Наиболее продуктивные словообразовательные типы
Активные процессы в словообразовании Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования новых слов в языке, среди которых наиболее активно используются следующие: - приставочный (префиксальный) прабабушка - суффиксальный каменный - приставочно-суффиксальный подснежник - бессуффиксный бег - морфологический мороженое - сокращение (аббревиация) компартия, ВУЗ Образование новых слов с помощью формальных средств называется деривацией, а сами произведенные слова - дериватами. Бабка, баба, бабушка, прабабушка – словообразовательное гнездо, деривационные связи (по корню) Бабушка – дериват Обычно словообразование делят на словопроизводство (при использовании аффиксации), словосложение (при участии минимум двух полнозначных единиц), конверсию (при переходе, или транспозиции, слов из одной части речи в другую), аббревиацию (при сокращении исходных слов). При использовании аффиксации характерны следующие основные способы: суффиксальный, префиксальный, постфиксальный (-ся (-сь), -то, -либо, -нибудь) и способы смешанные, представляющие собой различные комбинации формальных средств словообразования, например суффиксально-префиксальный, префиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксальный и др. В словосложении выделяются два типа словообразования: 1) сочинительный (комбинация равноправных компонентов, например глухонемой); 2) подчинительный (среди сочетающихся компонентов выделяются главные и зависимые, например письмоносец).
В современном русском языке наблюдаются следующие основные тенденции: 1. ускорение темпов жизни усиливает действие закона речевой экономии, что приводит к аббревиации и словосложению
2. рост эмоциональной напряженности в жизни общества активизирует процессы образования эмоционально-экспрессивных типов словообразовательных моделей
3. развитие технического прогресса, появление новых реалий, названий, процессов приводит к появлению уточнительных слов Способы словообразования и даже формальные словообразовательные средства (суффиксы) черпаются в самой словообразовательной системе. Новыми оказываются только номинации, единицы наименования, созданные «по образу и подобию». В словообразовательные процессы, таким образом, вовлекаются новые именования. Наиболее продуктивные словообразовательные типы В системе словообразования в разные периоды жизни языка способы словообразования приобретают разную степень активности. Причинами таких смещений акцентов являются: - потребности самого языка - недостаточность или избыточность тех или иных образований, - языковая мода, когда под одну, полюбившуюся модель подгоняются разрозненные формы. Например, при развитии техники, технологий, производства возникает необходимость в новых наименованиях, которые и создаются по типу имеющихся в языке. При освоении новых фактов действительности увеличивается тяга к абстрактным именам, и, следовательно, особенно востребованными оказываются модели, по образцу которых создаются абстрактные существительные с набором характерных для них суффиксов. Например, суффикс -ость, свойственный абстрактным именам, применяется при создании отвлеченных имен существительных: русскость, советскость, детскость. Введение новой бытовой техники приводит к образованию необычных глаголов: пылесос - пылесосить; ксерокс - ксерить. Растет класс существительных абстрактных с суффиксами -ость и -изм, а также существительных - названий процессов с финалиями -фикация, -изация. Эти модели также не выходят за пределы традиционных образований, новыми оказываются лишь сами производящие основы: 1. газетность, советскость, офисность 2. журнализм 3. криминализация, компьютеризация, презентация В русском языке существует ряд суффиксов для обозначения лица при образовании имен от глаголов и существительных: -(ов) ец (вьетнамец, омоновец), -(ч) анин (датчанин), -ист (плакатист, журналист), -лог (филолог), -тель (учитель), -тор (арендатор), -тер (мастер), -ун (лгун), -ик (речник), -арь (вратарь), -чик (летчик), -щик (каменщик). Каждый же отдельный суффикс образует название лица по какому-то определенному признаку - по роду деятельности, по принадлежности к нации, народности, местности и т.д. Вокруг каждого суффикса (или нескольких) объединяется круг слов, связанных единым значением, в этом и заключается специализация. Например, суффиксы-чик, -щик и -тель, -торв современном языке могут использоваться и при обозначении лица (что более традиционно), и при обозначении предмета (вновь приобретенное значение). Суффикс –щик используется для обозначения лица: купальник (предмет) - купальщик (лицо); пиар - пиарщик (название лица). Суффиксы -ник, -тор, -тель используются для обозначений новых предметов, которые появились в результате технического прогресса: начальник(лицо) – холодильник(предмет); следователь (лицо) - выключатель (предмет); авиатор (лицо) - рефрижератор (предмет) В ряде случаев размежевание еще не произошло, и один словесный комплекс может обозначать и лицо, и предмет: например: оформитель (лицо и предмет).
Среди словообразовательных новообразований обычно выделяют три типа: неологизмы, потенциальные слова и окказионализмы. Неологизмы – это слова, недавно появившиеся в языке и только входящие в массовое употребление. Появившись в определенный период, постоянно воспроизводятся, и в конце концов принимаются языковой традицией. Потенциальные слова - это нетрадиционные слова, незакрепленные в языке, но возможные слова, появление которых объясняется потребностью в соответствующем наименовании: землеход – луноход – марсоход. Окказиональные слова - это индивидуальные авторские образования, существующие лишь в том контексте, в котором они появились. Они всегда создаются непосредственно в тексте, а не воспроизводятся как готовые единицы.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|