Здавалка
Главная | Обратная связь

Краснофигурная вазопись



Изображение Афины и Посейдона на кратере с волютами Вазописца Наццано. Ок. 360 год до н. э. Лувр. Париж

Лишь в конце V в. до н. э. собственно краснофигурная вазописная техника, при которой изображение только отводится краской, получает распространение в Этрурии. Первые мастерские местного значения, которые вероятно основали выходцы из Аттики. В ранних краснофигурных вазах из Этрурии обнаруживается и влияние мастеров из нижней Италии. До IV в. до н. э. эти мастерские занимали лидирующие позиции на рынке расписной керамики Этрурии. Вазы крупного и среднего формата — кратеры и кувшины — украшались изображениями на мифологические сюжеты. В Чиузи и Орвието возникли новые центры гончарного производства. Особой популярностью пользовались чаши для питья, расписанные на дионисийскую тематику.

Мифологические сюжеты исчезли из репертуара этрусских вазописцев во второй половине IV в. до н. э. Их место заняли изображения женских головок и людей (но не более двух на изображении). Большое распространение получили орнаменты и цветочные мотивы. Большие композиции, как, например, амазономахия, являлись скорее исключением.В одном из основных центров краснофигурной вазописи в Этрурии изготавливались украшенные простыми узорами ойнохойи, лекифы, чаши для питья, блюда небольшого размера. В соответствии с изменениями в художественных предпочтениях клиентов мастерские перешли на изготовление чернолаковых ваз в конце IV в. до н. э., что положило конец истории краснофигурной вазописи в Этрурии.

Иску́сство этруссков

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX- началу VIII в. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самым примечательным из сохранившихся памятников является скульптура и саркофаги.

Искусство народа, населявшегов 1-м тыс. до н. э. область Этрурия (ныне Тоскана) на Апеннинском полуострове. Язык этрусков до сих пор не расшифрован, памятники их письменности и литературы утрачены (сохранились лишь небольшие фрагменты надписей, в основном на надгробиях). Многие явления культуры и искусства этрусков известны лишь по свидетельствам тесно взаимодействовавших с ними греков и римлян. Этруски славились как искусные инженеры и строители городов. Именно у них римляне заимствовали умение осушать и орошать почву, возводить дороги, мосты и величественные, перекрытые сводами здания, а также тоги, гладиаторские игры и искусство гадания по сверканию молний, полётам птиц, печени жертвенных животных и т. д. История этрусского искусства делится на 4 периода: ориентализирующий (8–7 вв. до н. э.), архаический (6 в. до н. э.), классический (5–4 вв. до н. э.) и эллинистический (3–1 вв. до н. э.).
Собственно этрусской цивилизации предшествовала археологическая культура Вилланова (10—9 вв. до н. э., памятники обнаружены близ Болоньи).
В ориентализирующий период на искусство этрусков оказывали сильное воздействие художественные традиции народов Восточного Средиземноморья, в особенности греков. Архитектурные сооружения и скульптура этого времени не сохранились. О формах жилищ свидетельствуют погребальные урны (урна из Вульчи, 8 в. до н. э., изображающая круглую хижину). Урны, отливавшиеся из бронзы и украшавшиеся чеканным геометрическим орнаментом, мыслились не только как вместилище пепла покойного, но и как его символическое воплощение (урны из Кьюзи, т. н. канопы, увенчанные крышками в форме головы умершего, кон. 7 в. до н. э.).


«Матер-Матута». Известняк. 5 в. до н.э. Археологический музей. Флоренция



Саркофаг супругов из Черветери. Терракота. 6 в. до н. э. Музей виллы Джулия. Рим

 


«Погребальный пир». Фреска. 5 в. до н. э. Гробница Леопардов. Тарквинии

 


Канопа из Кьюзи. 6 в. до н. э. Археологический музей. Флоренция

 


«Химера» из Ареццо. Бронза. 5 в. до н. э. Археологический музей. Флоренция
В архаический период искусство этрусков достигло высшего расцвета. В Этрурии образовался союз 12 городов (Вейи, Ветулония, Клузий, Перузия, Популония, Тарквинии, Вульчи, Цере и др.). Во главе союза стояли цари, военная знать и жрецы-лукумоны. Города отличает регулярная планировка улиц, площадей и кварталов. Строились мощные крепостные сооружения, каменные мостовые, водопровод и канализация. В строительстве использовались камни различных пород, дерево и сырцовые (необожжённые) кирпичи. Рядом с городами живых возводились некрополи (города мёртвых) – грандиозные комплексы гробниц, часто напоминавших дома, стоящие вдоль улиц. Некоторые захоронения вырубались в скалах или устраивались в природных пещерах, другие строились из камня. Иногда центр погребальных камер занимал мощный четырёхгранный, сужающийся кверху столб, поддерживающий ложный свод (гробница Мариттимо, близ Вольтерры, 6 в. до н. э.). Часто встречались гробницы в виде круглого кургана (тумулуса), который покрывался сверху травой (некрополь Бандитачча близ Цере, ныне Черветери). Планировка погребений повторяла планировку домов знати: длинный наклонный коридор с комнатами по бокам вёл в просторное главное помещение с ложами у стен или в нишах. Храмы возводились на подиуме (высоком основании) и украшались колоннами только со стороны фасада (храмы на акрополе Марцаботто, близ Болоньи). Сформировалось два типа культовых сооружений – с одной целлой (святилищем) и с тремя, которые посвящались богам главной триады – Тину (Юпитеру), Уни (Юноне) и Менрве (Минерве).
В этрусской скульптуре заметно сочетание греческих и италийских принципов. Камень применялся редко, этрусские мастера работали с бронзой и терракотой (обожжённой глиной), ваянию предпочитали пластику. Храмы украшались терракотовыми антефиксами – декоративными деталями, служившими водоотводами, а также оберегами от злых духов, и акротериями – фигурными или узорными элементами, венчавшими фронтоны. Нам не известно ни одного имени этрусского скульптора, за исключением Вулки. Возможно, им было создано убранство храма в Вейях (6 в. до н. э.) – статуи Аполлона, Геракла, Гермеса и богини (видимо, Лето) с ребёнком на руках. Большинство скульптурных памятников связано с погребальными обрядами (саркофаги из Кьюзи, урны из Вольтерры). На севере, где долго практиковался обычай кремации, урны делались в виде сидящего на троне умершего, голова которого служила одновременно крышкой. На саркофагах изображались обнявшиеся супружеские пары на пиршественном ложе (саркофаг супругов из Черветери, 6 в. до н. э.).
Этрусская живопись известна по гробничным росписям, в которых изображены сцены нескончаемых пиров. Танцоры и музыканты развлекают пирующих, возлежащих на ложах, игрой на лире; атлеты борются во время погребального обряда (гробницы в Тарквиниях, 6–2 вв. до н. э.). На штукатурку наносили контуры рисунка, который раскрашивали минеральными красками преимущественно тёплых тонов. Искусство архаического и классического периодов свидетельствует о страстной любви к жизни, изображённые на фресках персонажи проникнуты радостным настроением.
В классический период этрусское искусство повторяло и оттачивало найденные ранее формы. Возводились храмы с обильным терракотовым декором («Крылатые кони» с фронтона храма в Тарквиниях, 4 в. до н. э.). В скульптуре особое место занял мотив сидящей женщины с младенцем на руках, возможно, изображение Великой Матери (т. н. «Матер-Матута», 5 в. до н. э.). Были созданы знаменитые бронзовые статуи: «Химера» из Ареццо и «Капитолийская волчица», установленная на главной площади Рима. В Гробнице Рельефов в некрополе Бандитачча (4 в. до н. э.) рельефы на стенах воспроизводят разнообразную домашнюю утварь (подушки, домашние тапочки, посуду), изображают домашних животных. Фрески захоронений 5 в. до н. э. овеяны духом классической гармонии (Гробница Леопардов в некрополе Бандитачча). С кон. 4 в. до н. э. в росписях всё чаще встречаются сюжеты драматического характера: изображения казней, мучений, иногда – страдания, ожидающие человека после смерти (гробница в Вульчи со сценой убийства пленников), а также гладиаторские бои, которые были у этрусков формой ритуального жертвоприношения.
В эллинистический период форма гробниц усложняется, создаются погребения с большим количеством вырезанных в стенах ниш для урн, хранящих пепел покойных, и саркофагов. Они имеют вид склепов для семейных захоронений (гробница в Вульчи, 3 в. до н. э.). В скульптуре развивалось искусство портрета (бронзовая голова т. н. «Брута», 3 в. до н. э.). Фрески проникнуты чувством трагической безысходности (Гробница Щитов в некрополе Бандитачча, 3 в. до н. э.).
Огромную роль в искусстве этрусков играло декоративно-прикладное искусство: керамика (чёрные, покрывавшиеся блестящим лаком сосуды «буккеро»), бронзовые гравированные цисты (сосуды) и зеркала, резные камни, изделия из кости и золота.
К 265 г. до н. э. этруски были окончательно подчинены римлянами и к началу новой эры полностью ассимилировались с ними. Многие этрусские традиции легли в основу римского изобразительного искусства.

Этруски и Рим. Этрусские изделия из бронзы и железа до 800 до н.э. – небольшие статуэтки из святилищ, декоративные крышки урн для хранения пепла после кремации и умбоны (выпуклые колпаки, укрепляющие середину круга) для щитов и колес повозок, в украшение которых были включены стилистические элементы, заимствованные из художественного металла европейских кочевых племен. В более поздней бронзовой скульптуре, ювелирных украшениях и сосудах из золота и серебра начинает все более преобладать влияние греческих изделий. Богатство и великолепие быта эпохи расцвета Римской империи породило большой спрос на сосуды и другие предметы домашней утвари, особенно серебряные и бронзовые. Римские художественные изделия из металла во многих случаях являются лишь средством для показа скульптуры или орнамента, выполненного в высоком рельефе; однако такая демонстрация владения техникой зачастую искажала понятие о функциональном назначении предмета. Металлические предметы украшались мифологическими сценами, растительными орнаментами, гротескными масками, натюрмортами и вакхическими сценами, которые выполнялись в технике литья, чеканки, резьбы и гравировки. Сохранилось сравнительно мало римских золотых изделий; одно из наиболее замечательных произведений – относящаяся к началу 3 в. патера (блюдо для возлияний) из Ренна. Что касается бронзы, наиболее выдающимся из сохранившихся памятников является конная статуя императора Марка Аврелия.

Тарквиния, Этрурия.

Этруски
– загадочный народ, создавший свою цивилизацию около 8 века до н.э. на территории нынешней Италии северо-западнее Рима. Их культура оказала своё влияние сначала на Древнюю Грецию, а потом на Древний Рим, вплоть до того, что первыми римскими императорами были этруски. Влияние этрусков прослеживается вплоть до Африки (Карфаген), они были доминирующей и культурообразующей нацией всей Европы, а потом буквально на глазах всей Европы вдруг исчезли в короткий исторический срок.


Этрусские города были развитыми торговыми и религиозными центрами, они были украшены большим количеством замечательных каменных ритуальных зданий, скульптур, фресок и других произведений искусства. Этрусские мастера выплавляли медь и железо, а земледельцы возделывали злаки, лён и виноград. Этрусские купеческие корабли бороздили моря и океаны.

Территория Древней Этрурии (ныне Тоскана) буквально переполнена историческими памятниками: остатки городов с каменными стенами и четкой параллельно-перпендикулярной планировкой улиц, ориентированных по странам света, сотни могильных курганов, гробниц знатных этрусков. Местные музеи ломятся от многочисленных экспонатов. Эти памятники материальной культуры очень сходны с оставленными другим древним народом – пеласгами, которые в 12 веке до н.э. вторглись в Древний Египет из Малой Азии (ныне территория Турции). В исторических источниках этрусков часто и называли пеласгами. Да и «отец истории» Геродот (5 век до н.э.) указывал, что этруски прибыли в Италию из Малой Азии, из Лидии. А надо сказать, что свидетельства Геродота, которые ранее часто отвергались, всё чаще подтверждаются современной наукой. Видимо, не зря так уважал Геродота наш М.В. Ломоносов.

Вообще-то, существуют три основные гипотезы происхождения этрусков – уже озвученная малоазийская, северная (пришли, перевалив через Альпы) и аборигенная (то есть, что этруски – это местный италийский этнос). Очень возможно, что правы все три гипотезы (в науке так бывает часто), так как возникновению новых этносов обычно предшествует комплиментарное слияние нескольких предшествующих.

Но обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Культура этрусков возникла в 8 веке до н.э. и была разрушена римлянами в 4 веке до н.э., то есть получается всего 400 лет от возникновения до гибели, тогда как, по Л.Н. Гумилёву, среднее время существования этноса 1200-1500 лет. Нет, что-то здесь не так: этносы «вдруг» не возникают. Обращает на себя внимание также способ преобразования «кормящего ландшафта»: как пеласги в Египте, так и этруски в Италии заняли болотистые места и преобразовали их в очень благоприятные для земледелия в мелиоративном отношении. Точно так же поступали и другие народы (например, шумеры), которые «вдруг» возникали в разных районах Земли в виде высокоразвитых цивилизаций и за исторически короткое время преобразовывали эти районы. Нет, здесь явно прослеживается след гипербореев – ариев, упоминаниями о которых буквально пестрят древнегреческие и древнеримские мифы и легенды.

Немало трудностей добавили учёным мужам письменность и язык этрусков: удалось расшифровать около 150 слов, но сам язык пока не поддаётся расшифровке. Пишут, что этруски пользовались алфавитом, имеющим финикийское происхождение, как и греческая азбука. (А не наоборот ли всё это, если разобраться с датировкой? Вряд ли возникшая «готовая» цивилизация заимствовала алфавит у менее развитого народа.) Вместе с этрусской цивилизацией погибли и почти все письменные памятники этрусков, остались лишь переводы и пересказы некоторых из них на латынь. Эта ситуация ничего вам не напоминает, дорогие читатели? Не так ли уничтожались памятники древнерусской культуры при крещении Руси?

Следует отметить, что множество лет западные исследователи и их российские последователи для расшифровки этрусского языка использовали любые языки, кроме славянских и санскрита, хотя даже самоназвание этрусков – «расены», имеющее массу аналогов в истории славян, должно было бы направить исследователей в славянскую сторону. Но это считается «табу», так как для них всех культура Руси и её письменность начались в 10 веке н.э. при крещении Руси. Ну ладно, может быть, чуть-чуть раньше. Мало того, римляне ввели в обиход поговорку: «Этрусское не читается». Мол, можете себя даже и не утруждать! Вот латынь – другое дело! Интересен перечень языков, с помощью которых пытались расшифровать этрусский: латынь; греческий; еврейский; эфиопский; египетский; арабский; коптский; кельтский; тевтонский; англо-саксонский. Надо было бы сюда ещё приплюсовать язык туарегов Сахары!

Можно привести любопытный случай из истории этрусологии. Итальянский учёный Чьямпи предложил вместо греческого и латинского обратиться для расшифровки этрусских текстов к другим древним языкам, например, к славянским. Дело в том, что Чьямпи несколько лет проработал в Варшаве профессором (а преподавание в те времена там велось на латыни) и немного изучил польский язык. Каково же было его удивление, когда с помощью польского языка он начал не только читать, но и понимать этрусские тексты! Вернувшись в Италию, Чьямпи поспешил поделиться с коллегами-этрусологами своим открытием. И тут сразу же вступило в действие «табу». Ему сурово указали на его вопиющую ошибку, даже несуразность: ведь самые авторитетные учёные Европы (а это были, в основном, немцы) давно доказали, что славяне появились в истории не ранее 6 века н.э., тогда как этруски – ранее 8 века до н.э., поэтому ни о каких славянских корнях этрусского языка не может быть и речи (кстати, работа Чьямпи опубликована в 1825 году и доступна для изучения).
К сожалению, эти доводы до сих пор повторяют наши «западники», причём, буквально дословно, а попытки расшифровать этрусские тексты с привлечением русского, церковно-славянского и других славянских языков подвергаются высмеиванию и даже глумлению. Но, к счастью, никто не может и запретить этого, так что работа идёт, и довольно успешно!


Надгробие из Ветулонии с этрусской надписью. VII в. до н. э.

Антефикс женской головыКерветери
Начало V до н.э.Цветная терракота. Высота 26.5 см(Коллекция Лувра. Расцвет этрусского искусства: VI-V века до н.э.)


антефикс из Лавиниума, 6-5 вв. до н.э..

Бронзовая фляга для масла. II век до н.э.

Этрусская погребальная урна, 8 в. до н.э
Аттическая ваза 8-9 вв. до н.э.


Большой шлем из бронзы. Этрурия, VII век до н. э. Национальный музей Вилла Джулия, Рим

Статуя Аполлона из Вейо IV века до нашей эры . Бронзовая cкульптура. Уже в архаический период, самый блистательный у этрусков, больших высот достигает бронзолитейное дело позднее развившееся в одну из виднейших отраслей античной пластики. В римское время этрусские бронзы войдут в моду, становясь предметом коллекционирования. Ремесленники Этрурии. славились своими работами из золота, бронзы и глины. Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро (черной земли): глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет. После формовки и обжига изделие подвергалось лощению (полировке трением). Эта техника была вызвана стремлением придать глиняным сосудам сходство с более дорогими металлическими сосудами. Стенки их обычно украшались рельефными изображениями, а на крышках иногда помещали петуха или другие фигуры Наибольших успехов этруски достигли в работе с бронзой. В Кампании делались бронзовые урны, украшенные фигурками. Бронзу использовали при изготовлении мебели и колесниц, ларцов, зеркал. Большой шлем из бронзы. Этрурия, VII век до н. э.

Бронзовая статуэтка из Кьюзи. 550-530 гг. до н.э.

Химера из Ареццо Типичным предметом этрусской обстановки был цилиндрический декоративный шкафчик (cista), его обычно изготовляли из чеканной листовой бронзы с богатой сюжетной и орнаментальной композицией. Этруски создали практичную и элегантную форму канделябра, как нельзя лучше отвечавшую своему назначению, ведь в античности пользовались очень примитивным способом масляного освещения. Оформленные с большим пониманием и вкусом, эти светильники можно отнести к самым совершенным художественным изделиям античности. Они, как и другие изделия из бронзы, оказали большое влияние на римские формы. Капитоли́йская волчи́ца - этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до н.э. и ещё с античности хранившаяся в Риме. Изображает (примерно в натуральную величину) волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев — Ромула и Рема, легендарных основателей города. Считается, что волк былтотемом сабинов и этрусков, а статуя перенесена в Рим в знак слияния римлян с этими народами. Достижения этрусков в скульптуре до сих пор являются предметом дискуссий. Искусствоведы восхищаются некоторыми шедеврами, признают хороший вкус этрусков. Качество остается главной причиной критики. То, что этруски копировали греческие стили, можно расценивать по-разному. В любом случае, к проникающим течениям они добавляли свои традиции, опыт; этрусская скульптура — смешение заимствованных и национальных черт. В период Вилланова преобладали повторяющиеся геометрические узоры, которые помещались на терракотовые и бронзовые изделия. Ориентализирующий период, начавшийся в VII веке до н. э., принес в Этрурию широкое разнообразие изделий Греции и восточного Средиземноморья. Воздействие было очень сильным. Этруски копировали, усваивали, смешивали орнаменты, пока эта смесь сама не стала стилем.

Но одна форма скульптуры VII века до н. э. была достижением местных мастеров — это погребальная урна из глины или бронзы с крышкой в виде человеческой головы, или канопа. Приблизительно в это же время появились скульптурные изваяния. Около 600 года до н. э. в Этрурии начался архаический период, продолжавшийся до 475 года до н. э. Каменные скульптуры создавались как надгробные памятники. Качественного мрамора в то время не было, использовалось в основном терракота и бронза. В течение VI века до н. э. этруски усвоили дух греческой вазописи, однако искусство городов Этрурии оставалось индивидуальным, в особенности это касалось каменных барельефов.

Наибольших успехов этруски достигли в работе с бронзой. В Кампании делались бронзовые урны, украшенные фигурками. Бронзу использовали при изготовлении мебели и колесниц, ларцов, зеркал.

Терракотовые изделия этрусков также были на высоком уровне. Примечателен саркофаг из Черветери 520 года до н. э., украшенный изваянием супружеской пары .Настоящим шедевром является группа из четырех статуй в Вейях, датируемая 500 годом до н. э.

Бронзовая статуэтка из Кьюзи. 550-530 гг. до н.э. Канопа -погребальная урна VI в. до н.э.

 

Каменный саркофаг, Тарквиния. Конец IV века до н.э.

Крылатые кони из терракоты. II век до н.э. ---------------------------------------ФРЕСКИ--------------------------------------------------- ……………………………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………..…

----------- Самое любопытное в этрусских фресках то, что они вообще сохранились. Этому поспособствовала традиция этрусков украшать ими стены высеченных в скалах гробниц. По стилю живопись этрусков пересекается с вазописью. Встречаются и росписи жилых домов. Самая древняя из них датируется V веком до н. э.

Фрески обнаружены в гробницах Вей и Черветери, но крупнейшим центром росписи был город Тарквиния. Небольшая гробница Уток показывает, что уже в VII веке до н. э. этруски украшали гробницы росписями. Стиль фресок копирует геометрический стиль вазописи. В гробнице Кампана в Вейях изображен юноша на лошади, которую ведет мужчина, остальное пространство заполнено орнаментом, фигурами животных и мифологических чудовищ.

Большая часть росписей выполнена в технике фрески. Стены увлажнялись, покрывались штукатуркой, затем заостренной палочкой делался набросок, контуры обводились краской. На ранних фресках голова и ноги расположены в профиль, а плечи — анфас.

Одна из первых фресок появилась в гробнице Быков (540—530 годы до н. э.). Здесь расписана одна стена напротив входа. Под фронтоном изображение двух быков, также помещены эротические сцены. На главной панели сцена из греческого эпоса — Ахилл поджидает в засаде сына царя Трои Приама.

С этого периода появляется много прекрасных росписей: в гробнице Авгуров, Жонглеров, Барона, Охоты и Рыбной Ловли. Среди красивейших фресок этого периода — фрески в гробнице Триклиния, датируемой 470 годом до н. э. Слева и справа от дверного проема фигуры всадников, на стене напротив двери — изображение трех пиршественных лож. На боковых стенах помещены пять танцоров и музыкантов. Жесты фигур гармоничны, движения изящны.

Росписи позднего классического периода (IV век до н. э.) отличается сменой сюжетов и техники работы. Показана перспектива, позы продуманны, фигуры умело прописаны. Примером таких росписей служат росписи из гробницы Голини. На смену весёлости приходит меланхолия. Новое чувство выражено во взгляде женщины из семьи Велка в гробнице Орка. Мрачное настроение сохраняется и в эллинистический период. Одна из последних расписанных гробниц — гробница Тифона в Тарквинии. Тело Тифона напряжено, оно написано с большим мастерством, что соответствует эллинистической традиции.

Керамика

Свои керамические изделия этруски создавали, вдохновляясь работами греческих мастеров. Формы сосудов менялись на протяжении столетий, равно как техника изготовления и стиль. Виллановианцы изготовляли гончарные изделия из материала, часто называемого импасто, хотя это не совсем корректный термин для описания италийских сосудов из глины с примесью, обожженных до коричневого или черного цвета.

Приблизительно в середине VII века до н. э. в Этрурии появились настоящие сосуды буккеро — характерная для этрусков черная керамика. Ранние сосуды буккеро были тонкостенные, украшенные насечками и орнаментом. Позднее излюбленным мотивом стала процессия животных и людей. Постепенно сосуды буккеро становились вычурными, перегруженными украшениями. Этот тип керамики исчез уже к V веку до н. э.

В VI веке получила распространение чернофигурная керамика. Этруски в основном копировали изделия из Коринфа и Ионии, добавляя что-то свое. Этруски продолжали производить чернофигурные сосуды, когда греки перешли к краснофигурной технике. Настоящая краснофигурная керамика появилась в Этрурии во второй половине V века до н. э. Излюбленными сюжетами были мифологические эпизоды, сцены прощания с умершими. Центром производства были Вульчи. Расписанная керамика продолжала производиться в III и даже во II веке до н. э. Но постепенно стиль склонялся к черной керамике — сосуд покрывался краской, что имитировало металл. Встречались посеребренные сосуды, изысканной формы, украшенные горельефами. Поистине знаменитой стала керамика из Ареццо, использовавшаяся на столах римлян в последующие столетия.

 

 

Чашка с блюдцем с росписью в "этрусском стиле".

------------------------ Сосуд импасто. VII век до н.э. Сосуд буккеро. VI век до н.э

 

 

-

Изделия из бронзы

Артемида Этрусски 5в. до н.э. Louvre

В работе с бронзой этрускам не было равных. Это признавали даже греки. Они коллекционировали некоторые предметы этрусской бронзы. Бронзовые сосуды, особенно для вина, часто повторяли греческие формы. Из бронзы делались черпаки и сита. Некоторые изделия украшались барельефами, ручки имели форму головок птиц или животных. Из бронзы делались канделябры для свечей. Сохранилось также большое количество жаровен для благовоний. Среди прочей бронзовой утвари встречаются крюки для мяса, тазы и кувшины, треножники для котлов, чаши для возлияний, подставки для игры коттабос. Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы — лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики. лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ .

. Зеркало с изображением Париса и Елены IV век до н.э Монета с изображением Минервы273-250 гг до н.э. IV век.до н.э Бронзовая фляга для маслаII век до н.э

.

  • ----------------------------- ЗОЛОТЫЕ УКРАШЕНИЯ ЭТРУССКОВ --------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса, янтаря, слоновой кости, драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы, украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы, изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью. Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии, изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду. Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.

Золотая подвеска. VI век до н.э.

 

  • Амулет. Около 460 г. до н.э.

Браслет. 400-350 гг до н.э.

Золотая серьга. 530-480 гг. до н.э.

 

 

Терракотовая cкульптура

Терракотовые изделия этрусков также были на высоком уровне. Примечателен саркофаг из Черветери 520 года до н. э., украшенный изваянием супружеской пары. Настоящим шедевром является группа из четырех статуй в Вейях, датируемая 500 годом до н. э.В VI в. до н. э. появляется влияние архаической ионийской скульптуры. Вулка (единственный известный по имени этрусский скульптор архаики), либо кто-то из его окружения, создал терракотового Аполлона из Вей, который служил наружным украшением храма. Ионийское влияние сказывается в тонкой проработке фактуры, отлично взаимодействующей со светом. Возникают более резкие светотеневые контрасты — благодаря новому принципу постановки фигуры. Капитолийская волчица также характеризуется ионийским влиянием: тонкая проработка тела, но стилизованная передача шерсти, градации в игре света и тени. В V в. до н. э. Химера из Ареццо демонстрирует усиление ионийского влияния, которое переходит в свою противоположность благодаря усилению лаконичности и экспрессивности. . Саркофаги

Наиболее оригинальное создание этрусской скульптуры — саркофаги, обычно терракотовые. Крышка урны изображается в виде ложа для симпосия, на ней изображалась полулежащая фигура усопшего, часто вместе с супругой. Фигуры, особенно лица, имеют большое портретное сходство…..

Во второй половине VI в. до н.э. этруски производили керамику, подобную бронзам с тисненым рельефом. У нее массивные стенки – это так называемое толстое буккеро, сменившее прежнее тонкое и среднее. Рельеф - фризы животных , сцены погребальных обрядов, украшающие урны, саркофаги, надгробия, обычно из камня, крайне редко - из бронзы. Мелкая бронзовая пластика этрусков, великолепных мастеров торевтики обильна и разнообразна - статуэтки юношей-воинов (VIII - V вв.), Геракла (к. VI - IV вв.), жрецов, молящихся (IV - II вв.); предельно обобщенная трактовка тела, равнодушие к строгой логичной структуре его построения, тяготение к слитности всех частей сочетается с тщательной проработкой деталей. Фигурки людей, животных широко использовались и как детали украшения шлемов, треножников, котлов, другой утвари, имея двойную функцию - декоративную и символическую. Особое место в Э. и. принадлежит бронзовым зеркалам и цистам - высоким цилиндрам, шкатулкам, стенки которых украшены тончайшей гравировкой (мифологические сцены), с фигурными ножками и ручками. Формы металл, сосудов воспроизводит специфически этрусская керамика буккеро (VII - VI вв.), приобретавшая при особом режиме обжига черный цвет глины , с гравированным или рельефным декором. В к. VII в. получает развитие т. н. этрусско-коринфская керамика , подражавшая вазам Коринфа с сер. VI в. ее сменяют чернофигурные сосуды, в формах и характере росписи к-рых аттич. черты соседствуют с местными (преобладают изобр. животных, миф. существ). Специфически этрусскими являются т. н. псевдокраснофигурные вазы предшествовавшие собств. краснофигурным (сер. V - IV вв., Вульчи, Кьюзи, Фалерии). Росписи последних, особенно на мифолог, сюжеты, не отличаясь большим мастерством исполнения, поражают экспрессией, выразительностью поз и жестов, динамикой композиций. Ювелирное искусство .

В развитии ювелирного мастерства этрусков принято выделять две фазы. Наиболее искусные и сложные произведения, особенно в технике чеканки, филиграни, грануляции и других приемах обработки металла, созданы в ранний период их истории — в VII-V вв. до н. э.
Изделия, создававшиеся в позднюю эпоху, датируемую IV-III вв. до н. э. , выполнены более грубо. Около 250 г. до н. э. этрусская цивилизация была поглощена бурно развивающимся римским государством. После этого этрусские ювелиры продолжали работать на римлян. Великолепны ювелирные изделия "этрусков - серьги, фибулы.

Фибула из гробницы Реголини-Галасси . VII в. до н. э.
Золото. Цере, Этрурия
Виртуозная техника и высокие художественные достоинства произведений этрусских мастеров-ювелиров ставят их произведения в один ряд с лучшими творениями художников античного мира. Сохранившиеся живописные произведения и материалы раскопок свидетельствуют, что у этрусских женщин драгоценные украшения пользовались большим спросом. Вероятно, жители Этрурии "страдали" тягой к роскоши, так как среди дошедших до нас памятников явно преобладают светские, а не культовые изделия. Этрусские мастера умели изготовлять очень сложные и исключительно разнообразные вещи. Они владели всеми приемами и техниками ювелирного искусства: ковкой, чеканкой, гравировкой, филигранью. Но никто не мог превзойти их в технике зерни (грануляции). С тех пор, как она стала известна в III тысячелетии до н. э., этруски довели её до совершенства. Они активно применяли зернь для оформления поверхностей. Известно три метода грануляции, или зерни, которые иногда достигали диаметра зерна только в один миллиметр. Производство ювелирных изделий в этрусских городах известно уже с VII века до н. э. Это были кольца, браслеты, булавки, фибулы, подвеска декорированные орнаментом или фигурными композициями. До сих пор без ответов остаются множество вопросов о происхождении и судьбе этрусской культуры. Ее города - государства были политически независимы друг от друга. Объединительными факторами были язык, религия и культура. Последняя имела близкое родство с соседними - финикийской, карфагенской, греческой . Этруски, имевшие сильный флот и владевшие технологией выплавки металлов, были одними из главных поставщиков этого товара на рынок Древнего мира. Это влияло и на развитие здесь художественной обработки металлов. С конца VII века до н. э. культура этрусков играет важную роль на территории современной Тосканы (Италия). Примерно между 700 и 625 годами до н. э. оно переживает ориентализирующий период, позднее сменившийся влиянием греческой культуры. Ценнейший материал об этрусском ювелирном искусстве этого времени дали памятники из гробницы Реголини - Галасси. Одни из найденных здесь шедевров - знаменитая золотая фибула состоит из диска, украшенного чеканным изображением животных, обрамленным рядами пальметок На нижней части изделия вереницами расположены объемные фигурки грифонов и крылатых львов.

Здесь впервые была применена техника грануляции (зерни). Для декорирования одного предмета использовались два различных принципа орнаментировки зернью: рельефный и графический. Таковы золотые браслеты из Тарквинии (VII век до н. э.) - три полосы, соединенные вместе, богато украшены зернью. Узор включает и орнаменты (меандр, плетенка, зигзаг) и сюжетные сцены (всадники и сражающиеся воины). Замки исполнены в виде парных мужских фигур. Эмоциональная окраска каждого элемента декора очень экспрессивна, один оттеняет другой.

Широко бытовали в Этрурии и ажурные браслеты. Например, такие как найденный в Ветулонии. Филигранная линия простого рисунка будто бежит то медленно, то быстро. Очень интересны этрусские венки, представляющие сочетание графического ритма и живописной пластичности. Сочетание золота с другими материалами очень редко и не характерно для Этрурии. Живописного и пластического разнообразия они умели достигать скромными средствами зерни.

Этрусское искусство отличалось жизнерадостностью, о чем свидетельствуют фрески гробниц. Но выражена она несколько иначе, чем у критян. Этруски очень рано стали подчеркивать в образах индивидуальное , которое причудливо соединялось у них с фантастическим. Слова "персона" и "маска" были для них синонимичны. Это хорошо иллюстрируют небольшие подвески с изображением маски бога реки Ахелоя. Миф рассказывает, как Ахелой, убегая от настигающего его Геракла, превратился в быка и потерял один рог, который стал "рогом изобилия" - символом плодородия, богатства и роскоши. Древний мастер сумел удивительным образом только декоративными средствами, соединить в небольшой вещице реальные человеческие переживания страха и смятения перед опасностью с волшебным сюжетом - чудом превращения. Полированная поверхность тонко моделированного лица ярко контрастирует с изящным зерневым декором бороды и волос. Лаконичность декоративного приёма усиливает его символическую значимость. Подвеска с маской Ахелоя , выполненная около 500 года до н.э. относится к тому времени Архаической эпохи, когда этрусская культура испытывала сильное влияние аттической. Это был наиболее плодотворный период в искусстве этрусков.

Мотивы, аналогичные подвески с головой Ахелоя, использованы и в ожерелье того же времени - это головы ухмыляющихся Селенов. Они чередуются с рядами подвесок в форме желудя и цветов лотоса. Все они выполнены чеканкой и соединены тонкой цепочкой. Вместе эти три мотива представляют пример декоративного контраста между полированной, моделированной и гранулированной поверхностью, что пластически чрезвычайно оживляет общую композицию произведения.

О том, насколько свободны были мастера в варьировании этого орнаментального приема, говорят ожерелье и серьги-колты, изготовленные око 520 года до н. э. Ожерелье состоит из чередующихся гладких полированных и густо осыпанных зернью, разделенных узкими кольцами полых золотых бусин. Тот же строгий ритм чередования – гладкая, гранулированная – соблюден и в серьгах-колтах. Такое фактурное решение декора придаёт изделию и особый цветовой эффект, основанный на различии светоотражательных возможностей этих поверхностей; то пронзительно яркий, то рассеянный, то бархатисто мягкий.

В фигуративных композициях часто встречаются торжественные ритмы шествий, как на фресках гробниц. Так в подвеске из древнего Черветери "шествию" женщин с ритуальными предметами в руках вторит линия зерни.

В обиходе у этрусков использовалась серебряная посуда. Однако этих памятников сохранилось мало. Несколько интересных изделий было найдено в гробнице Реголини - Галасси.

 

Рис.1. Образец тонкого буккеро конца VII в. до н. т. — кувшин почти абстрактной формы: возничий правит странными существами, похожими одновременно и на птиц, и на лошадей.

Рис.2. К VI в. до н. э. ремесленники Кьюзи и Орвието начинают создавать менее изысканные и более реалистичные буккеро, получившие название тяжелых. Изящная гравировка поверхности сменяется рельефом. Сосуд для вина ойнохоя с горлышком в форме трилистника и с утяжеленным низом, на котором воспроизведена рельефная сцена: Персей готовится срубить голову Медузе Этрусские гравированные зеркала давно получили всемирную славу. Возникнув в VI в. до н.э., в последующие столетия гравированные зеркала, предназначенные для погребений, стали одним из важнейших разделов искусства Этрурии, выделяясь мифологическими сюжетами, хорошо построенными композициями, богатым, сложным рисунком.

С IV в. до н.э. – времени падения независимых этрусских городов – распространились каменные саркофаги с рельефами, в III–I вв. до н.э. уступившие место более дешевым терракотовым урнам со сценами мифов. Такие урны заполняли гробницы на протяжении столетий, собирая всех членов рода.

Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции — ориентализирующего , или геометрического, классического, эллинистического, а также возвышения Римской Республики. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.

Протовиллановианский периодСамым важным из этрусских источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление .Согласно ей первое столетие древнего государства, началось примерно в XI или X веке до н. э.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.