Здавалка
Главная | Обратная связь

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ МАССОВЫХ ГОНЕНИЙ



Участились сообщения о безобразных издевательствах местных партийных и советских чиновников над верующими и духовенством, вплоть до рукоприкладства. Например, в одном из сел Сумской обл., воспользовавшись отъездом местного священника на другой приход, власти заставили нескольких членов "двадцатки" подписать заявление о выходе из нее, угрожая в противном случае преследованиями. Одни из таких невольных подписантов через год, в 1951 г., сообщил об этом в СДРПЦ, прося заступничества и возобновления служб в храме. Расследование, проведенное Советом, подтвердило акт насилия со стороны местных властей и наличие вновь организованной "двадцатки". Однако Агитпроп Украины произвел собственное "расследование" с противоположным выводом. Так, несмотря на протесты Карпова, церковь открыта не была. В другом случае в Измаильской области местное районное коммунистическое начальство произвольно закрыло храм и подвергло местного священника и группу верующих женщин площадной брани и избиению, требуя со священника дополнительного "налога" - явно себе в карман. Это дело было настолько вопиющим, что вмешательство Карпова все же вернуло верующим храм, хотя наказания коммунистам были минимальны: один был снят с поста и получил партийное взыскание, а другой "за вмешательство в работу церкви заслуживает исключения из КПСС, но, принимая во внимание то, что он является хорошим работником... бюро райкома ограничилось партвзысканием".

Возобновление массовых гонений на религию при Хрущеве возникло не на голом месте. Все шло к тому уже с 1948 г. Некоторая передышка между концом 1954 и 1957 гг. была вызвана борьбой за власть в верхах и отсутствием еще абсолютного хозяина в Кремле после смерти Сталина и до дела так называемой антипартийной группировки в 1957 г., после чего полным хозяином стал Хрущев. Он сразу же возобновил приготовления к антирелигиозному шквалу, обещанному еще партийно-правительственным постановлением 7 июля 1954 г. "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения".

Но за зловещим хрущевским постановлением от 7 июля последовало постановление от 10 ноября того же года "Об ошибках в проведении научно-атеистический пропаганды среди населения", которое фактически аннулировало предыдущее постановление. Карпов ссылается только на ноябрьское постановление, указывая, что оно игнорируется местными властями, т.е. фактически местными обкомами партии с 1948 по 1954 г., не разрешившими открыть ни одного храма, и только в 55-м году было официально открыто 4 храма на всю страну. Постановление 1 декабря 1944 г., предоставившее право Совету ДРПЦ открывать храмы в ответ на ходатайства многочисленной группы верующих и при отсутствии поблизости действующего храма, не выполнялось, по словам Карпова, уже 8 лет. Неофициально же во многих местах самочинно открываются и действуют православные общины и приходы. Карпов указал на нездоровость такого положения, рост обид верующих на власти и призвал ЦК допустить открытие теперь уже от 40 до 50 церквей в год по РСФСР, что будет соответствовать удовлетворению от 8 до 10% ходатайств. Это даст верующим минимальную отдушину хотя бы в РСФСР, где вопрос стоит особенно остро ввиду того, что на всей территории России находится лишь 21% из официально зарегистрированных православных общин: 2923 действующих храма против 8540 на Украине, например. И тут, в 1956 году, он приводит общее количество действующих православных храмов в СССР. Их было 13 417, т.е. на две тысячи больше, чем указанная им же цифра на 1951 г.! Откуда же взялись эти 2 тыс., если за 1955 г. было открыто, как указывает Карпов, только 4 храма, а в ответ на ходатайство Карпова от 1956 г. об открытии 40-50 храмов в год Агитпроп ответил отказом. Неужели такое количество церквей было открыто стихийно между 51-м и 56-м гг.? Может быть, цифра 11,5 тыс. была Карповым высосана из пальца, чтобы удовлетворить Сталина? Именно 13,5 тыс. постоянно упоминается в архивных документах как отправная точка перед началом в 1959 г. хрущевской кампании массового закрытия церквей.

В заключение следует отдать должное Карпову. Он старался использовать "междуцарствие" 1954-1956 гг. и официальный лозунг о восстановлении "ленинской законности" в пользу укрепления правового положения Церкви. В отличие от Хрущева, который разворачивал свое антирелигиозное наступление под тем же флагом восстановления ленинской законности, обвиняя Сталина в игнорировании этой законности и в отношении религии.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.