятно, именно здесь уместно вспомнить, что вид людей, к которому мы принадлежим (Homo sapiens), одержал победу в конкурентной борьбе именно благодаря более развитой способности к обмену информационными сигналами между собой. В настоящий момент известно по крайней мере два других вида человека - неандертальцы (Homo neanderthalensis) и денисовцы (Homo Denisova). Неандертальцы, например, практически по всем физическим параметрам превосходили представителей вида Homo sapiens - вес, мышечная масса, размер мозга, умение адаптироваться в холодной среде и т.д. Однако, кроманьонцы умели договариваться между собой и образовывали социальные сети, в которых открытие и достижения каждого быстро становились достоянием всех [17]. Неандертальцы были менее общительны и не были склонны создавать сообщества. Причина этого не совсем понятна - возможно на это свой отпечаток наложили особенности строения гортани или даже определенных отделов мозга. Как бы то ни было, используя терминологию Паринова, можно сказать, что информационная проницаемость среды неандертальцев была близка к нулю. Именно поэтому инновации в их среде приживались очень плохо, а орудия труда и образ жизни оставались неизменными сотни тысяч лет.

Но вернемся к обсуждению эволюции форм социально - экономического взаимодействия. По мере усложнения системы разделения труда и всего социально-экономического устройства общества ограниченные возможности средств коммуникаций и систем обмена информацией того времени не могли обеспечить поддержание равноправного коллективного управления. В ответ на это возникают командно - иерархические и рыночные формы управления экономической деятельностью, которые позволяют координировать большие, сложно организованные группы людей.

Уместно здесь вспомнить такой эпизод из античной истории [18]. В 44 г. до н. э. Римская республика, которая до этого существовала более четырехсот лет, была низложена Юлием Цезарем. Почему это произошло, если традиции демократического правления в Риме были очень сильны? Дело в том, что за сто лет перед переворотом государство претерпело стремительное расширение, в новые земли были выведено множество колоний и там родилось большое количество граждан Рима. Эти граждане формально имели право участвовать в выборах и управлять государством, однако фактически осуществить это было невозможно из-за отсутствия надежной системы быстрых коммуникаций. Организация общегосударственного голосования или плебисцита и в наше время является непростой задачай, а две тысячи лет назад это было просто технически невозможно. В демократическом процессе могли участвовать только жители самого города Рима и прилегающих окрестностей. Юлий Цезарь возглавил движение недовольных провинциалов, чьи интересы в государстве не были адекватно представлены. В результате гражданской войны республика была низложена и образовалась Римская Империя, управляемая авторитарно императором. Как это не странно звучит, авторитарная империя более адекватно и сбалансировано отражала интересы провинциальных граждан страны, нежели аристократическая республика. Новая имперская форма правления просуществовала около пятисот лет.

Рис. 4. Схема взаимодействия агентов в условиях командно-иерархической экономики.

 

Рассмотрим схему образования командно-иерархической формы управления (Рис. 4). Штриховой линией на схеме отмечены области прямых коммуникаций между агентами экономической деятельности. Так как они по- прежнему определяются естественно-биологическими возможностями человека вступать в информационные обмены только с людьми из того же локального поселения, а характерный размер системы (государства) теперь гораздо больше, то возникает проблема организации коммуникаций между агентами из разных поселений.

Мы знаем из истории, как эволюция разрешила эту проблему: в рамках системы формируется командный центр, представленный бюрократией (иерархией), которая берет на себя роль посредника в организации информационных обменов в системе. Бюрократия собирает информационные сигналы, исходящие от агентов экономической системы и реагирует на них в виде издания законов и применения средств государственного принуждения.

Важно отметить, что более сложные формы управления предъявляют меньшие требования к информационным потокам, так как позволяют осуществлять эффективное управление в условиях частичной неопределенности из- за слабой информационной проницаемости среды. Так, например, командная форма управления основана на избирательном и одностороннем информационном обмене: то есть в каждый конкретный момент времени информация распространяется только между двумя точками и только в одном направлении. Это позволяет при тех же коммуникационных ресурсах управлять большим количеством объектов, чем при равноправном коллективном управлении. Кроме того, бюрократия склонна к искажению информационных сигналов, распространяемых в обществе. Отсюда в системе могут возникать различные парадоксальные эффекты, связанные с волюнтаризмом и субъективизмом командного центра.

В качестве иллюстрации приведем такой пример из античной истории: в 301 г. н. э. римским императором Диоклетианом был издан закон, направленный на борьбу со спекуляцией и ростовщичеством [19]. Законом устанавливались твёрдые цены на тысячи продуктов питания и расценки на работу ремесленников и представителей других профессий. Весь государственный аппарат был брошен на выполнение этого указа и в течение нескольких лет население и торговцы подвергались жесткому контролю со стороны государства. Понятно, что с экономической точки зрения такой шаг был полной бессмыслицей, так как он не учитывал изменчивости и постоянной динамической модификации системы. Но с точки зрения самого императора, государство реагировало на запросы самого общества. Приняв многочисленные информационные сигналы от общества о том, что в государстве процветает ростовщичество, командный центр из лучших побуждений не нашел ничего лучшего, как дать отмашку на применение репрессивного бюрократического аппарата. На принятие закона повлияли также особенности личности императора Диоклетиана, что подчеркивает волюнтаристский характер информационных обменов в командно-иерархической системе. Из истории известно, что уже в 305 году закон был отменен как несостоятельный. Мы видим, что командная форма управления, даже исходя из лучших побуждений, в условиях слабой информационной проницаемости среды может действовать неадекватно ситуации.

Рис. 5. Схема взаимодействия агентов в условиях рыночной экономики.

 

В какой момент возникает рыночная форма управления информационными сигналами в системе? На Рис. 5 изображена схема взаимодействия агентов экономической деятельности в условиях рыночной экономики. Необходимость рыночной формы легко понять из простого факта: на нашей планете за всю её историю ещё не разу не устанавливалось правление единого моногосударства, охватывающего своей командно-иерархической системой всю территорию и все народы. Самой крупной державой считается Британская империя, которая достигала в XX веке 25% территории и 25% населения Земли. Возникает проблема обмена информационными сигналами между агентами экономической деятельности, относящихся к юрисдикции разных командных центров. Эволюционный ответ известен - образуется система обменов ценовыми сигналами, которая приводит к рыночной форме взаимодействия. Важно подчеркнуть, что рыночная форма сужает обмен информацией до распространения выхолощенных до предела ценовых сигналов, причем вопросы получения и восприятия этих сигналов остаются за пределами интересов порождающей их системы. Интерпретация ценовых сигналов - задача самого субъекта рыночной экономики. В этом смысле рыночная форма управления еще менее требовательна к уровню развития системы информационного обмена, чем командно-иерархическая. В предельном варианте (свободный рынок) количество объектов управления (рыночных агентов) не ограничено. Главной причиной возникновения рыночной формы организации экономики стоит признать низкую информационную проницаемость экономической среды на предельно больших расстояниях.

Из всего сказанного становится ясным, что командная и рыночная формы управления появились после коллективной и поэтому могут считаться результатом социальной эволюции. При этом сетевая форма управления оказывается наиболее эффективной для обслуживания взаимодействий на коротких расстояниях, командно-иерархическая - на средних, а рыночная - на длинных и сверхдлинных [10]. Это определяется низкой информационной проницаемостью традиционного общества в доиндустриальную эпоху.

Однако, после научно-технического скачка в области коммуникаций, который случился в 1792-2012 гг., правила игры заметно меняются.

Рис. 6. Схема взаимодействия агентов в условиях сетевой экономики.

 

Особенно значимый вклад в преображение нашего мира внесло появление глобального Интернета в последние два десятилетия. Техническая революция раздвинула границы обмена информационными сигналами до масштабов всей планеты. Можно сказать даже, что скачок технологий привел к «просветлению» системы в информационном смысле. В результате сложилась следующая интересная ситуация, схематически представленная на Рис.6. Область прямых коммуникаций, которая обеспечивается теперь всей мощью и разнообразием современных технических средств, теперь такова, что все агенты экономической деятельности помещаются внутри неё. В какой бы точке социально-экономического пространства человек не находился, он может легко войти в прямой контакт с другим индивидом. Это даёт возможность агентам кооперироваться для какой-то деятельности минуя государство. Очевидно, что это вызов для командно-иерархической системы управления (командные центры также изображены на рисунке), так как старая роль государства как посредника-организатора обмена информационными сигналами в экономической среде нивелируется. Это не значит, что существование государства мгновенно обессмысливается, так как современное государство выполняет много и других функций. Тем не менее сама тенденция говорит о потенциальной возможности в будущем возникновения в новой коммуникационной среде «народного электронного правительства». Уже сейчас многие исследователи возлагают большие надежды на крауд-технологии (от англ. crowd - толпа, народ). Ниже мы обсудим вопрос об отношениях государства и онлайн-сообществ подробнее и увидим, что здесь всё не так однозначно просто и ясно, как это может показаться на первый взгляд.

Схема на Рис. 6 говорит также, что рыночная экномика также должна сдавать свои позиции под напором сетевой формы управления. Напомним, что рынок возникает как естественный ответ системы на свою слабую информационную проницаемость и необходимость организации обмена сигналами на длинных расстояниях. Обмен этот сводится к распросранению весьма примитивных по содержанию ценовых сигналов. В новых условиях сетевые формы организации экономической деятельности получают явные преимущества. На место хаотического обмена ценовыми сигналами приходит способность агентов к самоорганизации и координации своей деятельности. Получается, что современные сетевые формы управления оказываются наследниками общинных (коллективных или примитивно-сетевых) форм ведения хозяйственной деятельности. Под общинными формами хозяйственной деятельности понимается такой порядок экономических отношений, при котором все субъекты хорошо знают друг друга и имеют между собой прямые длительные контакты. В итоге, развитие Интернет-технологий и расширение сетевой экономики вытесняют рыночные формы управления из экономической жизни [10,16]. Хотя вывод этот выглядит сенсационным, он логически вытекает из всего нашего обсуждения.

Современные массовые децентрализованные применения Интернет- технологий для установления и использования экономических связей показали, что параметры географического расположения агентов и экономических ресурсов (например, «удаленность» и «доступ к ресурсам») должны быть заменены на параметры их подключения к сети (сетевой доступ). Таким образом, затраты для преодоления географических пространств заменяется в сетевой экономике на затраты подключения к сети и на организацию эффективного сетевого доступа. Так, доступ к ресурсам требует наличия у них дистанционных регуляторов для изменения их состояния через сеть. Для агентов - наличие в сети их информационного образа и существование постоянно поддерживаемой взаимооднозначности между этим образом и реальным агентом. Если сетевой доступ к экономическим объектам и агентам обеспечен, то проблема установления и поддержания нужных связей между ними в сетевой экономике превращается в проблему организации эффективного процесса непрерывных контактов и обмена информацией. Можно сказать, что в этой ситуации сети связей теряют такое свое качество как «редкий ресурс», поскольку в фундамент сетевой экономики уже встроены связи «всех со всеми». Таким образом, одно из отличий среды жизнедеятельности агентов в сетевой экономике от рыночных и командно-иерархических форм - в том, что связи сами по себе ценности больше не представляют. Однако ограниченным ресурсом по-прежнему остается то, ради чего агенты устанавливают между собой эти связи: место в системе разделения труда, на котором данный агент представляет для экономической системы максимальную ценность и, следовательно, получает от участия в совместной деятельности максимально возможную для себя выгоду.

Подведем итог следующей таблицей (Таб. 2). В ней приведены сравнительные характеристики трёх основных форм организации экономики, существующие на данный момент: командной, рыночной и сетевой. Сравнения даются по различным критериям. Изучая таблицу, можно заметить, что все характеристики сетевой экономики так или иначе содержат слова «социальный» или «социум». В этом нет ничего неудивительного: ведь само понятие «сети коммуницирующих агентов» подразумевает наличие социума из этих индивидов. Отметим, пожалуй, главное преимущество сетевой экономики перед своими конкурентами - это возможность высокой степени координации своей деятельности через непосредственный обмен полноценными информационными сигналами между собой. Координация приводит к высокой степени гибкости структуры и, как следствие, высокой адаптивности к внешним изменениям.

Если преимущества сетевой формы перед командно - иерархической очевидны, то в сравнении с рыночной экономикой эти преимущества надо сформулировать точнее. Рыночная экономика, базирующаяся на обмене хаотическими ценовыми сигналами, адаптируется вслепую. Причем, изменения адаптирующейся рыночной экономики не всегда происходят в интересах всего социума как целого: как известно, главная цель любого экономического агента здесь - извлечение прибыли. Сетевая экономика - это форма действий и реакций самого сетевого социума, действующего в интересах всей сети в целом. Как мы увидим далее главная цель агента в сетевой экономике - расширение своего информационно-экономического пространства.

Табл. 2. Сравнительная характеристика форм организации экономической деятельности

 

Признак Формы организации экономической деятельности
Командные Рыночные Сетевые
Приоритет системного подхода Подчиненность политическим целям Равноправие отношений экономических агентов Подчиненность интересам сетевой организации
Размещение производительных сил Директивное Экономическое Социально- экономическое
Обращение товара и капитала Определяется административной структурой Регулируется конкурентными отношениями Направлено на удовлетворение социально- экономических потребностей участников Сети
Адаптивность к изменениям внешней среды Жесткость связей, большая инерционность Восприимчивость к изменениям, передающимся через ценовые сигналы Высокая степень координации участников экономической деятельности
Динамичность модификации и масштабирования Однонаправленность наращивания организационной структуры Стохастическая трансформация организационной структуры Гибкость модификации структуры за счет модульного построения
Соответствие условиям глобализации информационно- экономической среды (ИЭС) Используется только вертикальная составляющая ИЭС Используется для повышения эффективности рыночных отношений Способствует широкому (вплоть до полного) внедрению в глобальную ИЭС

 

На основании вышеприведенного обсуждения, сформулируем теперь пять признаков сетевой формы экономической деятельности. Эти признаки помогут нам более широко раскрыть смысл определения сетевой экономики: если в каком-то общественно-экономическом явлении будут прослеживаться хотя бы большая часть признаков, то можно будет утверждать, что здесь имеется сетевая форма взаимодействия. Поэтому выделение признаков является важным инструментом анализа.

Первым признаком является (I) наличие виртуального агента сетевой экномики, представляющего предприятие или индивида. Понятие виртуального агента является дальнейшим развитием агентного подхода к изучению экономических взаимодействий в обществе. Виртуальный агент - это представитель пользователя, на которого возлагается выполнение определенных функций. Обычно не имеет визуального или иного образа пользователя, а только отражает его действия.

Если для предприятий программной и информационной индустрии сетевые связи означают полный спектр экономического взаимодействия (информационно - маркетинговые, производственно-транспортные и финансово - кредитные операции), то для остальных предприятий пока можно говорить только об опосредованном участии в сетевой экономике. В этом случае виртуальный агент представляет сетевому сообществу образ реального предприятия. От реального агента его отличает только вынос производственно- транспортных операций за пределы сети, тем не менее адекватность сетевого образа и реального субъекта экономики является предметом постоянной заботы предприятия.

Вторым признаком сетевой формы экономического взаимодействия является (II) наличие прямых длительных связей между виртуальными агентами. Организовать такие связи можно, только если информационно - экономическая удаленность элементов сети не превышает заданного порогового значения. Однако, в условиях стремительного развития коммуникационных технологий и скачкового роста информационной проницаемости экономической среды, фактор удаленности перестает играть какое-то либо значение. А вот возможность установления прямых связей порождает совершенно другую экономическую реальность.

В качестве третьего признака укажем (III) осознанное стремление виртуальных агентов к занятию позиции, имеющей наибольшую ценность для всей сети в целом. В сетевой экономике ценность сети создается всеми ее участниками, а блага распределяются в первую очередь среди тех, кто наиболее эффективно использует сеть или представляет для нее жизненно важный интерес. Так, провайдер заинтересован в привлечении как можно большего числа клиентов, но он не в состоянии контролировать, какими именно ресурсами Интернет будут пользоваться его клиенты и кто именно из экономических агентов сети получит в результате наибольшую выгоду. Попытки контролировать этот процесс, регламентируя доступ к ресурсам, приводят к потере клиента.

Иногда задают вопрос: как можно указывать в качестве признака «осознанное стремление», если виртуальный агент может и не иметь такого стремления, а даже наоборот - выполнять антисетевые действия (троллинг)? Важной особенностью сети является распределение генерируемой ею прибыли в соотвествии с той пользой (или осознанным стремлением) которую принес виртуальный агент для всей сетив целом. А что с точки зрения сети является «пользой» или «наибольшей ценностью»? Конечно, преумножение числа прямых связей в системе и рост сети! Таким образом, троллинг (асоциальное поведение в сети) уменьшает количество связей пользователя и, таким образом, ограничивает возможности по участию в распределении прибыли, генерируемой сетью. С другой стороны, виртуальный агент, который всячески расширяет свое информационно - экономическое пространство через установление прямых связей с другими агентами как раз и работает на рост всей сети в целом. Его усилия в этом направлении вознаграждаются в виде пропорционального увеличения в распределении сетевой прибыли.

Из вышесказанного следует, что (IV) все проблемы согласования своей деятельности виртуальные агенты сетевой экономики решают между собой на равноправных условиях. И это будет четвертым признаком сетевой формы экономического взаимодействия. Если на рынке действиями субъектов управляет «невидимая рука» с помощью «ценовых сигналов», а в командно - иерархической организации - «видимая рука» менеджера, то сетевой форме управления свойствен высокий уровень осознания агентами своей взаимозависимости. Непрерывно обмениваясь информацией, агенты участвуют в коллективном формировании образа их возможной совместной деятельности, в котором определяется содержание их деятельности, а также место каждого агента в системе распределения труда между ними.

При определенных обстоятельствах текущее состояние информационного образа совместной деятельности считается приемлемым для практической реализации и агенты производят соответствующую переконфигурацию связей. Так, например, меняются производственные связи, по которым распространяются промежуточные результаты производственной деятельности агентов (в соответствии с технологическими цепочками). Также, могут меняться распределительные связи, по которым конечные результаты труда от их коллективной деятельности возвращаются к агентам в виде ресурсов для поддержания их жизнедеятельности. Именно через этот механизм резко вырастает адаптивность сетевой среды по сравнению с командно - иерархическими и рыночными формами (Таб. 2).

Для того чтобы отдельный агент мог «осознать» возможность своего участия в деятельности сообщества и «предвидеть» возможные выгоды и степень заинтересованности сообщества в его действиях, он должен иметь достаточно полную информацию о возможностях и намерениях остальных агентов сообщества. Учет этого обстоятельства применительно к условиям прямых связей может быть реализован включением в модель поведения агента его так называемой «ментальной модели», которая содержит полученные им из внешней среды информационные образы других действующих лиц, а также образы доступных ему фрагментов экономической системы.

Информационные образы агентов - партнеров в ментальной модели должны иметь хорошие связи с реальными партнерами, которые в условиях малой группы формируются у носителя ментальной модели через прямые контакты с партнерами. В этом случае о ментальной модели можно говорить как о некоторой коллективно поддерживаемой субстанции, которая уже не принадлежит единолично отдельному агенту, хотя она и может существовать только в его сознании. Начиная с определенного уровня развития информационных технологий, ментальная модель может быть отчуждена от агента на определенном информационном носителе, после чего она уже является одним из объектов экономической среды.

Создавая в информационном пространстве образ материального мира, агенты сетевой экономики затем используют его для оптимизации экономических связей и повышения эффективности своей деятельности, в результате чего экономическое пространство претерпевает некоторые изменения, которые отражаются в информационных моделях, и процесс повторяется. В предельном чисто теоретическом случае вся экономическая система должна была бы достичь некоторого ледяного совершенства и замереть в покое (по аналогии со вторым законом термодинамики). Но, к счастью, ни создать идеальную модель, полностью адекватную действительности, ни реализовать существующую модель без искажений невозможно, что и обеспечивает жизнеспособность сетевой формы управления.

В качестве еще одного признака укажем (V) распределение специфических сетевых товаров, ценность которых растет с их копированием. Лучше всего это положение иллюстрирует «закон факса» Кевина Келли: ценность факса, который существует всего в одном экземпляре, в точности равна нулю, так как послать сообщение это факс никуда не может. При появлении второго факса, соединенного с первым, оба получают смысл для своего существования, так как теперь могут обмениваться сообщениями. При появлении тертьего факса ценность всей сети возрастаем еще больше [20].

Под сетевым товаром, чьё ценообразование в корне отличается от обычного товара, понимается прежде всего информационный или программный продукт, однако, пример Келли показывает нам, что подобный эффект может наблюдаться и для реальной продукции.

В заключение этого раздела в краткой форме приведем все 12 законов Кевина Келли [20]. Хотя работа «Новые правила для новой экономики» по меркам истории развития сетевой экономики появилась достаточно давно (в 1997), по глубине проникновения в материал ей до сих пор нет равных и она часто цитируется:

1. Закон связи: если число узлов растет как N, то количество связей растет как N*N. Сеть - это коллективное взаимодействие, связывающее воедино триллионы объектов живой и неживой природы через волокно или воздух. Такая Сеть и порождает Сетевую Экономику.

2. Закон полноты («закон факса»): чем больше узлов в сети, тем более ценной она становится. Логика Сети переворачивает традиционные представления с ног на голову. В Сетевой Экономике ценность вырастает из изобилия и возрастает от повсеместного распространения («эффект факса»). Мощь приходит от избыточности. Копии очень недороги, так пусть они распространяются.

3. Закон экспоненциального роста: сеть ведет себя как биологическая система. Экспоненциальный рост связан с быстрым ростом связей сети даже при небольшом увеличении числа узлов - первый сетевой закон.

4. Закон переломных точек: изменения в системе происходят бифуркационным образом, т.е. система качественно меняется лишь достигнув точки перелома.

5. Закон увеличивающихся отдач: увеличивающаяся отдача создается всеми участниками сети, они же делят прибыль. Новые участники увеличивают объем сети, а он, увеличиваясь, вовлекает новых участников.

Но Сетевая Экономика вознаграждает тех, кто продвигает децентрализацию и наказывает остальных.

6. Закон обратного ценообразования: самое лучшее в сети дешевеет с каждым годом. Постоянно дешевеющие чипы, которые при этом обладают высоким качеством и производительностью, встраиваются в разрастающуюся сеть и это, прямо или косвенно, ведет к созданию более совершенных версий сетевых коммуникаций. Цена на передаваемый бит уменьшается по асимптотической кривой по направлению к нулевому уровню, конечно, его не достигая. Кроме того, цены транзакций, а также единиц информации, снижаются по той же траектории. Все объекты, которые можно скопировать, осязаемые и неосязаемые, приспосабливаются к закону инверсионного (обратного) ценообразования и становятся дешевле по мере их совершенствования.

7. Закон щедрости: двигайся к бесплатному! Ценность продукта пропорциональна его распространенности, поэтому поток копий увеличивает ценность каждой и




©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.