Здавалка
Главная | Обратная связь

ОТКРЫТИЕ ЦЕРКВЕЙ ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ



Теперь сделаем небольшой обзор жизни Церкви по архивным документам областей, возвращавшихся из-под оккупации под советскую власть. В Белоруссии первым главой Церкви становится бывший обновленец, архиепископ Василий (Ратмиров), тип до того нравственно опустившийся, что спасенный им из тюрьмы и рукоположенный Виталий Боровой, один из архитекторов послевоенной внешней политики Московского Патриархата, долго сомневался в благодатности своего священства.

Вот образец деятельности этого иерарха. 19 января 1945 года он пишет председателю Совета Министров Белоруссии Пономаренко донос на неофициально существовавшие свечные мастерские при отдельных приходах, открытые под немецкой оккупацией и успешно конкурирующие с открытым им епархиальным свечным заводом. Его обращения к партийно-правительственному начальству были полны подобострастья и лести.

Слава Богу, Василий недолго задержался не только в качестве главы Церкви Белоруссии, но и вообще в рядах епископата. Уже в 1947 г. главой Белорусской митрополии стал весьма достойный архиепископ Питирим.

Интересны некоторые детали относительно материального снабжения епископата в эти голодные годы. Напомню, что во время встречи со Сталиным в 1943 г. митрополиты отказались от финансовых дотаций, предлагавшихся Сталиным, но согласились на кремлевский паек по ценам особых распределителей. Из документов видно, что особые пайки полагались и епархиальным архиереям.

Сколь лояльно-преданной ни была официальная политика Церкви, господствующие настроения и симпатии духовенства видны, например, из повторных жалоб в 1947 г. уполномоченному Совета по делам РПЦ кобринского благочинного протоиерея Константина Раину на то, что он был лишен настоятельства в 1945 г. по интригам местного духовенства, и, несмотря на патриаршее назначение, Пинский архиепископ Даниил отказывается принять в клир кафедрального собора якобы за то, что войну он провел в качестве красного партизана.

"Я как партизан противен архиепископу", пишет Раина Патриарху и напоминает, что в августе 1942 г. архиепископ Даниил подписал коллективное послание белорусского епископата Гитлеру. Очевидно, имеется в виду тогдашний белорусский церковный Собор, когда под давлением немцев и белорусских националистов, была провозглашена автокефалия Белорусской Православной Церкви, но с ловкой оговоркой, что автокефалия вступит в силу только после признания ее всеми Поместными Патриархами. В результате она оказалась мертвой буквой.

Реальное подчинение священников советской иерархии проходило не всюду гладко. Этому процессу не способствовало явление упомянутого выше архиепископа Василия. Так, протокол собрания благочинных Гомельской епархии в 1945 г. сообщает о наличии в епархии восьми священников, не признающих Московскую Патриархию, а также многих монахинь, которые совершают требоисполнения. Речь явно идет о катакомбниках крайнего направления, считающих себя чуть ли не святыми, а остальных священников, не имеющими благодати. И собрание постановило "просить уполномоченного СДРПЦ... принять меры к прекращению деятельности вышеупомянутых лиц, как вносящих раздор и смуту в церковную жизнь области, мешающих правильному функционированию приходской жизни". Иными словами, священники просят государственных репрессий против своих собратий! Тот же вышеупомянутый священник-партизан Раина в рапорте архиепископу Василию в марте 1946 г. говорит уже об 11 таких священниках в Гомельской области, курсирующих из села в село. Раине удалось четырех из них уговорить присоединиться к патриархии.

Один из катакомбников был связан с епископом Дмитрием Гдовским, начавшим первый раскол против декларации митрополита Сергия 1927 г., который получил название "Иосифлянского" по имени митрополита Иосифа (Петровых), присоединившегося к этому расколу и возглавившему его. Два других катакомбника из этой группы были рукоположены тоже под немецкой оккупацией епископом Черниговским Панкратием, который исчез сразу после возвращения советской власти. По одним слухам, он был арестован, по другим - умер. Еще об одном упорствующем катакомбном священнике сообщается, что он арестован. Документы умалчивают о судьбе остальных трех или четырех священников.

Итак, в Белоруссии обнаруживается катакомбное духовенство, не признающее Московскую Патриархию, но в отличие от Украины там нет в те годы каких-либо следов автокефалистов.

Что касается Украины, то на территории, вновь занятой Советской армией, к июлю 1944 года обнаружено 94 автокефальных прихода, из них 14 в Днепропетровской области во главе со своим епархиальным управлением обратилось к Хрущеву с ходатайством о легализации с правом богослужения на украинском языке. Им ответили, что Московская Патриархия не запрещает служить по-украински. В сентябре "руководящую тройку" Днепропетровского автокефалистского епархиального управления НКГБ арестовало по обвинению в коллаборационизме с немцами.

Что касается некоторой активизации катакомбников в середине 40-х гг., то она характерна не только для территорий, бывших под оккупацией. Так, например, по сообщениям уполномоченного, среди верующих многие симпатизируют иосифлянскому расколу. Просоветские проповеди назначенного патриархией священника Ильина в Угличе верующие перебивают криками: "Довольно, нам надоело все это слушать!"

В западных областях Белоруссии миряне пытались возродить приходскую жизнь, воссоздавать или возобновлять приходские братства для защиты православия от католичества, где такие братства имеют пятисотлетнюю традицию. Епископ пошел навстречу и послал ходатайство уполномоченному, но, поскольку не было ни одного случая легально действующих церковных братств в послевоенном СССР, ясно, что дальнейшего хода такие прошения не получили.

 

ЗАКРЫТИЕ ХРАМОВ

Уже в 1945 г. делаются первые попытки властей прижать Церковь. Первые конкретные известия о закрытии храмов в Белоруссии появляются в 1947 г. Одновременно начинается и травля отдельных священников в советской печати, особенно находившихся под немецкой оккупацией. Архиепископ Питирим защищает своих священников, оболганных в печати, посылает протесты, но они в советскую печать не попадают. Храмы, и не только православные, отбираются в основном под предлогом их возвращения довоенным владельцам - колхозам, совхозам, различным клубам, а то и под склады и мастерские. Полянский, председатель Совета по делам религиозных культов, напрасно пытается это оспаривать, утверждая, что по законам 1929 г. храмы являются государственной собственностью и могут лишь сдаваться в аренду тем или иным организациям, а не в собственность, и поэтому продажа храмов колхозам и прочим учреждениям до войны была незаконна, и на этом основании довоенные гражданские пользователи храмов не могут считаться их владельцами.

Что касается потенциала религиозного возрождения России, то его можно вывести из примеров трех областей, пребывавших относительно продолжительное время под оккупацией: Псковской и части Новгородской на северо-западе, где за время оккупации число открытых храмов выросло с 3 до 200, и Курской, где к приходу немцев было всего 2 или, по некоторым источникам, 4 открытых храма, а к 44-му - 282.

202 храма (из коих 6 обновленческих) действовало в 1944 г. в Ростовской области, но тут неясно, сколько было открыто под оккупацией, а сколько действовало до 1942 г. или было открыто после возвращения советской власти. А вот в Тамбовской области, не попадавшей под оккупацию, в 1944 г. было всего 3 открытых храма на всю область, закрытых - 331.

Уполномоченный уже в 1944 г. рекомендует закрыть 40 храмов в Краснодарском крае, хотя верующие ходатайствуют об открытии еще 55 храмов, из этих ходатайств удовлетворено только 6, а 2 направлены в Совет с одобрением местных властей. Уполномоченный спрашивает у Совета разрешения закрывать храмы в районах, где их три или больше и, наоборот, открыть по одному храму в тех 13 районах области, где нет ни одного действующего. Вообще изучение архивов показывает, что даже в самые лучшие для Церкви годы, а именно 1943-1948 гг., удовлетворялись лишь 10% ходатайств верующих об открытии храмов, и то процесс от подачи ходатайства до его исполнения занимал нередко до трех лет.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.