Здавалка
Главная | Обратная связь

Письменность Крито-Микенской цивилизации



Критское письмо . Существенный прорыв в изучении минойской цивилизации произошёл в 1950-е - дешифровка критского письма — «линейное письмо Б». В результате были получены сведения о позднейшем периоде минойской цивилизации — микенской цивилизации, в которой доминирующую роль играли греки-ахейцы, однако культурная роль минойцев всё ещё была сильной.

Между тем в западной части дворца в Кноссе был найден архив глиняных табличек. Их тексты до сих пор не расшифрованы. Учёным удалось установить, что у минойцев существовало несколько видов письма. Первый шрифт, которым они пользовались со II тысячелетия до н. э., напоминает рисунки и признан иероглифическим. Именно он запёчатлён на знаменитом диске из Феста. Другой вид был придуман древней цивилизацией крита за девятнадцать веков до новой эры и называется «линейное письмо А». Глиняные таблички написаны в основном этим шрифтом. Позднее, уже в эпоху микенской культуры, возникло «линейное письмо Б» — упрощённая форма письма А, приспособленная для нужд другого народа. Микенцы научились письму у минойцев, они использовали некоторые знаки линейного письма А и прибавили к ним новые.

Информация на глиняных табличках очень скудна. Микенцы использовали их главным образом в хозяйственных целях. Записи содержат перечни товаров и жителей дворца. Учёные узнали, что в микенские города ввозились золото, медь, олово и слоновая кость, а вывозились зерно, оливковое масло, вино и керамика.

 

 

Фреска Кносского дворца Принц с лилиями датированная примерно 1550 г. до н. э.

Древний Египет в течение многих лет был союзником Крита. Крит контактировал не с хеттами, а с малыми государствами, расположенными вдоль западного побережья Анатолии.

 

Лабрис как символ минойской культуры

Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы — вулканического взрыва (между 1628 и 1500 г. до н. э.) на острове Фера (Санторин), породившего сильнейшее землетрясение и катастрофическое цунами.

Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры).

До настоящего времени неизвестна точная причина пожаров, уничтоживших окончательно минойские дворцы в 1450 г. до н. э.

§ Минойская цивилизация представляла собой государство бронзового века.

§ Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра. Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (например, использование колонн).

§ Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис.

У минойцев был распространён культ быка

§ Минойцы плавили бронзу, производили керамику и строили многоэтажные, до 5 этажей, дворцовые комплексы с середины XX века до н. э.

§ Почиталась Богиня со змеями (аналог Астарты).

 

Одним из самых популярных мотивов позднего минойского искусства было изображение осьминога.

 

«Богиня змей»: жрица, выполняющая ритуал

Религия. Храм в религиозной традиции минойцев отсутствовал. Религиозные обряды совершались на природе, или во дворце. Широко распространено жертвоприношение быков. Все попытки воссоздания минойской религии и пантеона божеств достаточно спекулятивны. Согласно одной из гипотез бык представлял собой олицетворение мужской силы, царица — женское божество наподобие великой богини. - КЕРАМИКА - Критская керамика пользовалась широким спросом за пределами острова. Сосуды с маслом и благовониями были обнаружены на различных островах Эгейского моря, на материковой Греции, на Кипре, на побережье Сирии и Египта, что говорит о широкой сети торговых контактов минойцев. Вершинами минойского искусства являются вазы в стиле Камарес и в морском стиле. МИНОЙСКАЯ КЕРАМИКА Минойская керамика- кахарактерная керамика минойской культуры бронзового века на Крите. Отличается большим разнообразием художественных стилей — как вазописи, так и оформления сосудов. Украшенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском культурном ареале начиная с 2500 г. до н. э. (имеется сходство с керамикой Бутмирской культуры) . Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон, и так называемым стилем Камарес. Дворцовый период в минейской культуре (1650 г. до н. э.) внёс серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Начиная с 1450 г. до н. э. изображения подвергаются всё большей стилизации и становятся несколько грубее.

«Пифосы с медальонами» в Кносском дворце. Названные так по выпуклым дискам, они относятся к среднеминойскому или позднеминойскому периоду . . . Кувшин в морском стиле, Археологический музей Минойская керамика

 

МИНИЙСКАЯ КЕРАМИКА На территории материковой Греции в среднеэлладский период получила распространение так называемая минийская керамика — из тонкой глины, изящная, но без росписи . К концу среднеэлладского периода её начинает вытеснять минойская керамика. Минийская керамика связана с приходом греков; Установлено ,что она имеет местное происхождение и характеризует последний этап догреческой культуры в материковой Греции. Минийская керамика -специфическая керамика, характерная для среднеэлладского периода доисторической Древней Греции, постепенно вытесненная минойской керамикой в конце указанного периода. Керамика названа в честь минийцев — полулегендарного догреческого народа Греции. Минийская керамика - МИКЕНСКАЯ КЕРАМИКА. Около 1600 г. до н. э. с началом позднеэлладского периода вырастает первая высокоразвитая континентальная микенская культура, оставившая след и в вазописи. Ранние образцы отличаются тёмным тоном, преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода (около 1400 г. до н. э.) становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее непосредственно после 1200 г. до н. э. в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей. Микенская керамика - тип греческой вазописи, созданной в период микенской культуры. На территории материковой Греции вытесняет реликты минийской керамики и минойскую керамику (последнюю также на Кикладах).

Археологи делят данную вазопись на несколько стилистических этапов, примерно соответствующих историческим периодам, однако частично накладывающихся друг на друга:

- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Буккеро (благоухающая глина) — вид чёрной, блестящей с внешней стороны керамики этрусков, изготавливавшейся с середины VIII по начало IV вв. до н. э. К началу 600 гг. до н. э. появились тонкостенные, часто с высеченным узором сосуды, названные «Bucchero sottile», которые формой и блеском имитировали металлическую посуду. В VI в. до н. э. появились богато украшенные рельефные сосуды «Bucchero pesante».

Итальянский термин «bucchero» произошёл от португальского слова «bucáro», которым завоеватели Южной Америки назвали найденную там керамику серовато-чёрного цвета. К концу XIX в. португальское слово вошло в итальянский язык, где стало обозначать посуду тёмного цвета изПортугалии, а также сам серовато-чёрный оттенок этой керамики. В современной археологии термин «буккеро» используется для обозначения типичной этрусской керамики.

Этрусские буккеро находят на галльско-иберийском побережье, в Карфагене, Великой Греции, самой Греции, нижнем Египте, а также на Сардинии, Сицилии и Кипре.

Динамичность ритмики жизни в средней части Апеннинского полуострова, получавшая в годы становления этрусских городов отражение в произведениях искусства, от памятников архитектуры до ювелирных изделий, нашла отголосок и в облике керамических сосудов VII века до н. э. Лишь позднее их художественные формы успокоятся, взаимоотношения частей станут более гармоничными. Замысловатость форм и сложность композиций, отмечавшиеся выше в этрусских изделиях из резной кости, обнаруживаются и в керамике VII века до н. э., в сосудах так называемых импасто и буккеро, изготавливавшихся из глины от руки или на гончарном круге и имеющих красного или черного цвета поверхность, отполированную с помощью лощения. Амфоры, кувшины и чаши, сделанные на гончарном круге, подвергали обжигу так, что прокопченная глина приобретала черный цвет. Такая техника называлась буккеронеро («черная земля» ). Затем вазу полировали горячим камнем и украшали рельефными изображениями, процарапанными рисунками, скульптурными лепными фигурками животных или птиц. Художники стремились придать сосудам сходство с более дорогими изделиями из бронзы, серебра или золота.

Этрусская керамика более, чем какая-либо другая художественная продукция, отличалась своеобразием, присущим творческому гению народа. Из мастерских того времени выходила всевозможная посуда, чаще всего причудливая по облику, с ручками, нередко уподобленными человеческой фигуре или какому-нибудь существу. Необычны порой и формы кувшинов, напоминающие животное или птицу, растение или плод. Очень искусно сделан небольшой этрусско-коринфский бальзамарий в виде обезьянки.

Сосуды импасто, красноватого или темного цвета, восходящие к виллановианской керамике, создавались из плохо отмученной глины не всегда ручной лепкой, но и на гончарном круге. Довольно много было распространено в этрусских городах чаш типа буккеро из черной глины – усовершенствованного импасто. Некоторые из них (тяжелое буккеро) имеют толстые, массивные стенки с выступающими на поверхности рельефными украшениями черного же цвета. Другие, легкое буккеро, исполнены из того же материала, но с тонкими стенками и чаще не с рельефными, но процарапанными узорами. Сосуды буккеро, появившиеся в Этрурии во второй половине VII века до н.э., получили и далее широкое распространение, не очень изменяясь в формах и принципах обработки материала.

Керамика – импасто черное и красное, буккеро тяжелое и легкое – свидетельствует лучше, чем какой-либо другой вид искусства, о богатых творческих возможностях этрусских гончаров.

Сокровища Приама

 

30 мая 1873 г. Г. Шлиман нашёл клад, состоявший из двенадцати тысяч золотых предметов. Позднее он описал в книге, как это произошло. Однажды на раскопках лопата рабочего наткнулась на нечто металлическое. Шлиман не разрешил копать дальше, позвал жену Софию Энгастроменос и сказал рабочим, что отпускает их сегодня в честь своего дня рождения. Когда они удалились, чета Шлиманов вдвоём выкопала большой медный сундук, содержимое которого София сгребла в подол юбки и унесла в дом, где за задёрнутыми занавесками и рассмотрела. Там оказались золотые кубки, диадемы и серьги очень тонкой работы. Надев одну из диадем на голову Софии, Шлиман с восторгом вскричал: «Драгоценность Елены Троянской теперь украшает мою жену!». Сохранилась фотография мадам Шлиман в этой диадеме, с серьгами в ушах и ожерелье из золотых нитей на шее. Шлиман тайно от турецкого правительства вывез клад в древнюю Грецию, где родные Софии спрятали золото на своих деревенских фермах. Турция подала иск в греческий суд, но ей так и не удалось вернуть клад. Шлиман заявлял, что он спас сокровища Трои от грязных лап турецких чиновников.

История обнаружения «клада Приама» не вызвала доверия у профессиональных археологов. Некоторые учёные склонны считать, что сокровища были обнаружены в разных местах по всему раскопу и лишь потом собраны вместе. Другие прямо обвиняли Шлимана в том, что он купил свою знаменитую коллекцию на рынках антиквариата. Позднее Шлиман передал сокровища в Берлинский музей. В 1945 г. коллекцию Шлимана вместе с другими ценностями поместили в бункере, и она оказалась среди трофеев, вывезенных в Советский Союз. О её существовании долго ничего не было известно, пока в 1993 г. правительство России не признало, что «клад Приама» находится в Москве. Была проведена их выставка в Пушкинском музее изящных искусств. Вопрос о том, кому принадлежит коллекция, пока не решен.

Крито-Микенской цивилизации насчитывает несколько тысячелетий, исследователи предполагают, что первоначально царя приносили в жертву каждые девять лет. Позднее он просто покидал дворец и уединялся в пещере, чтобы освободить место преемнику. А ещё позже стал совершать каждые девять лет ритуальные паломничества на гору и беседовать с Зевсом.

 

 

На фресках Кносского дворца сохранилось изображение царя-жреца. Его фигура выделяется светлым пятном на багряном фоне. Это юноша без бороды, с длинными почти до пояса волосами, на его голове золотая корона с павлиньими перьями, на бёдрах расписной передник, на руках и ногах дорогие браслеты. Он идёт по полю, перед ним расцветают цветы и порхают бабочки. Властелин древней цивилизации Крита вышел из дворца для того, чтобы оживлять природу, он совершает ритуальное действо, возвращающее матери земле её плодородные силы. Это изображение позволило учёным сделать вывод, что Минос воплощал для критян хрупкого бога растительности, умирающего и воскресающего вновь.

Само слово «лабиринт» произошло от названия критских двусторонних топоров — лабрисов , являвшихся символом царской власти у минойцев и во множестве найденных на острове. Другим священным символом считались бычьи рога. Крыши дворца украшались каменной резьбой в форме бычьих рогов, между ними помещались топоры лабрисы. Таким образом, лабиринт — это вовсе не цепь запутанных ходов, а «дом лабрисов».

Благодаря раскопкам удаётся восстановить внешний вид здания. Оно было построено из камня, в восточной части его высота достигала четырёх этажей. Крыши и потолки делались из кедра. Перекрытия поддерживали деревянные колонны, выкрашенные в красный цвет. Они имели форму конуса и расширялись кверху, их венчали чёрные округлые капители. Свет и воздух проникали через специальные световые колодцы или небольшие внутренние дворы, куда выходили двери и окна. Самый большой двор располагался в середине здания и использовался в ритуальных целях. К нему как к центру композиции «лепились» все основные покои дворца. Именно здесь, по мнению многих учёных, и происходили так называемые игры с быком, имевшие религиозное значение. Один из исследователей — Джеймс Грэхем заметил, что центральные дворы всех дворцов — в Кноссе, Фесте и Маллии — удивительно похожи, словно выстроены по «типовому проекту». 2. Гомеровский период или геометрический. XI-VIIIвв. до н. э.
Этот период называется так, поскольку единственным известным источником изучения культуры – Гомеровский эпос: «Илиада» (история Троянской войны), «Одиссея» (возвращение из Трои Одиссея – царя греч. города Итаки). А ещё Гомер детально разработал (описал) пантеон (сонм) всех богов: (Зевс (царь Олимпа), Гера – богиня неба, покровительница брака , Деметра (б. плодородия и земледелия), Аполлон (б. света и солнца), Артемида (охотница – покровительница животных) , Афина (б. справедливой войны), Гермес (покровитель путешественников, купцов), Посейдон (властитель морей), Аид (правитель царства мёртвых)…. Этот период называют ещё и геометрическим, потому что в это всремя сложилась интересная система сосудов (например, главным сосудом была амфора – в неё наливалось жертвенная жидкость (вода и мёд), а под ней под землёй находилась ещё ода амфора с пеплом усопшего. Или кратер (в нем к столу подавалось вино) — сосуд с емкостью в форме перевернутого колокола и двумя ручками в нижней его части ; килик — сосуд для питья вина в виде плоской чаши на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) — высокий сосуд с тремя ручками). А в росписи этих сосудов преобладает геометрический стиль . Гидрия в стиле геометрики.750—700 гг. до н. э. Амфора 8 в. до н. э. с геометрическими мотивами, - Пиксида из музея Афинской агоры Геометрический стиль (также известен как геометрика) был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. и вытеснил протогеометрический стиль. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря.

Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства, и одновременно обозначение периода классической античности в Древней Греции. Геометрический орнамент, появившийся IX в. до н. э., представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами и складывался из меандров, крестов и окружностей. В этом стиле отразилась суть древнегреческого искусства и религиозности. Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения, ставшие прообразами фризов с изображением животных и людей в период архаики. Орнамент составлял 80 процентов росписи геометрического стиля.

В столетие Гомера после 750 г. до н. э. строго геометрическое направление сменяется фризами с изображениями сказочных хищных животных. На вазах стали изображать сюжеты мифов.

 

3. Архаический период: VII-VI вв. до н. э.
Типы архитектурных сооружений в то время представлены преимущественно храмами. Все они являются архитектурным наследием II тысячелетия до н. э. Сооружения повторяли идею критского мегарона - прямоугольного здания с входом на узкой торцевой стене с колоннами, которые или обрамляли вход, или делили вдоль внутреннее пространство, или стояли у стен. Архаика создала единый архитектурный язык - ордерную систему. Ордер (от лат. ordo - "порядок", "строй") предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (мерку). Первые статуи вначале слишком напоминают колонны: руки тесно прижаты к телу, ступни ног стоят на одном уровне. Фигуры будто только вышли из каменного блока, из которого поочерёдно обрабатывались четыре фасада здания. У мужских и женских фигур сходные пропорции: тонкие талии и широкие плечи, с той лишь разницей, что мужские статуи очень часто предстают обнажёнными, а женские - в одеяниях. Вместе с тем фигуры ранней поры удивительно органичны; они словно живут внутри камня и сохраняют в нём свою божественную душу. К концу VI - началу V в. до н. э. пропорции женских фигур, называемых статуями кор (от греч. "кора" "девушка"), и мужских фигур, называемых статуями куросов (от греч, "курос" - "юноша"), становятся более естественными, а их движения более свободными. Выходя из состояния неподвижности, они радостно ступали навстречу зрителю.

Статуи куроса (юноши) и коры (девушки)

4. Классический период: с Vв. до последней трети IVв. до н. э.
Особого расцвета достигла вазопись (краснофигурные и чёрнофигурные).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.