Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация и социальный состав общины



 

Насколько нам известно, Иисус, после крещения в водах Иордана Иоанном Крестителем и сорокодневного скитания по пустыне, начинает проповедовать в пределах Капернаума. И тогда вокруг него возникает первое подобие общины. Каким образом община появилась вокруг Христа. Само собой разумеется, что ответ можно найти в Новом Завете. Однако для достижения научной истины необходимо выявить достоверную информацию, которую невозможно точно найти в религиозных текстах. Например, в Евангелии от Матфея мы видим призвание первого подобия общины самими Христом: «Проходя же близ моря Галлилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков… Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его… и призвал их…» (Мф. 4:18-21). В Евангелии от Марка мы находим похожие свидетельства: «Проходя же близ моря Галлилейского, увидел Симона и Андрея… И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас… последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его… и тотчас призвал их» (Мк. 1:16-20). Немного непохожий сюжет мы находим в Евангелии от Луки: там Иисус входит для проповеди в лодку Симонову, учит, а затем приказывает Симону закинуть сеть, и тот, не выловив ни рыбы ночью, вытаскивает множество рыбы, так, что приходится брать вторую лодку у Иакова и Иоанна (Лк. 5:3-10). И вот здесь можно найти первое расхождение с предыдущими Евангелиями: «И сказал Симону Иисус: не бойся, отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним» (Лк. 5:10-11). В данном фрагменте можно заметить, что как обстоятельства, так и процедура призвания учеников различается. Более того, Иисус призывает лишь одного Симона, а остальные просто идут за ним. В Евангелии от Иоанна мы находим, что ученики прослышали о Христе от Иоанна Крестителя, причём первым был Андрей, брат Симона: «Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привёл его к Иисусу… на другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филлипа и говорит ему: иди за Мною» (Ин. 1:40-43). По своей сути это уникальное заявление, дошедшее до нас в канонических текстах, то есть из вышеуказанного следует, что не сам Христос призывал учеников в свою общину, а ученики следовали за ним как за мессией. Также невозможно упустить важный эпизод из Евангелий, а именно призвание Левия (Матфея). Матфей был мытарь, то есть сборщик податей, что в социальном статусе того времени было относительно почётно, но презираемо бедняками. А Иисус сказал: «следуй за Мною» (Лк. 5:27, Мк. 2:14, Мф. 9:9).

Итак, процедура призвания в ученики Христа, скорее всего, является относительно достоверной, однако невозможно почерпнуть из источника достоверную информацию о данном явлении. Однако не нужно думать, что изначально община организовывалась лично самим Христом. Лично Иисус избирал себе апостолов, «чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк 3:14-15). Таким образом Христос образовал вокруг себя лишь круг лиц, которые несли определённую функцию и были чисты сердцем и душой, чтобы нести Благую Весть, «ибо много званых, но мало избранных» (Мф 22:14). Многие ученики, а точнее абсолютное их большинство, следовали за Учителем по собственной воле, лишь изъявляя желание слышать Его проповеди и приблизиться к Царствию Небесному.

Что касается социального состава ранней общины Иисуса Христа, можно с уверенностью сказать, что точно в ней были простолюдины нерабского происхождения (как то рыбаки, которые составляли чуть ли не половину числа апостолов). Также, возможно, люди рабского происхождения, так как многие проповеди Иисуса были пропитаны соучастием к рабской доле и были направлены на некое психологическое и даже идеологическое облегчение рабской доли, например знаменитое изречение «… а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:43-44) показывает, что не обязательно быть в этом мире свободным и гражданином, но в Царствии Небесном тот будет выше своих господ. Также существуют ещё свидетельства о том, что были в общине Иисуса рабы: «…многие мытари и грешники возлегли с Ним и с учениками Его» (Мф 9:10), где под словом «грешники» вполне могли подразумеваться рабы. И.С. Свенцицкая в своём исследовании замечает: «…основой отношений христианства к рабству было представление о равенстве всех христиан перед Богом, равенстве прежде всего духовном. Вопрос реальной свободы или несвободы был для первых христиан несущественным…».[3]Религиозная община Иисуса Христа вряд ли подразумевала наличие в ней богатых людей, если только они не откажутся от своих имений в пользу самой общины. Религиозная догматика, проповедуемая Христом, не подразумевала богатых в Царствии Небесном, сам Христос сказал: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Небесное» (Мк. 10:25)

Нельзя не указать тот факт, что учение Христа изначально подразумевало лишь спасение сынов дома Израилева, то есть проповеди направлялись исключительно на еврейскую среду жителей Палестины. Тем не менее, многие последователи Иисуса не были евреями, многие следовали за ним и из Самарии.

Подводя итог данной главе можно вывести, что, во-первых, религиозная община сформировалась вокруг Иисуса Христа во времена его проповедей, причём вступление в общину было добровольным делом каждого. Лишь на «посты» апостолов Христос сам избирал. Социальный состав общины состоял в основном из бедняков, людей, презираемых обществом, которым он мог дать хотя бы душевное избавление от всех невзгод этого мира.

Глава II:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.