Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические рекомендации.



Волонтёры осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с Федеральными Законами Российской Федерации (ФЗ о полиции ст.10, ФЗ об ОРД ст.6 ч.5, ст.5 ФЗ №135, ФЗ №151), и в соответствии с методическими рекомендациями Главного управления уголовного розыска МВД РФ «О взаимодействии территориальных органов МВД России на региональном районном уровне с волонтёрскими организациями и общественными движениями по розыску лиц пропавших без вести». Изданы МВД РФ, ФГКУ Всероссийский Научно-исследовательский институт. Москва, 2012 год.

В системе Всероссийской полицейской ассоциации МПА волонтёрская деятельность закреплена в Уставе ВПА и регулируется соответствующим Положением.

При проведении поисковых работ на местности, волонтёры обязаны неукоснительно соблюдать законы РФ, конституционные права граждан: право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.23 Конституции РФ). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (ст.24 Конституции РФ). В соответствии со ст.25 Конституции РФ жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц, иначе как в случаях, установленных ФЗ или на основе судебного решения. В соответствии с ФЗ №152 от 27 июля 2006 «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено (ст.7). Обработка персональных данных (ст.6), допускается, в частности, с согласия субъекта персональных данных, а так же в случаях, когда обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение такого согласия невозможно.

Добровольцы должны соблюдать морально-этические нормы поведения, касающиеся невмешательства в частную жизнь, неразглашения сведений, которые стали им известны в связи с проведением поисковых мероприятий, если только в этом нет крайней необходимости. Волонтёры должны осознавать недопустимость недобросовестного использования фотографий и личных данных лиц, пропавших без вести и их родственников. Добровольцы не имеют права: осуществлять видео и аудио запись, фото и видеосъёмку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц; прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан; совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также создающие опасность нанесения ущерба имуществу граждан.

Волонтёры должны осознавать, что, осуществляя помощь в розыске лиц, пропавших без вести, они не становятся субъектами уголовного процесса, оперативно-розыскной и детективной деятельности, следовательно, не имеют права проводить следственные, оперативно-розыскные мероприятия, а также действия, осуществляемые частными детективами. Волонтёры, в частности, должны знать о том, что согласно УК РФ предусматривается наступление уголовной ответственности: за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну без его согласия, либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующимся произведении или СМИ (ст.137 УК РФ); за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных или иных сообщении (ст.138 УК РФ); за незаконное проникновение в жилище, совершаемое против воли, проживающего в нём лица (ст.139 УК РФ). Статья 138.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственности за незаконное производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, незаконный оборот специально технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Добровольцы и волонтёры должны быть предупреждены о недопустимости получения от заявителей вознаграждения за свою работу.

Запрещается также: привлекать добровольцев к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для их жизни и здоровья; знакомить добровольцев с документами, содержащими сведения, относящиеся к государственной тайне или знакомить их с иной информацией ограниченного пользования.

Перед волонтёрами при проведении поисково-спасательных работ ставятся следующие задачи:

1. Поиск пропавшего лица или следов, указывающих на его возможное местонахождение либо на совершение в отношение лица преступления на территории, прилегающей к вероятному месту исчезновения. Для решения данной задачи рекомендуется обследовать: территорию, прилегающую к месту исчезновения - чердаки, подвалы, вентиляционные шахты, расположенные в доме или недалеко от дома, где проживал пропавший; место, где пропавшего без вести видели в последний раз; места, которые обычно посещал разыскиваемый, а также рекомендуется осмотр контейнеров вблизи дома, канализационные колодцы, выгребные ямы, свалки мусора, пустыри, парки, участки лесонасаждений, заброшенные строения и другие места, которые могут быть использованы преступником для сокрытия трупа и иных вещественных доказательств, лесные массивы, болота, заросли кустарника, сараи по маршруту направления движения пропавшего без вести .При обнаружении следов, указывающих на возможное местонахождение пропавшего лица либо на совершение в отношении его преступления. волонтёры принимают меры по их сохранению, и незамедлительно сообщают об обнаруженном в штаб поиска, а далее действуют по указанию руководителя поиска. Рекомендуется составить опись всех обнаруженных предметов. В целях обеспечения возможности отработки обнаруженных следов служебно-розыскной собакой недопустимо изъятие, порча следов, самовольное проведение каких-либо действий при их обнаружении. Волонтёры, в том числе журналисты, обязаны быть ориентированы на недопустимость разглашения информации об обнаруженных следах.

2. Поиск максимально достоверной информации о последнем местонахождении разыскиваемого и обстоятельствах его исчезновения. Для решения данной задачи волонтёрам рекомендуется осуществлять поиск очевидцев исчезновения, выявлять видеокамеры, находящиеся в предполагаемом районе исчезновения, осуществлять мониторинг ресурсов интернет и других источников, с целью выявления информации, относящиеся к исчезновению лица и т. д.
Для выявления возможных свидетелей произошедшего волонтёры осуществляют поиск лиц, которые видели разыскиваемого последними и могут дать показания об обстоятельствах его исчезновения. В этих целях волонтёры проводят доверительные беседы среди людей, знакомых с разыскиваемым, а так же на территории его возможного появления (как до, так и после поступления заявления об исчезновении). В ходе доверительных бесед следует установить кто, в какое время и где видел разыскиваемого.
В зависимости от последнего места пребывания разыскиваемого очевидцы могут выявляться по месту проживания, учёбы, работы, в том числе на объектах транспорта и проч.
При выявлении очевидцев необходимо записать их данные и надёжный способ связи — номер мобильного и домашнего телефона, адрес.
При этом ещё раз следует отметить, что цель действий волонтёров — найти очевидцев. Волонтёрам следует помнить о недопустимости разглашения информации, ставшей им известной в ходе доверительных бесед.
Добровольцы должны быть нацелены на незамедлительную передачу в штаб розыска добытой информации, в том числе и об обнаруженных очевидцах, для последующей организации следственных и оперативно-розыскных мероприятий.

3. Распространение информации о пропавшем в районе проведения поисковых мероприятий. Осуществляется посредством: изготовления и размещения объявления о розыске в местах, предназначенных для размещения информации; распространения листовок-ориентировок в местах наибольшего скопления людей; размещения в СМИ и сети интернет соответствующей информации; а также путём выставления авто-постов, оборудованных громкоговорителями у лесных массивов, на окраинах населённых пунктов, вокзалах и в других местах возможного появления разыскиваемого.

При осуществлении розыска лица предположительно пропавшего при некриминальных, в том числе очевидных, обстоятельствах, либо в случае, когда на основе полученной информации возможно определить и ограничить территорию его вероятного нахождения, добровольцы осуществляют поисковые мероприятия на больших участках местности (обследование, прочёс лесных массивов, безлюдных мест, участков городской территории и т.д.).

В состав отряда добровольцев при прочёсывании больших участков местности целесообразно включать бывших или действующих сотрудников полиции или МЧС, охотников, хорошо знающих особенности обследуемой территории.

Для наиболее эффективного поиска следует на карте локализовать территорию поиска, исключив участки, ограниченные непреодолимыми преградами (реки, болота и т. д.), обозначить маршруты возможного продвижения пропавшего, а так же места его возможного отклонения от маршрута (те места, где он мог заблудиться), потенциально опасные участки.

Между отрядами и штабом, участвующим в прочёсе должна быть установлена постоянная радиосвязь. Отряд, обнаруживший разыскиваемого, по рации оповещает остальные группы, а в случае отсутствии связи, подаёт условленный светозвуковой сигнал.

Радиус поиска должен увеличиваться пропорционально расстоянию, которое мог пройти разыскиваемый. Труднопроходимые участки обследуются только специально подготовленными группами, состоящими из числа бывших и действующих сотрудников МВД, МЧС, отслуживших в вооружённых силах или имеющих специальную подготовку. При прочёсывании лесных массивов, разыскиваемому могут подаваться световые, звуковые сигналы с обязательным соблюдением «минуты тишины» для ожидания отклика.

Волонтёры привлекаются к выставлению авто-постов с громкоговорителями у лесных массивов, где пропал человек, в местах скопления людей, на вокзалах и торговых центров.

Руководитель поиска поддерживает постоянную связь со старшим поисковой группы на местности, который в свою очередь регистрирует добытую информацию и передаёт незамедлительно её в штаб.

Вместе с тем, в связи с розыском конкретного лица, пропавшего без вести, или вне такой связи, волонтёры могут осуществлять мониторинг в сети интернет, а так же использовать СМИ, мониторинговые центры, банки данных информации о пропавших детях, и прочие источники.

Сотрудничество полиции и волонтёров — это дополнительная возможность повышения эффективности розыска. Деятельность волонтёров не должна рассматриваться как компенсация недостаточной оперативности реагирования полиции на сообщение об исчезновении человека.

Помощь волонтёров в поиске лиц, пропавших без вести, - это проявление активной гражданской позиции, самоотверженная работа, к которой нужно относиться уважительно.

30 августа — День пропавших без вести

30 Август 2010 г.

| распечатать

ЖЕНЕВА (30 августа 2010) — По случаю Международного дня пропавших без вести, ООН призывает продолжать оказывать содействие и поддержку Декларации о защите всех лиц от насильственного исчезновения.
Охарактеризовав их как «зло, которое должно быть искоренено», председатель-докладчик Рабочей группы ООН по этому вопросу, Джереми Саркин отметил, что необходимо применить гораздо более целенаправленные усилия и понимать, что общество имеет дело со злом.
«Благодаря использованию метода насильственного исчезновения в качестве тактики, внушается страх и ужас населению. Это создает путаницу и панику в обществе. Их жертвой становятся также семьи похищенных и удерживаемых, которые не могут и даже не пытаются найти информацию о своих близких из-за страха, что этот метод может быть применим и по отношению к ним», — сказал он.
Рабочая группа настоятельно призывает государства определить насильственного исчезновения в качестве отдельного и самостоятельного уголовного преступления, и для приведения внутреннего законодательства в соответствие с Декларацией. «Это могло бы внести существенный вклад в предупреждение и искоренение этой отвратительной практикой», — отметил докладчик.

В своем заявлении, рабочая группа отмечает,что 83 государства подписали и 19 государств ратифицировали Международную конвенцию о защите всех лиц от насильственных исчезновений.
Рабочая группа настоятельно призывает государства, которые еще не подписали и/или не ратифицировали Конвенцию, сделать это как можно скорее.
Рабочая группа была создана Организация Объединенных Наций, Комиссии по правам человека в 1980 году для оказания помощи семьям в выяснении судьбы и местонахождения пропавших родственников. Рабочая группа стремится создать канал связи между семьями и соответствующими правительствами, чтобы обеспечитьрасследованиеотдельных случаев, с целью уточнения местонахождения лиц, которые исчезли, находятся вне защиты закона. С учетом гуманитарного мандата рабочейгруппы,уточнение происходит тогда, когда о судьбе или местонахождении исчезнувшего лица четко определено. Рабочая группа продолжает рассматривать случаи исчезновений, пока они не будут решены.

Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям, состоит из пяти независимых экспертов из всех регионовмире. Председатель-докладчик г-н Джереми Саркин (Южная Африка), а также других экспертов-членов являются г-н Ариэль Дулицкий (Аргентина), г-жа Ясминка Джумхур (Босния и Герцеговина), г-н Оливье де Фрувиль (Франция) и г- Осман Эль-Хадж (Ливан).
Более подробную информацию о РГННИ, пожалуйста, посетите:http://www2.ohchr.org/english/issues/disappear/index.htm
Информационный бюллетень нет. 6 по насильственным или недобровольным исчезновениям доступен на арабском, китайском, французском, английском русском и испанском языках по адресу:
http://www.ohchr.org/EN/PublicationsResources/Pages/FactSheets.aspx

Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений:http://www2.ohchr.org/english/law/disappearance.htm
Более подробная информация: Аллегра Франкетти, секретарь Рабочей группы по насильственным или недобровольным исчезновениям, специальных процедур, Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека,Тел.: +41 (0) 22 917 9340, Email: afranchetti@ohchr.org

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.