Здавалка
Главная | Обратная связь

Иерархия внутри общины Иисуса Христа



Перейдём непосредственно к описанию самой общины Иисуса Христа, к её иерархии и подразделениям.

Изначально структуру самой общины можно разделить на две части: Христос и его непосредственные ученики (т.е. близкий круг общения) и последователи Христа, то есть те многочисленные люди, что слушали его проповеди и старались через них постигнуть идею Царствия Небесного. В состав этих двух групп нельзя отнести тех, кто получал помощь от Иисуса, то есть тех, с кем он разговаривал во время путешествий и проповедей (за исключением апостолов), кого он исцелял и даже кого воскрешал, так как эти люди либо с благодарностью получали помощь, либо, получив помощь, направлялись в иные селения и рассказывали о Его чудесах. Итак, в состав религиозной общины Иисуса Христа можно отнести лишь тех, кто так или иначе с Ним общался – через беседу или проповедь, - либо тех, кто как постоянная «паства» ходил с ним и слушал проповеди.

Во главе самой общины стоял Мессия – Христос. Он являлся идеологической опорой самой общины, неким образующим звеном внутри оной. Иисус считал себя учителем, а остальные в общине были братия: «а вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья… и не называйтесь наставниками, ибо дин у вас Наставник - Христос» (Мф. 23:8,10). Христос проповедовал, наставлял своих учеников и считался внутри самой общины богочеловеком. Нельзя, однако, забывать, что помимо восприятия Его как богочеловека, даже внутри самой общины существовали мнения о том, что Он либо воскресший Иоанн Креститель, либо пророк Илия или Иеремия, либо один из пророков (Мф. 16:14). Но сам Христос, да и Его ближайшие соратники почитали Его «Сыном Бога Живаго» (Мф. 16:16). То есть, по сути дела община (в идеальном её варианте) представляла из себя братство, некое собрание единоверцев в Единого Господа Иисуса Христа во главе с Ним же. Однако из текста священных книг нельзя не заметить некоего неравенства внутри самой братии, даже внутри апостольского круга.

Итак, ниже на ступень в иерархии общины Иисуса Христа стояли Двенадцать апостолов. Как мы видим из текста самих Евангелий, число апостолов было избрано не случайно. Каждый из апостолов в Царствии небесном был обязан во время Страшного Суда судить одно из колен Израилевых (Мф. 19:28) и, как уже сказано выше, исцелять недуги и прославлять имя Господа. Имена каждого из апостолов доподлинно известны из религиозных текстов, так как в каждом Евангелии приводятся их имена. Соберём общую информацию о них из текстов Евангелий от Матфея и Марка: первым апостолом, «поставленным» Иисусом, был Симон, названный Кифа (Пётр), что значит «камень»; Иаков и Иоанн Зеведеевы, названные Христом Воанергес, то есть «сыны громовы», затем были «поставлены» Андрей, брат Петра, Филипп, Варфоломей, Матфей, он же Левий, Фома, Иаков Алфеев, Леввей (Фаддей), Симон Кананит (он же Зилот) и Иуда Искариот. Правда, в Евангелии от Луки вместо Леввея назван Иуда Иаковлев, а в евангелии от Иоанна не назван перечень апостолов вообще. Апостолы являлись ближайшим кругом общения Иисуса Христа, однако был ещё более тесный круг общения. Ренан же по этому поводу замечает: «…эти двенадцать составляли группу привилегированных учеников, в котором Пётр пользовался первенством чисто братского характера»[4]

Во все моменты проявления Божественной сущности Христа, будь то Преображение (и беседа Господа с Моисеем и Илией), воскрешение дочери начальника синагоги или молитва в Гефсиманском саду перед распятием, Его сопровождали Пётр, Иаков и Иоанн, поэтому их можно считать даже «избранными» в среде апостолов. Так, в основном с Христом беседовал апостол Пётр, чему мы находим подтверждение как в канонических Евангелиях. Примером тому служит момент, когда Пётр прекословит Иисусу о том, что Ему следует умереть и воскреснуть в третий день, Христос даже гневно отталкивает Петра: «отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8:33). Подтверждение исключительной роли Петра в общине как до, так и после смерти Христа можно найти и в апокрифических Евангелии от Марии (5 стих) и Пистисе Софии (Кн.1, гл. 37). Иоанн может считаться любимым учеником, так как в Евангелии от Иоанна во время Тайной Вечери он спрашивает Иисуса, кто предаст Его, и Он показывает на Иуду Искариота (Ин. 13:23-26). Упоминание о том, что Иоанн был любимым учеником мы находим в Евангелии от Иоанна: «Пётр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус…» (Ин. 21:20). Про Иакова мы не находим никакой информации о том, чтобы он был как-то приближён к Иисусу, помимо его присутствия при Преображении и в Гефсимании. Конечно, в апокрифической литературе мы находим утверждения особой роли Фомы, Марии Магдалины и иных апостолов, в том числе и Иуды Искариота, но эти факты не могут быть приняты на веру, так как эти утверждения не считаются принятыми официальной церковью, которая изначально боролась за достоверность религиозных книг.

Далее рассмотрим иных членов общины, которые следовали за Христом. Особняком в общине стояли женщины, которые помимо обслуживания мужчин «в доме» ещё и слушали и воспринимали проповеди Самого Христа. Из источников нам известно достоверно об особой роли Марии и Марфы из Магдалы, а особенное место занимала Мария. Её можно причислить к равноапостольным, потому что никто так не заботился об Иисусе, как она, и более того, в апокрифических Евангелии от Марии (10 стих) и Пистисе Софии (кн. 1, гл. 17) она получает божественное откровение, божественные знания о том, что есть природа самого Христа и что есть Его миссия на Земле. Соответственно, Марию Магдалину можно считать на ступень ниже апостолов в иерархии религиозной общины.

Затем идут простые последователи Иисуса, которые, как было уже сказано выше, не играли особой роли внутри общины, а просто учились мудрости из проповедей Христа, не принимая активного участия ни в экономической, ни в религиозной деятельности. Грубо говоря, в Евангелиях упоминается о них только для того, чтобы подчеркнуть значение мессианской личности Христа и чтобы показать, что, в сущности, каждый может спастись и достигнуть Царствия Небесного, отрекшись от земных благ.

Особняком в источниках стоят семьдесят апостолов, поставленных Иисусом для проповеди Нового Завета, как указывается в Евангелии от Луки: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников…» (Лк. 10:1). Только в этом месте Нового Завета говорится об этих учениках. Существует мнение о том, что эти семьдесят учеников даже не были знакомы с Иисусом и вряд ли входили в полный состав общины. Тем не менее нельзя забывать, что эти ученики в действительности проповедовали учение Христово и один из них, а именно сам святой Лука, входил в их состав, так что историчность их существования не может быть подвергнута критике. Итак, семьдесят существовали, но их нельзя целиком и безоговорочно причислить к членам общины.

Подводя итог данной главе моего исследования можно вычленить следующие наиболее важные аспекты: так или иначе из религиозных источников можно вычленить определённую иерархию внутри общины Иисуса Христа, то есть вертикальную линию Мессия – Апостолы ~ некоторые женщины (Мария и Марфа в частности) – «народ», т.е. рядовые члены общины, не знакомые лично с Христом, но воспринимавшие его учение и старавшиеся жить по законам и учению Христову, дабы приблизиться к раю.

 

Глава III:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.