Визуальная ориентировка. Ориентиры и их признаки.
Ориентировкой называется совокупность действий экипажа по определению местонахождения ВС. Она должна быть непрерывной, так как только при этом условии экипаж может управлять процессом навигации, обеспечивая полет ВС по заданному маршруту и прибытие в пункт назначения в заданное время. Ориентировка в полете может осуществляться визуально или с помощью технических средств самолетовождения. Визуальной ориентировкой называется обзорно-сравнительный метод определения местонахождения ВС, основанный на сравнении изображения местности на карте с фактическим видом земной поверхности. Ее применение возможно только при видимости земной поверхности и наличии на ней в районе полета характерных ориентиров. Ведение визуальной ориентировки связано с опознаванием ориентиров — естественных или искусственных объектов на земной поверхности, изображенных на полетных картах. Все объекты, находящиеся на земной поверхности, видимые с ВС, изображенные на карте и могущие служить для определения места ВС, называются навигационными ориентирами. Естественные ориентиры по их виду делятся на линейные, площадные и точечные. Линейным и называют ориентиры, которые имеют большую протяженность (реки, дороги, каналы, берега морей, горные хребты и т. д.). П л о щ а д н ы е — это такие ориентиры, которые занимают относительно большую площадь и выделяются своими контурами на фоне местности, например, крупные населенные пункты, большие озера, леса в степных районах и т. д. Т о ч е ч н ы е ориентиры — перекрестки дорог, мосты, характерные вершины гор, отдельные сооружения и т. п. К ним относятся также искусственные световые ориентиры (прожекторы, световые маяки, дымовые шашки и др.) и специальные знаки, выкладываемые на местности из полотнищ. Для ведения визуальной ориентировки важно знать, как выглядят на местности различные ориентиры, наблюдаемые с ВС, т. е. какие характерные отличительные признаки они имеют. Крупные населенные пункты на общем фоне местности выделяются своей конфигурацией, хорошо видны с больших расстояний. При наблюдении с близких расстояний видны улицы и дома. Большие и средние реки летом наблюдаются в виде темной извилистой ленты. Выделяются характерными изгибами и поворотами, растительностью по берегам и отблеском воды при солнечном или лунном освещении. Мелкие реки выделяются темными узкими извилистыми полосами с более темной растительностью по берегам. При большом количестве малых рек различать их трудно. Озера хорошо опознаются летом с больших расстояний. Они выделяются на местности темной ровной поверхностью с резко очерченными берегами. При солнечном или лунном освещении издалека хорошо виден отблеск воды. Железные дороги хорошо выделяются правильными линиями темного цвета, плавно изменяющими свое направление. Шоссейные дороги видны как полосы серого цвета. От железных дорог их отличают более крутые повороты. Грунтовые дороги улучшенные обычно соединяют крупные населенные пункты, а проселочные — мелкие. Леса хорошо выделяются на местности и различаются с больших расстояний. Летом лиственные леса имеют темно-зеленую окраску, а зимой — серую. Рельеф местности может использоваться для ориентировки в тех районах, где он выражен резко. В горной местности в качестве ориентиров используют отдельные вершины гор, долины и ущелья, в пустынной и степной местности — балки, овраги и высохшие русла рек.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|