Здавалка
Главная | Обратная связь

Эмоционально-волевая сфера человека и ее развитие в онтогенезе.



Эмоции – особый класс субъективных психологич-х состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отн-е человека к миру и людям, процесс и рез-ты его практической деят-ти. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Эмоции имеют врожденный характер: радость, гнев, печаль и т.д. Они у всех есть с рождения. Врожденными яв-ся не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них приобретаются прижизненно в рез-те обучения и воспитания. В первую очередь это жесты. Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия – оказания опред-го влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально – выразительных движений. Не поддаваться эмоциям и контролировать их, человеку помогает воля.Волевые качества охватывают несколько спец-х личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Одним из существенных признаков волевого акта заключ-ся в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психич-х процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. В младенчестве проявление эмоций заключается в комплексе оживления. На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов, его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2-3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Это и наз-ся комплексом оживления. Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это – замирание, сосредоточение, улыбка, причем все ни вначале возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. На заключительном этапе его разв-я комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со взрослым. К трем - четырехмесячному возрасту дети своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент рядом с ним находиться родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха достигает примерно к 14 – 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. Первое проявление воли связано с кризисом одного года. В этот период у ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим, которые особенно выявляются, когда ребенку в чем – то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.). Ранний возраст: Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не мо­жет их контролировать и сдерживать; ограничивают их только на­казания и поощрения взрослых. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может — он не в состоянии принять реше­ние. Развитие эмоционально - потребностной сферы зависит от харак­тера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В соответствии с новым уровнем сознания общение со взрослыми изменяется – начинает формироваться ситуативно–деловое, а к трем годам – внеситуативно-познавательное, что означает протекание общения на фоне практического взаим-я ребенка и взрослого и связь коммуникативной деят-ти с таким взаимодействием. На втором году жиз­ни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство. К третьему году он уже спокойно играет рядом с др.ребенком. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда ис­ходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает др. ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоц-й ме­ханизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совмест­ной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Для раннего возраста характерны яркие эмоц-е реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце это­го периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аф­фективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребе­нок. Он пытается что-то сделать самостоят-но, но у него ничего не получается. В такой ситуации вполне вероятна эмоц-я вспышка. Причиной гнева или плача могут быть, помимо «неподдающихся» вещей, и отсутствие внимания к нему со стороны близких взрослых, занятых своими делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается их вниманием завладеть; ревность к брату или сестре и т.п. Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы соц-х отношений, кризис выделения своего «Я», по Эльконину. Симптомы кризиса трех лет описал Выготский и назвал кризисом отношений. Он описывает 7 харак-к кризиса трех лет. Первая из них – негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали. То, что ребенок в три года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии. Вторая харак-ка кризиса трех лет – упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались. К трем годам появляются личные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта – «Я сам» - центральное новообразование этого периода возникает эмоц-я завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с др. людьми. Появляются поступки с проявлением «Я» ребенка. Дошкольный возраст:характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Это новый относительно стабильный эмоц-й фон определяет динамика представлений ребенка. Действия ребенка строятся на основе представлений о предмете, о желательном рез-те, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать рез-ты действий ребенка. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появ­ляется эмоц-й образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деят-ти. Появляются и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Кризис семи лет – это период рождения соц-го «Я» ребенка. Он связан с появлением нового системного новообразования – «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отн-е к учебной деят-ти, оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Происходит смена осн-х переживаний: открывается сам факт переживаний, возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, переживания приобретают смысл.Младший школьный возраст: ведущей для ребенка становится учебная деят-ть, но и др. виды деятельности, в которые включен ребенок данного возраста, - игра, общение и труд влияют на его личностное развитие. Закрепляется волевой мотив достижения и становится устойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь к концу младшего школьного возраста, примерно к 3 – 4 классам. Особенностью детей этого возраста яв-ся безграничное доверие к взрослым. Это напрямую касается важного личностного новообразования – самооценки. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются адекватные, завышенные и заниженные самооценки. Вторым важным моментом яв-ся сознательная постановка многими детьми цели. Сознательный контроль ребенком собственных действий достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, поставленной цели. Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, по­скольку здесь складываются основы нравственности, формиру­ются социальные установки, отношения к себе, к людям, к об­ществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Глав­ные мотивационные линии этого возрастного периода, связан­ные с активным стремлением к личностному самосовершенст­вованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более высокий уровень самосознания. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.