Общая характеристика нормативного поведения (нормы, виды, факторы) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Наряду с руководством и лидерством, управление группой могут осуществлять непосредственно складывающиеся в ней нормы (правила, стандарты), взаимодействия членов группы друг с другом в процессе совместной деятельности. Под нормами поведения понимается поведение, связанное с реализацией индивидом групповых норм. Групповые нормы выражают общественную позицию, общественные требования, которые вырабатываются большинством группы. Принятие индивидом групповых норм и реализация их в поведении означает его согласие с ними. В зависимости от характера согласия выделяют различные виды норм поведения: 1) Внушаемость – индивид не осознает внутренне и внешне принимаемую позицию большинства; 2) Конформность - осознанное внешнее принятие позиции большинства при внутреннем непринятии (несогласии); 3) Интернализация – осознанное внешнее и внутреннее принятие мнения большинства; 4) Нонконформность (негативизм) – внешнее неприятие норм большинства, даже при внутреннем согласии; Можно выделить ряд факторов, способствующих конформному поведению: 1) Индивидуально-личностные особенности: - пол (женщины более конформны) - возраст (при рождении ребенок не склонен к конформности, с возрастом уровень конфорности растет, достигая 1-го max в подростковом возрасте 10-14 лет; далее в юношеском возрасте уровень конформности резко падает, затем снова возрастает достигая 2-го max в зрелом – пожилом возрасте; в старческом – опять резко снижается, достигая 3-го и последнего MIN) - уровень интеллекта (наиболее конформные люди со средним уровнем интеллекта, с высоким и низким – менее конформны) 2) Групповые особенности: размер группы, однородность, сплоченность, референтность (значимость группы для индивида) 3) Ситуативные факторы: - уровень эмоционального возбуждения (чем выше, тем конформность выше) - ситуация угрозы и опастности - идентификация себя с одной группой и противопоставление другой группе (свои - чужие)
Структура межличностных отношений в группе Уровни взаимоотношений в группе: 1) Официальное (формальное) – определяется официальными статусами и ролями: - формально-статусные (статус – положение индивида в группе) - формально-ролевые (роль – совокупность поведенческих реакций по реализации имеющегося статуса). Формальная роль приписывает должностными обязанностями и инструкциями. 2) Неформальные (неофициальное) возникают на основе неофициальных, внутри групп, статусов и ролей. - эмоциональные взаимоотношения, возникают на основе эмоциональных симпатий, антипатий - референтное отношение возникает на основе отношений авторитета, деловой зависимости Разные уровни неформальных взаимоотношений диагностируются с помощью разных социально-психологических методов.
Метод социометрии Социометрия – метод изучения структур межличностных отношений, возникающих на основе эмоциональных симпатий, через создание ситуаций выбора партнеров по общению. Ситуации выбора называются социометрическими критериями. Виды социометрии: 1) По форме предъявления социометрического критерия: - вербальная (словестная форма) - невербальная (не словестная форма – графическая, игровая, рисунок, практическая – выбор в действии) 2) По количеству разрешенных выборов: - параметрическая (выбор ограничен) - непараметрическая (сколько угодно) Процедура проведеения: 1) выбор критериев 2) социометрическая разминка 3) опрос 4) обработка данных: - заполнение социоматрицы - подсчет социометрических индексов (статус определяется количеством набранных выборов, если х среднее число возможностей выбора на 1-го члена группы, можно выделить статусы: «звезды» Σ≥2х; «предпочитаемые» х≤Σ<2x, «принятые» 0<Σ<x; «изолированные» Σ=0) - строятся социограммы (социогарамма – графическое отображение межличностных выборов)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|