Здавалка
Главная | Обратная связь

Наиболее продуктивные словообразовательные типы

Активные процессы в словообразовании

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования новых слов в языке, среди которых наиболее активно используются следующие:

- приставочный (префиксальный) прабабушка

- суффиксальный каменный

- приставочно-суффиксальный подснежник

- бессуффиксный бег

- морфологический мороженое

- сокращение (аббревиация) компартия, ВУЗ

Образование новых слов с помощью формальных средств называется деривацией, а сами произведенные слова - дериватами.

Бабка, баба, бабушка, прабабушка – словообразовательное гнездо, деривационные связи (по корню)

Бабушка – дериват

Обычно словообразование делят на

словопроизводство (при использовании аффиксации),

словосложение (при участии минимум двух полнозначных единиц),

конверсию (при переходе, или транспозиции, слов из одной части речи в другую),

аббревиацию (при сокращении исходных слов).

При использовании аффиксации характерны следующие основные способы: суффиксальный, префиксальный, постфиксальный (-ся (-сь), -то, -либо, -нибудь) и способы смешанные, представляющие собой различные комбинации формальных средств словообразования, например суффиксально-префиксальный, префиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксальный и др.

В словосложении выделяются два типа словообразования:

1) сочинительный (комбинация равноправных компонентов, например глухонемой); 2) подчинительный (среди сочетающихся компонентов выделяются главные и зависимые, например письмоносец).

 

 

В современном русском языке наблюдаются следующие основные тенденции:

1. ускорение темпов жизни усиливает действие закона речевой экономии, что приводит к аббревиации и словосложению

 

2. рост эмоциональной напряженности в жизни общества активизирует процессы образования эмоционально-экспрессивных типов словообразовательных моделей

 

3. развитие технического прогресса, появление новых реалий, названий, процессов приводит к появлению уточнительных слов

Способы словообразования и даже формальные словообразовательные средства (суффиксы) черпаются в самой словообразовательной системе. Новыми оказываются только номинации, единицы наименования, созданные «по образу и подобию». В словообразовательные процессы, таким образом, вовлекаются новые именования.

Наиболее продуктивные словообразовательные типы

В системе словообразования в разные периоды жизни языка способы словообразования приобретают разную степень активности. Причинами таких смещений акцентов являются:

- потребности самого языка - недостаточность или избыточность тех или иных образований,

- языковая мода, когда под одну, полюбившуюся модель подгоняются разрозненные формы.

Например, при развитии техники, технологий, производства возникает необходимость в новых наименованиях, которые и создаются по типу имеющихся в языке.

При освоении новых фактов действительности увеличивается тяга к абстрактным именам, и, следовательно, особенно востребованными оказываются модели, по образцу которых создаются абстрактные существительные с набором характерных для них суффиксов.

Например, суффикс -ость, свойственный абстрактным именам, применяется при создании отвлеченных имен существительных: русскость, советскость, детскость.

Введение новой бытовой техники приводит к образованию необычных глаголов: пылесос - пылесосить; ксерокс - ксерить.

Растет класс существительных абстрактных с суффиксами -ость и -изм, а также существительных - названий процессов с финалиями -фикация, -изация. Эти модели также не выходят за пределы традиционных образований, новыми оказываются лишь сами производящие основы:

1. газетность, советскость, офисность

2. журнализм

3. криминализация, компьютеризация, презентация

В русском языке существует ряд суффиксов для обозначения лица при образовании имен от глаголов и существительных: -(ов) ец (вьетнамец, омоновец), -(ч) анин (датчанин), -ист (плакатист, журналист), -лог (филолог), -тель (учитель), -тор (арендатор), -тер (мастер), -ун (лгун), -ик (речник), -арь (вратарь), -чик (летчик), -щик (каменщик).

Каждый же отдельный суффикс образует название лица по какому-то определенному признаку - по роду деятельности, по принадлежности к нации, народности, местности и т.д. Вокруг каждого суффикса (или нескольких) объединяется круг слов, связанных единым значением, в этом и заключается специализация.

Например, суффиксы-чик, -щик и -тель, -торв современном языке могут использоваться и при обозначении лица (что более традиционно), и при обозначении предмета (вновь приобретенное значение).

Суффикс –щик используется для обозначения лица: купальник (предмет) - купальщик (лицо); пиар - пиарщик (название лица).

Суффиксы -ник, -тор, -тель используются для обозначений новых предметов, которые появились в результате технического прогресса: начальник(лицо) – холодильник(предмет); следователь (лицо) - выключатель (предмет); авиатор (лицо) - рефрижератор (предмет)

В ряде случаев размежевание еще не произошло, и один словесный комплекс может обозначать и лицо, и предмет: например: оформитель (лицо и предмет).

 

Среди словообразовательных новообразований обычно выделяют три типа: неологизмы, потенциальные слова и окказионализмы.

Неологизмы – это слова, недавно появившиеся в языке и только входящие в массовое употребление. Появившись в определенный период, постоянно воспроизводятся, и в конце концов принимаются языковой традицией.

Потенциальные слова - это нетрадиционные слова, незакрепленные в языке, но возможные слова, появление которых объясняется потребностью в соответствующем наименовании: землеход – луноход – марсоход.

Окказиональные слова - это индивидуальные авторские образования, существующие лишь в том контексте, в котором они появились. Они всегда создаются непосредственно в тексте, а не воспроизводятся как готовые единицы.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.