Здавалка
Главная | Обратная связь

Ассимиляция этрусков римлянами



 

Посеребренная амфора. II век до н. э.

Этруски продолжали выступать в качестве союзников римлян. В 225 году до н. э. этруски сражались на стороне Рима с галлами при Таламоне.

После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла самобытность. Во II—I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. этрускам было даровано римское гражданство. К этому времени процесс ассимиляции этрусских городов был почти завершён. И всё же во II веке н. э. некоторые этруски говорили на своём языке. Гораздо дольше просуществовали этрусские предсказатели. Однако этрусская история была завершена. Искусство этрусков, соседей западных греков и тоже переселенцев с востока, имело древневосточные корни. Они появились в Италии чуть ли не в XII в. до н.э., когда, по древним источникам, был основан город расписных гробниц – будущие Тарквинии. Собственно история искусства этрусков начинается с VIII в. до н.э. и известна нам только по гробницам с их предназначенными для погребений дарами. На месте их поселений ныне стоят города современной Италии. Этрусский культ мертвых – всепоглощающ, он не уступал по авторитету египетскому .Уже в архаический период, самый блистательный у этрусков, больших высот достигает бронзолитейное дело позднее развившееся в одну из виднейших отраслей античной пластики. В римское время этрусские бронзы войдут в моду, становясь предметом коллекционирования.

Во второй половине VI в. до н.э. этруски производили керамику, подобную бронзам с тисненым рельефом. У нее массивные стенки – это так называемое толстое буккеро , сменившее прежнее тонкое и среднее. Наряду с местными «жанрами» вроде сосудов импасто и буккеро развивалась и расписная керамика, для которой, как и для всех западных греков, образцом для подражания служили греческие вазы. Только в последней четверти VI в. до н.э. формируется своя чернофигурная вазопись.

Этрусские гравированные зеркала давно получили всемирную славу. В XIX в. немец Эдуард Герхард собрал основные памятники в прорисовках, издав в четырех томах. Возникнув в VI в. до н.э., в последующие столетия гравированные зеркала, предназначенные для погребений, стали одним из важнейших разделов искусства Этрурии, выделяясь мифологическими сюжетами, хорошо построенными композициями, богатым, сложным рисунком.

С IV в. до н.э. – времени падения независимых этрусских городов – распространились каменные саркофаги с рельефами, в III–I вв. до н.э. уступившие место более дешевым терракотовым урнам со сценами мифов. Такие урны заполняли гробницы на протяжении столетий, собирая всех членов рода.

· Глоссарий Акант

Акант - род растения средиземноморья. Один из основных мотивов античного орнамента. Впоследствии был использован почти всеми архитектурными стилями. Материальные свидетельства культуры этрусков известны с IX-VIII веков до н.э. К числу самых ранних из них относится керамика импасто – это небольшие сосуды, сделанные из серовато-чёрной глины. Поверхность их тщательно заглажена, вылощена, и иногда создаётся впечатление, что она покрыта лаком. Примером керамики импасто может служить небольшая амфора с лентовидными ручками и орнаментом в виде спиралей. Сценки дорической Греции и в особенности т.н. флиака - комедии Сицилии и южной Италии. В VII веке до н.э. крамику импасто сменяет керамика буккеро – специфический этрусский вид. Эти сосуды отличаются чеканными чёткими формами. Обилие деталей, воспроизводящих металлические заклёпки, рельефные элементы декора, указывают на то, что прототипами таких сосудов были металлические изделия. Самые ранние сосуды буккеро появляются в середине VII века до н.э. Их отличают очень тонкие стенки, они так и называются – “сосуды тонкого буккеро“. Украшает их очень скромный гравированный орнамент. Наряду с рельефной керамикой буккеро в Этрурии получает распространение и расписная керамика. С конца VII века до н.э. этрусские мастера начинают активно подражать керамике, которую привозили из Греции, из Коринфа. Эта керамика получила название этрусско-коринфской. Как правило, это кувшины различных форм, ольпы, айнахоэ, а также тарелки. Они украшены орнаментальными мотивами или фигурками животных, птиц или фантастических существ.

Эти росписи можно назвать полихромными, поскольку наряду с коричневато-чёрным лаком, которым выполнялась роспись, в изображении активно используются накладные краски – красная, белая, а также гравировка.

В VI веке до н.э. в Этрурию в большом количестве привозят аттические чёрнофигурные вазы. Этрусские мастера им активно подражают, и очень быстро складывается собственный этрусский чёрнофигурный стиль. Надо сказать, что чёрнофигурная керамика пользовалась в Этрурии популярностью на протяжении длительного времени. А вот краснофигурная керамика, которую тоже привозят сюда из Аттики, особой популярностью не пользовалась. Только в начале V века до н.э. этрусские мастера пытаются воспроизвести краснофигурную роспись. Но они вырабатывают собственную манеру: красной краской они изображают фигуры поверх чёрного лака. Именно так расписана большая гидрия с изображением сфинксов на плечиках и тремя мужскими фигурами на тулове. Собственная краснофигурная техника в Этрурии развивается уже во второй половине V века до н.э.

Этрусские мастера воспроизводят формы аттических сосудов, как например, уже знакомый нам кратер с ручками колонками. Но в этрусском варианте ручки очень тонкие, длинные, сильно вытянутые, шейка сосуда также непропорционально развита, она покрыта небрежно исполненной сеткой, а на тулове изображён юноша, летящий на птице.

В отличие от аттических мастеров, этрусские предпочитают перьевому рисунку рисунок кистью широким мазком, краска и расжиженный лак кладутся крупными пятнами. В этих росписях очень часто нарушаются пропорции фигур, но все эти ошибки, как правило, искупаются необычайной экспрессией и выразительностью самих композиций.

Подобные краснофигурные росписи существуют в этрусской вазописи до конца IV века, а затем их сменяет производство небольших сосудиков, где роспись выполнена белой краской по чёрному лаку. Такие сосуды существуют ещё до начала II века до н.э., но на этом история этрусской расписной керамики заканчивается.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.