Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблемы лесоперерабатывающего комплекса



 

Сегодня в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса в экономике страны, роль лесов в улучшении качества жизни граждан, сокращает возможности расширения глобальных конкурентных преимуществ России в международном переговорном процессе по лесам и укрепления ее позиций на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса.[3]

В лесопромышленном комплексе можно выделить несколько основных, системных проблем, препятствующих полноценному развитию отрасли и эффективному привлечению инвестиций, жизненно необходимых лесному комплексу. В понимании этих проблем сходится большинство сторон, заинтересованных в реформировании и развитии ЛПК.

Экстенсивное использование лесов России в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и постоянному ухудшению. Интенсификация использования лесов в районах действующих лесопромышленных предприятий и освоение новых лесных массивов существенно сдерживается недостаточным развитием транспортной инфраструктуры в лесах. В настоящее время средняя протяженность лесных дорог в Российской Федерации составляет 1,46 км на 1 тыс. га лесных земель, тогда как в странах Западной Европы и Северной Америки - 10 - 45 км.[1]

В себестоимости круглого леса затраты на транспортировку сейчас занимают больше 50%. Лесозаготовители осваивают только те районы, где есть лесные дороги, потому что разрабатывать новые участки менее рентабельно. Огромные лесные массивы недоступны именно по этой причине.

Сегодня вырубаются массивы возле железных дорог, рек. Очень помогают нефтяники: они прокладывают для своих нужд дороги, которые потом используют лесозаготовители. Но для дальнейшего освоения даже расчетной лесосеки просто нет условий. Проложить лесную дорогу - выкорчевать деревья, укатать ее бульдозерами и лесовозами - дорогое удовольствие.

Ещё одной значимой проблемой лесного хозяйства являются лесные пожары, точнее проблема заключается в отсутствии эффективной системы борьбы с лесными пожарами, чрезвычайная и беспрецедентная степень неготовности страны к сезону лесных пожаров.[23]

Ущерб от лесных пожаров в 2013 году составил порядка 20 млрд рублей, что почти в 6 раз меньше чем в 2012 году (111,6 млрд руб.).[24]

Остается нерешенной проблема незаконных рубок леса. Расширение легальных возможностей для получения во временное пользование лесных ресурсов должно вестись параллельно с жестким пресечением таких откровенно криминальных явлений, как незаконная порубка лесов. В настоящее время браконьерство достигло масштабов, вполне сопоставимых с деятельностью крупных лесозаготовительных компаний.

По оценкам, объем хищничества составляет не менее 20% от официально регистрируемой лесозаготовки.[25] Ситуация с годами только усугубляется, тем более, что со сбытом краденого пока не возникает больших проблем: контрабанда древесины, даже по самым скромным оценкам, составляет около 30% сверх объемов легального российского экспорта необработанных лесоматериалов. [25] По статистике Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), наиболее распространенными схемами при незаконном экспорте являются занижение стоимости и сортности вывозимой древесины и использование поддельных санитарных сертификатов, а также продажа партий леса по поддельным документам.

Подобные схемы используются во всех округах, экспортирующих лес. Как сообщили в СЗТУ, за последние два года сотрудниками правоохранительных органов округа было возбуждено без малого 2000 уголовных дел, касающихся незаконного экспорта леса. Самыми «популярными» уголовными правонарушениями стали недекларирование или недостоверное декларирование товаров, а административными – несоблюдение сроков подачи таможенной декларации.

По отдельным свидетельствам, в сопредельных с Россией районах Китая возник целый комплекс лесоперерабатывающих предприятий, ориентированных на контрабанду, как на основной источник сырья.

Вынужденная конкуренция с нелегальным лесным бизнесом резко ограничивает возможности для развития вполне законно существующих предприятий. Без четкой и скоординированной работы правоохранительных органов и таможни переломить ситуацию невозможно.

Возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства составляет около 1 процента от суммы причиненного ущерба. До настоящего времени не удалось сформировать законодательную базу и достичь необходимого межведомственного взаимодействия в вопросах борьбы с незаконными рубками. [1]

В последние годы перед Россией встала такая серьезная проблема, как вывоз так называемого "круглого" леса - стратегического сырья для производства целлюлозы, бумаги и пиломатериалов. Масштабы этой деятельности давно превысили все разумные пределы. Однако на правительственном уровне эта проблема до сих пор толком не решена.

Заготовка "круглого" леса - бизнес, приносящий баснословные прибыли без серьезных капиталовложений. Заготовкой, как правило, занимаются небольшие разрозненные артели, работающие под началом и покровительством криминальных структур. Организация такой артели не требует практически никаких затрат: достаточно нанять бригаду маргиналов, готовых работать за мизерное вознаграждение, приобрести несколько бензопил и арендовать тягач-лесовоз. Нередко заготовка леса ведется откровенно преступным путем, без разрешений, лицензий, в государственных угодьях и на делянках крупных лесопромышленных комплексов. Помимо экономического ущерба, такой подход несет и урон экологии. Нелегальные вальщики, если так можно выразиться, "снимают сливки" с лесопереработки, забирая все самое лучшее, а крупные ЛПК испытывают дефицит качественного сырья.

У данного процесса есть серьезная экономическая подоплека - стабильные цены на российский "кругляк" за рубежом и низкие таможенные пошлины на экспорт леса при низкой себестоимости его производства. В то же время пошлины на готовую продукцию - целлюлозу, пиломатериалы и картон - настолько высоки, что не позволяют российским производителям нормально конкурировать на внешних рынках.

Казалось бы, правительству выгоднее создать благоприятные условия для экспорта готовой продукции с гораздо большим процентом добавленной стоимости. Это является залогом пополнения государственного бюджета за счет налоговых отчислений лесоперерабатывающих предприятий, повышения ВВП и экспортного потенциала России. Кроме того, решается не менее важная социальная проблема - проблема занятости населения.

Вместо этого чиновники закрывают глаза на произвол так называемых предпринимателей, которые гонят за рубеж тысячи вагонов ценного сырья. Масштабы экспорта "круглого" леса уже привели еще к одной проблеме: на российских таможенных переходах, особенно в Сибири, уже образовались "заторы" из железнодорожных составов. При этом железнодорожники, вместо того чтобы ограничить вывоз круглого леса сомнительного происхождения, запрещают отгрузку других товаров, в том числе продукции лесопереработки. Так, из-за ограничения пропуска составов через приграничную с Китаем станцию Забайкальская на складах Усть-Илимского и Братского ЛПК скопились десятки тысяч тонн целлюлозы, готовой к отправке по контрактам в Китай, на общую сумму более $10 млн. Без работы рискуют остаться десятки тысяч человек.[26]

В последние 20 лет российское лесоустройство в значительной степени утратило свой производственный и кадровый потенциал. В настоящее время около 70 процентов лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет, а на площади более 3 млн. га лесов, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций, лесоустройство вообще не проводилось. В последние 4 года объем лесоустроительных работ (таксации лесов) снизился практически до нулевого уровня. Несмотря на принятые поправки в Лесной кодекс Российской Федерации, при отсутствии целевого финансирования площадь лесов с неприемлемой давностью лесоустройства может увеличиться к 2020 году до 80 процентов, что приведет к недопустимому снижению качества лесного планирования и невозможности проектирования лесопользователями освоения лесов.[27]

Ещё одной серьезной проблемой является неэффективность механизма доступа к лесным ресурсам, которая заключается в том, что в настоящее время решение о предоставлении во временное пользование лесных ресурсов, как правило, принимается на уровне региональных властей, причем срок аренды в большинстве случаев ограничивается 3-5 годами (по закону аренда ограничивается 49 годами). Это приемлемо для сравнительно мелких лесозаготовителей, однако вряд ли эффективно с точки зрения крупных компаний, заинтересованных в долгосрочном стабильном бизнесе и готовых вкладывать средства в лесовосстановление, требующее многих десятков лет. Поэтому нужно стимулировать расширение сроков предоставления аренды лесов. Более того, по мнению Председателя комитета природных ресурсов Госдумы А. Белякова, если в течение 49 лет - почти полного цикла лесовосстановления - арендатор использовал лесные ресурсы законно и эффективно, он должен получить право на переход леса в его собственность. К тому же в силу длительности цикла лесовосстановления, лесу крайне противопоказана частая смена собственников. Другим аспектом этой проблемы является существующая практика выдачи лицензий на право пользования лесными ресурсами региональными властями, порождающая злоупотребления и снижающая конечную эффективность их использования.[28]

Также серьезнейшей проблемой, по моему мнению, является проблема неэффективной защиты прав собственников. В последнее время лесной комплекс все больше упоминается в связи с конфликтами, связанными с переделом собственности. Сложившаяся корпоративная структура отрасли в настоящее время переживает период трансформации, связанные с появлением крупных компаний, аккумулировавших значительные финансовые ресурсы в другом бизнесе и заинтересованных в приобретении активов в лесопереработке. Так, контроля над крупнейшими предприятиями отрасли весьма активно добиваются группы компаний, занятых в металлургическом комплексе. Кроме того, вопросами приобретения целлюлозно-бумажных и лесоперерабатывающих комбинатов интересуется и ряд зарубежных компаний.

С одной стороны, сам факт появления инвесторов, готовых к масштабным вложениям в развитие производств, можно только приветствовать. С другой, издержки российского законодательства и нередкая ангажированность судебных и арбитражных органов позволяют проводить крайне агрессивную политику поглощений, объявляя банкротами и вполне эффективно работающие предприятия (материалы о несовершенстве действующего закона о банкротствах многократно появлялись на страницах журнала "Эксперт"). Однако, даже абстрагируясь от вопроса, насколько экономически целесообразна смена собственника в той или иной компании, силовые методы получения контроля над рядом предприятий ЛПК наносят серьезный урон инвестиционной привлекательности отрасли. До тех пор, пока доступ к активам компании можно получить путем простой перекупки его задолженности (причем требуемые для этого размеры долгов часто невелики, и потому дешевы), а смена владельцев предприятий будет сопровождаться едва ли не вооруженным противостоянием служб безопасности конфликтующих сторон, говорить о приходе серьезных зарубежных инвесторов в отрасль рано.[28]

Существенной проблемой ЛПК России на данный момент также является отсутствие специализированной машиностроительной базы.

В настоящее время даже сравнительно благополучные предприятия, имеющие достаточно средств на проведение технологического перевооружения производств, вынуждены нести издержки, связанные с закупкой оборудования. Производимые виды оборудования в СССР по качеству, как правило, существенно уступали зарубежным аналогам. Большинство целлюлозно-бумажных комбинатов, построенных во времена расцвета СССР, оснащались за счет поставок из-за рубежа, причем доля импортного оборудования достигала 80%. После распада Союза часть машиностроительной базы осталась за пределами России, да и качество продукции отечественных машиностроителей не улучшилось. Поэтому практически все крупные предприятия лесного комплекса в той или иной мере вынуждены приобретать оборудование по импорту, не имея никаких альтернатив. По статистике средний возраст оборудования в промышленности - 25 лет. При этом лишь 10% основных производственных фондов можно считать современными.[3] Производительность труда в ЛПК России почти в 10 раз ниже, чем в Финляндии.[29] Отсутствие нового современного оборудования очень негативно отражается на конкурентоспособности российской лесопродукции. При самом высоком в мире качестве сырьевой базы (особенно ценными являются леса Урала и Сибири), из-за низкого качества обработки, цены на продукцию отечественных производителей на 30–40% ниже среднемировых. Кроме того, за годы рыночных преобразований в России практически полностью утрачен научно-технический потенциал отрасли, что также снижает конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке.[3] А это, прежде всего, влияет на поступления экспортных доходов в бюджет страны. По оценкам экспертов, российская казна теряет более $1 млрд в год.[30]

В сложившихся условиях возникает другая важная проблема лесопромышленного комплекса - недостаток инвестиций. За 10 лет финансирование отрасли сократилось почти в 15 раз. Лесная отрасль малопривлекательна для инвестиций в силу большого числа некоммерческих рисков, связанных с политической нестабильностью России, несовершенством «лесного» законодательства страны и отсутствием четкой государственной политики в отношении ЛПК. Проблема осложняется неустойчивыми показателями финансово-экономической деятельности предприятий лесной промышленности, около половины которых являются убыточными и находятся на грани разорения.

ЛПК в значительной степени зависит от тарифной политики российских естественных монополий, стоимость услуг и продукции которых растет опережающими темпами по сравнению со стоимостью конечной продукции ЛПК. В свою очередь постоянное повышение железнодорожных тарифов делает невыгодным транспортировку леса из Сибири, что вынуждает лесопромышленные предприятия осуществлять лесозаготовку только на Европейской части России.

Значимый деструктивный фактор для ЛПК это низкий уровень материального стимулирования в отрасли, что приводит к тому, что лесопромышленные комплексы приграничных регионов страны все чаще вынуждены прибегать к использованию иностранной рабочей силы.

Китайские граждане готовы работать за более низкую заработную плату, весьма неприхотливы в бытовых условиях, стремятся обучиться, набрать определенный опыт. Таким образом, дестимулирование труда российских граждан в ЛПК страны одновременно стимулирует привлечение относительно более дешевой китайской рабочей силы. Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе такое положение выгодно предпринимателям, привлечение иностранной рабочей силы всё же несет целый ряд последствий, не все из которых можно признать приемлемыми: возникают межэтнические конфликты между китайскими рабочими и местным населением как на почве принципиально разной культуры, традиций и норм поведения, так и с точки зрения сугубо экономической: местное население считает, что иностранные работники отнимают у них рабочие места, которые они, на самом деле, не спешат занимать сами; китайские работники начинают участвовать в нелегальной заготовке древесины, продавая ее затем своим же работодателям по очень низким ценам (разумеется, ведя свою деятельность «диким» способом, не соблюдая ни технологических, ни экологических норм и правил рубки). [28]

Ещё одна проблема, среди широкого спектра проблем, это поиск и поддержка инновационных технологий. В связи с проблемами глобального изменения климата сокращение выбросов парниковых газов и все более широкое использование биотоплива становятся определяющими для промышленного развития. Издержки производства стремительно растут: из-­за резкого повышения цен на энергоносители возросли затраты на топливо, перевозку грузов, балансовую древесину, макулатуру, химикаты. Как результат - снизилась прибыль на предприятиях, что обусловило необходимость антикризисного производства и управления. Задерживается реализация инвестиционных проектов, внедрение наилучших существующих технологий, направленных как на экономию материальных и энергетических ресурсов, так и позволяющих максимально отбирать загрязнения в технологическом процессе.

Для обновления и технического перевооружения лесопромышленного производства с целью обеспечения конкурентоспособности наших товаров, выпуска импортозамещающей малотоннажной продукции, по расчетам экспертов, необходимо до 2020 года вкладывать 2,5 млрд. долларов ежегодно.[13]

Рассматривая текущую экономическую ситуацию, нельзя не заметить глобальные тенденции, возникшие как вследствие политического влияния на экономику со стороны правительств многих стран, так и под воздействием объективных факторов. Их можно сформулировать следующим образом:

• Глобальная политика, направленная на исследование изменения климата и своевременные действия по предотвращению негативных последствий.

• Новое отношение к окружающей среде и его влияние на рынок и конкурентоспособность в промышленности.

• Глобальная модель землепользования и географическое расположение мощностей.

• Рост численности населения Земли и валового внутреннего продукта, определяющий спрос на лесную продукцию.

По мнению экспертов ФАО ООН, эти тенденции окажут более серьезное, чем кризис, влияние на развитие лесного сектора в среднесрочном периоде. Вопросы устойчивого развития лесного хозяйства с полным комплексом работ по уходу и лесовыращиванию, влияния на ввозные ресурсы, структурные изменения лесоперерабатывающих отраслей, международные соглашения по уменьшению влияния промышленности на изменение климата - все эти важные требования времени необходимо учитывать при определении стратегии и тактики среднесрочного развития экономики лесного сектора.

Соответственно возникает необходимость:

• перехода к производству наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, на базе комплексной глубокой переработки древесины, непосредственно в регионе произрастания;

• повышения конкурентоспособности продукции на российских и мировых рынках, на основе производства собственной тепловой и электрической энергии, реализации энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;

• резкого повышения роли научного и кадрового обеспечения развития лесного комплекса;

• устойчивого лесообеспечения и оптимизации лесообеспечения в условиях широкомасштабного экспорта круглого леса и строительства в регионах существующих ЦБК крупных предприятий по механической переработке древесины.

Повышающиеся энергетические затраты, увеличивая себестоимость продукции ЦБП, заставляют искать альтернативные источники энергии и разрабатывать новые технологии. В ведущих странах переносят акценты на расширение производства биоэнергии и биоэнергетического топлива, эффективного использования лесных отходов в качестве источника возобновляемой энергии.[31]

В энергостратегии России до 2020 года поставлена цель увеличить долю возобновляемых источников энергии с 1% до 3-5% к 2015 году. На III Российско-Финляндском лесном саммите, проходившем в Санкт-Петербурге, ГК «Ростехнологии» сообщила о намерении инвестировать до 2015 года более 125 млрд. рублей в производство бутанола, кормовых дрожжей, топливных пеллет, продуктов для фармацевтического и пищевого рынков за счет модернизации 10 гидролизных предприятий, перепрофилирования 10 спиртовых заводов и создания 10 новых предприятий в партнерстве с лесоперерабатывающими компаниями.

С уверенностью можно считать, что создание на базе ЦБК биохимических лесоперерабатывающих комплексов, которые, помимо традиционных видов продукции, будут производить целлюлозные композиционные материалы, продукты для химической, фармацевтической промышленности, биоэнергию и биопродукты — задача недалекого будущего.

По мнению ведущих мировых компаний, в течение ближайших 5 лет возможна замена до 30% традиционных видов ЦБП на инновационные.[31]

Повышение экономического потенциала предприятия ввиду организации более глубокой переработки древесины на старых целлюлозно­бумажных мощностях России, отслуживших свой срок, может продлить их жизнь и обеспечить работой население в местах расположения этих предприятий.

Все вышеперечисленное нуждается в государственной поддержке, государственных гарантиях и инвестициях - соответственно. С учетом сложившейся специфики российской экономики, чтобы прирастить производительность на 1%, надо увеличить инвестиции примерно на 5%. Президент страны наметил рубеж: увеличение производительности труда в полтора раза к 2018 году. Соответственно, цена вопроса — ежегодный уровень инвестиций примерно 28–30% ВВП. На сегодня уровень инвестиций - 20-21%.

До настоящего времени остаются нерешенными такие проблемы, как недостаточная актуализация информационных данных о потенциале лесных ресурсов, их количественных и качественных характеристиках, отсутствие обобщенных данных государственного лесного реестра на уровне Российской Федерации. Имеется необходимость в модернизации технологии лесоустроительных работ на основе современных дистанционных методов оценки лесных ресурсов и информационных технологий, в повышении уровня развития системы государственного лесного надзора и системы государственного пожарного надзора в лесах.

Все вышеперечисленные проблемы являются достаточно актуальными на современном этапе развития лесопромышленного комплекса и требуют особенного рассмотрения и принятия эффективных решений.

В решении проблемы лесных пожаров, принимаются меры, например, в 2013 году была усилена группировка федерального резерва высокопрофессиональных лесных пожарных (парашютистов и десантников) и доведена до 725 человек.[24] Но, безусловно, приняты не все возможные меры, поэтому необходимо и в дальнейшем активно разрабатывать методику лесосбережения, чем собственно и старается заниматься Федеральное агентство лесного хозяйства. Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Владимир Лебедев на совещании «Об итогах охраны лесов от пожаров на землях лесного фонда в 2013 году и задачах на 2014 год» рассказал о планах по финансированию обновления материально-технической базы лесопожарных формирований. В период с 2013 по 2020 годы субъекты РФ получат 7,86 млрд рублей из федерального бюджета. Выделение средств предусмотрено в рамках реализации государственной программы «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы». На развитие системы и средств обеспечения пожарной безопасности в лесах в 2014 году будут выделены средства федерального бюджета в размере 455 млн. рублей. В рамках правительственной программы по обновлению материально-технической базы лесопожарных формирований, начатой в 2011 году, приобретено более 6 тысяч единиц специализированной техники.

В заключение Сергей Донской заявил, что в будущем не планирует снижения внимания к этой теме, все существующие проблемы должны системно решаться, чтобы никто из регионов не выбивался в «лидеры» по количеству и площадям лесных пожаров, а наоборот шло планомерное снижение их количества.[24]

Также, по моему мнению, необходима локальная организация противопожарного обустройства лесов в порядке "общественных работ" (финансируемых в качестве антикризисной меры социальной поддержки населения, к общественным работам могут быть привлечены нарушители закона, обязанные «заплатить» за свои деяния отработкой на благо общества), необходимо формирование и поддержка групп добровольцев, занимающихся противопожарным обустройством лесов и борьбой с лесными пожарами.

Для этого необходимо ярче освещать значимость ЛПК в средствах массовой информации, так как зачастую общественность совершенно не в курсе существующих проблем, но введение в курс дела, будет способствовать привлечению добровольцев, в этом случае будет действовать принцип партисипативного управления, существует множество желающих быть часть процессов значимых для страны.

Развитию транспортной инфраструктуры следует уделить огромное внимание, непосредственное участие государства в развитии транспортной сети должно проявляться в государственном сотрудничестве, отличным примером являются тендеры, государственные заказы на строительство дорог стимулируют работу специализированных организаций и способствуют развитию ЛПК. Также необходимо поощрение организаций, действующих в своих интересах, но косвенно приносящих пользу ЛПК, выражающуюся в развитии транспортной сети, таких как нефтяные компании. В качестве поощрения, можно ввести льготы для этих организаций, снижение таможенных пошлин на оборудование, которое используется ими для строительства дорог.

Контроль за незаконной рубкой должен быть налажен с помощью корректировки работы контролирующих ведомств, повышением эффективности их работы, по средствам внесения изменений в лесное законодательство. Необходима реорганизация именно системы организации деятельности контролирующих организаций, повышение ответственности, борьба с коррупцией. Наличие проблем обосновывает необходимость восстановления государственной лесной охраны, имеющей статус самостоятельной федеральной службы, организационно и финансово независимой от органов управления лесами и организаций, осуществляющих использование лесов, имеющей штатную численность не менее двадцати тысяч человек. Для обеспечения функционирования государственной лесной охраны необходимо внесение соответствующих изменений в Лесной кодекс Российской федерации и другие законодательные акты Российской Федерации. Борьбе с коррупцией будет способствовать создание государственного лесного реестра федеративной значимости.

Решением вопроса по практике выдачи лицензий на право пользования лесными ресурсами региональными властями, порождающей злоупотребления и снижающая конечную эффективность их использования, может стать перенос лесных конкурсов на федеральный уровень, также эти предприятия помогут существенно снизить уровень коррумпированности отрасли.

Поэтому параллельно необходима инвентаризация основных нормативно-правовых актов лесного хозяйства на предмет наличия в них невыполнимых, противоречивых и двусмысленных положений, препятствующих развитию эффективного лесного хозяйства или способствующих росту коррупционной нагрузки на лесной бизнес, и исправление этих положений. Для выполнения этой работы необходимо привлечение наиболее квалифицированных представителей лесного бизнеса (в особенности малого), органов управления лесами в субъектах РФ, общественных организаций.[23]

Следует особо отметить, что исправление наиболее грубых ошибок в важнейших нормативно-правовых актах лесного хозяйства не отменяет необходимость переделки нового лесного законодательства, имеющего уйму недостатков, позволяющих искать лазейки, официально законодательно способствующих снижению эффективности использования леса.

Бесспорно, необходимо принять ряд мер, направленных на пресечение нелегальной заготовки леса и сокращение экспорта стратегического сырья. Понятно, что невозможно добиться от неконтролируемых артелей вальщиков прекращения их деятельности. Но можно увеличить таможенные пошлины на вывоз "круглого" леса, подняв таким образом стоимость российского сырья на внешнем рынке до уровня мировых цен.

Это поможет снять и еще одну проблему - нехватку железнодорожных вагонов для лесоперерабатывающих предприятий. Начальник Восточно-Сибирской железной дороги Александр Касьянов считает, что решить проблему с вагонами можно за счет увеличения переработки древесины и сокращения экспорта круглого леса. По его словам, если увеличить таможенную пошлину на экспорт круглого леса в два раза, недостатка вагонов не будет. Вместе с увеличением пошлин на лес необходимо снизить размеры таможенных тарифов на готовую продукцию. Благодаря этому продукция российских ЛПК станет более конкурентоспособной.[27]

Проблема с регулированием тарифов на круглый лес весьма сложная, ввиду того, что Россия является членом ВТО, и поэтому именно эта проблема регулирования таможенных тарифов особа важна, так как значимость таможенных тарифов трудно недооценить, они имеют прямое влияние на развитие ЛПК в целом и в частности каждого участника, осуществляющего деятельность в лесной отрасли страны.

Повышение конкурентоспособности российских производителей продукции лесопереработки требует коррекции таможенной политики государства за счет значительного снижения или полной отмены пошлин на импортируемое производственное оборудование, не производимое в России. Тем более, что потери бюджета можно сравнительно легко компенсировать, обложив экспорт необработанной древесины более высокими пошлинами. Необходима и одновременная поддержка системы лизинга техники для лесозаготовок, и создание налоговых льгот для отечественных машиностроительных корпораций, развивающих совместные проекты с ведущими иностранными фирмами-производителями специализированного оборудования для лесного комплекса. Важным шагом, способствующим техническому перевооружению отечественных лесопромышленников, может стать разработка государственной программы субсидирования процентных платежей по целевым кредитам для приобретения оборудования.

В соответствии с Указом Президента РФ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» перед исполнительными властями регионов поставлены серьезные задачи увеличения объемов инвестиций до уровня не менее чем 25 % ВВП к 2015 году и до 27 % ВВП - к 2018 году. Проблему увеличения ВВП в лесной отрасли призваны решить приоритетные инвестиционные проекты.

В настоящее время в Российской Федерации реализуется 118 приоритетных инвестиционных проекта в области освоения лесов с общим объемом инвестиций более 405 миллиардов рублей. 54 % инвестиционных проектов имеют объем инвестиций от 300 млн. до 1млрд. руб., 23 % - от 1 до 3 млрд. рублей, 13 % - от 3 до 7 млрд. рублей, 10 % - свыше 7 млрд. рублей. Реализация инвестиционных проектов предполагает создание 48,9 тысяч новых рабочих мест (что увеличивает количество занятых в отрасли на 9%).[32]

Создание благоприятного инвестиционного климата, возможно лишь при комплексном подходе к совершенствованию ЛПК. Для этого, прежде всего необходимо восстановить налоговые льготы на осуществление инвестиционной деятельности, в том числе льготы на финансирование капитальных вложений, осуществляемых за счет прибыли, а так же освобождения от налога с прибыли, полученной от деятельности новых производств.[22]

Логика событий в том числе глобализации и конкуренции, подталкивает нас к скорейшей и масштабной инновационной перестройке ЛПК. Естественным партнером, объективно заинтересованным в освоении ресурсов, технологий производства и сбыта для России является, в первую очередь, соседняя Финляндия. Вот почему пришло время подготовки масштабной программы развития государственно-частного партнерства России и Финляндии в этой сфере, также привлечению инвестиций способствуют государственное сотрудничество с Китаем, Узбекистаном и другими странами.

В приоритете, бесспорно должны находиться инновационные инвестиционные проекты глубокой переработки леса, в первую очередь, химической, при участии финского бизнеса. Это направление, безусловно, самое затратное, но одновременно и самое перспективное, естественно, при активной поддержке государства. Также инновационное сотрудничество путем специализации и производственно-технологической кооперации по созданию “биоиндустрии”.

Как говорится, нет не решаемых проблем, а на все остальные случае необходимо вспомнить о системном подходе, если нет возможности изменить ситуацию, необходимо поменять отношение к ней. Все отмеченные проблемы имеют место быть на данный момент, и решение их не должно быть отложено. Решение проблем и совершенствование ЛПК в стране должно проходить комплексно и всецелостно.


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.