Алексеев А.А., Рупчев Г.Е. Понятие об исполнительных функциях в психологических исследованиях: перспективы и противоречияСтр 1 из 3Следующая ⇒
English version: Alekseyev A.A., Rupchev G.E. The notion of executive functions in psychological studies: perspectives and contradictions Сведения об авторах
Ключевые слова: нейропсихология, исполнительные функции, регуляция поведения, когнитивная психология, лобные доли
Принципиальное условие, без которого невозможно поступательное развитие никакой области гуманитарного знания, – это наличие особого языка, которым пользуется определенная наука, и уникального понятийного аппарата. Не является исключением и психология. Анализируя историю ее развития, мы видим примеры не только создания новых понятий и категорий, но и наполнения уже используемых в других науках понятий новым содержанием или даже осознанного отказа от употребления некоторых из них. Обратимся к клинической психологии. Зародившаяся в тесном контакте с медициной (в первую очередь с психиатрией), она заимствовала у нее понятия о симптоме и синдроме, серьезно переосмыслив многие их аспекты. В классических работах А.Р.Лурии мы находим пересмотр принципиальных для науки девятнадцатого и двадцатого столетий, занимавшейся проблемами мозговой организации психических функций, представлений о том, что такое психическая функция и локализация [Лурия, 1962; 1973]. Отечественная нейропсихология памяти в 70-е гг. двадцатого века, изучая модально-неспецифические нарушения памяти при поражениях срединных структур мозга, отказалась от использования при их определении термина «фиксационная амнезия», широко распространенного в психиатрической литературе. Напомним читателю – этот отказ был обоснован данными эмпирических исследований. Они отчетливо продемонстрировали, что основные причины патологического забывания связаны, в первую очередь, не с этапом фиксации информации, а с этапами ее хранения и актуализации из запасов памяти [Киященко, 1969; Лурия, 1974].Современная отечественная клиническая психология является ареной бурных дискуссий по поводу содержания некоторых значимых для нее понятий: так, клинические психологи до сих пор ожесточенно спорят о том, что такое фактор [Микадзе, Скворцов, 2007а, 2007б]. Сегодня одной из важнейших детерминант развития отечественной психологии в целом (и клинической психологии, разумеется) является взаимодействие с западной научной мыслью. Происходит интенсивный обмен идеями, диагностическими и коррекционными методиками; становятся общим достоянием результаты теоретических и эмпирических исследований. В ходе этого процесса российские психологи неизбежно сталкиваются с необходимостью осмысления (и, возможно, интериоризации) новых терминов и понятий, используемых их зарубежными коллегами. Анализу одного из таких понятий и посвящена наша статья. Во многих зарубежных исследованиях активно используется понятие executive functions, чаще всего переводимое на русский язык как «исполнительные функции» [1] [Григорьева, Ковязина, Тхостов, 2006; Иванов, Незнанов, 2008]. Уникальная человеческая способность к осуществлению сложных и целенаправленных форм поведения и управлению собственной активностью давно привлекает к себе внимание исследователей. В современной зарубежной психологии обнаруживается значительный интерес к данной проблематике. К настоящему моменту в ней накоплен значительный объем работ, посвященных исследованию процессов управления субъектом собственным поведением (как в норме, так и при различных формах патологии). Хотя наиболее часто термин «исполнительные функции» используется в последние 15–20 лет, он имеет более глубокие исторические корни. С одной стороны, они связаны с попытками осмысления зарубежными нейропсихологами функций префронтальных отделов мозга [Stuss, Benson, 1986]. При этом рядом авторов отмечается важный вклад А.Р.Лурии в формирование их собственного научного интереса к исследованию процессов регуляции деятельности с нейропсихологических позиций, роли лобных долей головного мозга [Shallice, 1982; Miller,Cummings, 2007]. С другой стороны, нельзя не упомянуть работы психологов, выполненные в русле когнитивной психологии. Здесь можно выделить по крайней мере три момента, значимых для эволюции представлений об исполнительных функциях. Во-первых, это касается ставшего традиционным для когнитивной психологии разделения процессов на автоматические (automatic) и контролируемые (controlled) [Shiffrin, Schneider, 1977]. Во-вторых, разработка понятия когнитивного контроля, отраженная в работах G.D.Logan [Logan, 1985] и M.Posner и C.Snyder [Posner, Snyder, 1975]. И, в-третьих, разработка теорий рабочей памяти [Winn, 2001]. Сейчас термин «исполнительные функции» широко применяется в зарубежной когнитивной психологии и нейропсихологии. С каждым годом увеличивается число работ, посвященных исследованиям исполнительных функций, как в норме, так и при различных формах патологии. Данная статья является аналитическим обзором исследований той психологической реальности, которая сегодня обозначается термином «исполнительные функции». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|