Здавалка
Главная | Обратная связь

Мотивационная сфера человека и ее развитие в онтогенезе. Мотивы учения, их виды и динамика развития.



Мотив - это побуждения к деят-ти, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутр-х условий, вызывающих активность субъекта. Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, поведенческих паттернов, интересов. Единицей анализа мотивационной сферы служит понятие потребности. Потребность - это исходная форма активности живых существ, осн-я движущая сила их развития. Еще одним аспектом мотивационной сферы яв-ся понятие мотива. Мотив определяется как предмет потребности. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. Осознанные мотивы - это цели, к которым человек стремится. Неосознаваемые мотивы - это реальные движущие силы поведения человека. Развитие мотивационной сферы в онтогенезе. Исходным моментом для развития мотивационной сферы выступает так называемая «соц-я ситуация развития ребенка» (Выготский) – уникальная, характерная только для данного возраста система отношений между ребенком и средой. Мотивы – новообразования дошкольного периода (3-7 лет). Начинают совершаться осознанные поступки. Появляются игровые мотивы, мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, мотивы самоутверждения, соревновательные мотивы, формируются нравственные мотивы. В младшем школьном возрасте мотивы делятся на знаемые и понимаемые. Мотивы могут вступать в противоречие с событиями. Мотивы учения, их виды и динамика развития. Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения. Различают две группы мотивов: 1)познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; 2)соц-е мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с др. людьми. Познавательные мотивы можно разбить на подгруппы: 1)широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.; 2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда; 3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Подгруппы соц-х мотивов: 1)широкие соц-е мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания соц-й необходимости, долженствования. 2)узкие соц-е, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять опред-ю позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. 3)соц-е мотивы, называемые мотивами соц-го сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с др. людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив яв-ся важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. Можно выделить две группы психологических харак-к этих мотивов. Первая группа мотивационных харак-к — их наз-т содержательными — прямо связана (как это следует из названия) с содержанием осуществляемой школьником учебной деят-ти. Вторая группа харак-к — их условно наз-т динамическими — характеризует не столько содержание, сколько форму, динамику выражения этих мотивов. Каждый из названных выше познавательных и соц-х мотивов имеет и содержательные и динамические харак-ки. Содержательными характеристиками мотивов яв-ся: I)наличие личностного смысла учения для ученика. 2)наличие действенности мотива, т. е. его реального влияния на ход учебной деят-ти и всего поведения ребенка. Ибо если мотив имеет личностную значимость для школьника, то он, яв-ся и действенным. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зрелости и развернутости всех компонентов учебной деят-ти. 3)место мотива в общей структуре мотивации. Каждый мотив может быть ведущим, доминирующим или второстепенным, подчиненным.; 4)самостоятельность возникновения и проявления мотива. Он может возникать как внутренний в ходе самостоятельной учебной работы или только в ситуации помощи взрослого, т. е. как внешний.5)уровень осознания мотива. Не всегда школьники умеют осознавать свои мотивы. Но иногда школьники, особенно подросткового возраста, не только хорошо осознают, но и сознательно маскируют свои мотивы, или прикрываясь безразличием к учебной работе, или выдавая вымышленные мотивы за подлинные. 6)степень распространения мотива на разные типы деят-ти, виды учебных предметов, формы учебных заданий. Если есть различия в содержании мотивов, то существуют и особенности их форм. Они образуют динамические харак-ки мотивов. 1.Первой и важнейшей особенностью является устойчивость мотивов. Это выражается в том, что тот или иной мотив актуализируется достаточно постоянно во всех учебных ситуациях или в большинстве из них. 2.Эмоц-я окраска, модальность. Психологи говорят об отриц-й и положительной мотивации учения. Под отриц-й мотивацией подразумеваются побуждения школьника, вызванные осознанием опред-х неудобств и неприятностей, которые могут возникать, если он не будет учиться (плохие отметки, наказания родителей, неприятные переживания, вызванные упреками окружающих). Положит-я мотивация связана с выполнением школьником соц-но значимой обязанности учиться, с достижением успехов в учебном труде, с овладением новыми знаниями и способами их добывания, с поддержанием хороших отношений с окружающими. 3. Др.формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т. д.) Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может

11.Индивидуально-типологические особенности человека и их влияние на особенности выполнения различных видов деят-ти (игровой, пед-й, спортивной и пр.).Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологич-х черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от др. людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деят-ти и т.д.Биологическое и соц-е в структуре личности. . Структуру личности составляют характер, темперамент и способности. Понятие о характере. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деят-ти и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.. Выделяются важнейшие типы акцентуации характера:Интровертный тип характера, для которого свойственна замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя; экстровертный тип – эмоц-я взвинченность, жажда общения и деят-ти, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность; неуправляемый тип – импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность. Типы темперамента: холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический. К холерикам относят энергичных, вспыльчивых, «страстных» людей. Меланхоликами назывались робкие, нерешительные, грустные; флегматиками – медлительные, спокойные, холодные. К сангвиникам причисляли горячих, подвижных, веселых, живых людей. Понятие о способностях. Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения Знаний Умений Навыков, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Способности обнаруживаются не в ЗУН, как таковых, а в динамике их приобретения,. В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деят-ти (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения. Для худ-го типа свойственна яркость образов, возникающих в рез-те непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Для мыслительного типа – преобладание абстракций, логических построений, теоретизирования. Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деят-ть. Так же есть такое понятие как одаренность, она вовсе не тождественна таланту, она выступает как предпосылка к возникновению таланта. Особенности личности: 1.Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе; 2.Готовность к труду перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться; 3.Связанна с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Также, кроме таланта и одаренности существует такое понятие как мастерство. Мастерство раскрывается не только в сумме соответствующих готовых умений и навыков, но и в психической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи. Индивидуальные особенности личности, такие как интерес, направленность личности, мотивы, професс-я пригодность и др. влияют на выполнение разных видов деят-и.

12.Соотношение понятий: изменение, развитие, созревание, формирование, становление. Виды развития человека: физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное. Основные закономерности и линии психического развития.Развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом. Он заключается в изменениях, носящих закономерный, последовательный, прогрессивный характер, как движение от низших к высшим уровням жизнедеятельности, ее структурное и функциональное совершенствование. Онтогенез происходит в разных направлениях, а именно: 1)как становление организма — морфофизиологический онтогенез; 2)развитие человека как сознательного общественного существа — онтогенез психики; 3)развитие личности — социальный онтогенез. Развитие психики ребенка хотя и обусловлен соц-ми условиями его жизни, но опирается на созревание организма. Созревание— проявление онтогенеза, определенный генотипом, заключающийся в последовательном становлении всех систем организма. Созревания обеспечивает необходимые для психического развития ребенка свойства его организма (особенности нервной системы, прямохождение, органы речи), но не определяет содержания и состава психического развития, которые обусловлены усвоением человеческого опыта. Понятие «формирование»психических качеств подрастающей личности акцентирует социальную обусловленность психического развития ребенка в условиях общества. Понятие «становление» подчеркивает процесс приобретения новых признаков и форм психики в процессе развития ребенка. Можно говорить, например, о становлении характера ребенка, его мышление и т.д., Виды развития человека: физическое, физиологическое, психическое, соц-е, духовное.Физическое развитие – изменение антропометрических показателей человека (рост, вес, пропорции тела).Физиологическое развитие – изменение функций организма (в системах жизнеобеспечения и продолжения рода человека). Психическое развитие – изменения познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер, структуры самосознания. Соц-е развитие – включение в систему социальных отношений: общ-х, идеологических, экономических, производственных, правовых и т.д. Дух-е развитие – осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности, стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Основные линии психического развития.Обучение играет важную роль в психическом развитии человека. Психологи по-разному определяют содержание развития. По мнению Петровского развитие человека в ходе обучения может заключаться в развитии знаний и способов деятельности, развитии психологических механизмов применения усвоенных способов и развитии личности, куда включена деятельность. Общими характеристиками развития, по Анциферовой, являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения. Хотя развитие охватывает всю личность ребенка в целом, в этом процессе могут быть выделены некоторые основные линии. Так считается, что психическое развитие ребенка, как и целостное развитие человека, осуществляется одновременно по линиям: познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания); личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.); психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов, освоение способов и средств деятельности) Осн-е закономерности психического развития.Выготский установил 4 закономерности: 1.Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяется на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи и т.д.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст как стадия развития и представляет собой такой цикл, со своим особым темпом и содержанием. 2.Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. На каждом возрастном этапе поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена. Восприятие – пример. По мере продвижения от одного возраста к другому возрастает сложность межфункциональных связей. Переход от одной системы к другой совершается иначе и сложнее, чем переход от недифференцированного, лишенного всякой системы сознания к первичной системе. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую становится основным путем развития психических функций. 3.«Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. 4.Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции.То,что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.

Понятия «психика», «рост», «развитие». Развитие психики. Основные закономерности психического развития. Основные концепции психического развития – биогенетическая и социогенетическая концепция, теории конвергенции.

Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род.. Осуществив заложенное биологической природой, животное существо должно обеспечить плодоносность своего потомства и... умереть. Этот же смысл жизни вложен биологической природой и в жизнь человека. Человек, родившись, должен получить от своих предков всё необходимое для своего существования, роста, возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка. Счастье родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить детей. А если они детей иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Они не испытают естественного счастья от оплодотворения, рождения, воспитания, общения с детьми, не испытают счастья от счастья детей. Воспитав и пустив в свет детей, родители со временем должны ... освободить место для других. Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это естественный конец биологического существования любого биологического индивида. Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения смысла его жизни. Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек в отрыве от коллектива себе подобных не может ни поддерживать свое существования, ни тем более завершить биологический цикл своего развития и воспроизвести потомство. А человеческий коллектив - это общество со всеми присущими только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование человека и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo Sapiens. Понятие о предпосылках и условиях психического развития. Исходным для понимания природы психического развития является соотношение в ребенке природного и социального, врожденного и приобретенного. От рождения ребенок получает организм с его анатомо-физиологической структурой, включающей морфологические и физиологические свойства и закономерности их созревания, пол, нервную систему, врожденные индивидуальные признаки (конституция, цвет кожи, волос, глаз, группа крови, тип ВНД и т.п.). У новорожденного активность почти целиком состоит из врожденных форм поведения — безусловных рефлексов. Ребенок, в отличие от животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом прижизненного их развития в процессе взаимодействия с социальной средой. Таким образом, для целостного процесса психического развития природная основа, обусловленная генотипом, выступает предпосылкой, своеобразным фундаментом, опираясь на который возникают психические новообразования при определяющем влиянии социальной среды. Условия психического развития разделяют на внешние и внутренние. Внешние- факторы природного и общественной среды, действующих на психическое развитие ребенка через внутренние условия. Социальная среда является источником психического развития. В нем выделяют три компонента: 1) макросреда: общество, его социально-экономическая и политическая система; 2) Стратегическое — национально-культурные и социально-демографические особенности места проживания ребенка; 3) микросреду — непосредственное окружение, близкие взрослые, семья. Внутренние условия психического развития ребенка — это его психические особенности (развитие сознания, опыт, образование, мотивация). Внешние и внутренние условия развития личности тесно взаимосвязаны, их взаим-е имеет качественные отличия на каждом возрастном этапе. Биогенетические и социогенетические концепции. Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психич-е свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его жизненную судьбу. Американский психолог Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в рез-те чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества. Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции. Русский физиолог Павлов доказал, что существуют приобретенные формы поведения, в основе которых лежат условные рефлексы. Это породило точку зрения о том, что развитие человека сводится к проявлению инстинкта и дрессуре. Немецкий психолог Келер, проводя опыты на человекоподобных обезьянах, открыл у них наличие интеллекта. Этот факт лег в основу теории, согласно которой психика в своем развитии проходит три этапа: 1) инстинкт; 2) дрессура; 3) интеллект. Диаметрально противоположного подхода к развитию психики ребенка придерживаются сторонники социогенетической концепции. Они считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие – лишь продукт внешнего воздействия.

14. Понятие возраста как единицы анализа психики. Основные критерии возрастных периодизаций психического развития (Фрейд, Эриксон, Ж. Пиаже, Выготский, Эльконин).Выготский считает, что существенной особенностью развития являются качественные изменения (возрастные новообразования). Для каждого возраста характерно свое новообразование. Следовательно, единица анализа психического развития (по Выготскому) - психологический возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.Структура возраста. Центральное новообразование. Вокруг него группируются частичные новообразования и процессы развития, связанные с предыдущими новообразованиями. Центральные линии развития – процессы развития, связанные с центральным новообразованием. Побочные линии развития – остальные изменения, происходящие в данном возрасте. При переходе от одного возраста к другому меняются местами центральные и побочные линии развития. Речевое развитие выступает в качестве побочной линии развития в младенчестве и становится центральной линией развития в раннем детстве. Затем оно снова становится побочной линией развития. Структура возраста включает также соц-ю ситуацию развития – отношения между ребенком и окружающей его социальной средой. Динамика возраста –формирование структуры возраста. Структура возраста формируется на протяжении всего возрастного периода. Поэтому новообразования относятся не к началу, а к концу возраста. Динамику возраста (формирование структуры возраста) провоцирует социальная ситуация развития: она определяет тот путь, следуя которому, ребенок приобретает новообразования. С возникновением новообразования изменяется вся личность ребенка. Изменения в личности ребенка приводят в свою очередь к необходимости изменения социальной ситуации развития. Изменение социальной ситуации развития составляет основное содержание критического возраста. Основные критерии возрастных периодизаций психического развития. Цель любой периодизации — обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Фрейд описывает следующие стадии развития личности: 1)оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны — в области рта; формы поведения — захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание; 2)анальная фаза (2—3-й годы жизни): эрогенные зоны — в области заднего прохода; формы поведения — интерес к функциям отправления; 3)фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны — в области первичных половых органов; формы поведения — исследование своих гениталий; 4)латентная фаза (с 5—6 лет до 11—12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфических форм поведения нет; 5)генитальная фаза (фаза половозрел ости): во главе с гениталиями активизируются все эрогенные зоны и формы поведения. периодизация Ж. Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта он считает фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывает: 1)предоперациональную стадию мышления (сенсомоторный интеллект) с его рефлексами и приспособительными реакциями; 2)стадиюпредпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами); 3)стадию конкретных операций и 4)стадию формальных операций.. По мнению Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1)кризис новорожденности, 2)стабильный период младенчества, 3)кризис первого года жизни, 4)стабильное раннее детство, 5)кризис трех лет, 6)стабильный дошкольный возраст, 7)кризис семи лет, 8)стабильный младший школьный период, 9)пубертатный кризис, 10)стабильный подростковый возраст, 11)кризис 17 лет и т.д. В периодизации Эриксона выделяется 8 фаз развития: 1)первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению; 2)вторая фаза (раннее детство: 2—3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением; 3)третья фаза (дошкольный возраст: 4-5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины; 4)четвертая фаза (школьный возраст: с 6 до 11—12 лет, т.е. до половозре-лости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или мало-ценности; 5)пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности; 6)шестая фаза (молодость: 20—30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией; 7)седьмая фаза (зрелость: 30-40 лет) характеризуется творческим началом, интегратив-ностью или застоем; 8)восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость), от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием. Периоды и стадии детского развития по Эльконину: Этап раннего детства состоит из двух стадий — младенчества, открывающегося кризисом новорожденное, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности, и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы. Этап детства открывается кризисом 3 лет, знаменующим начало дошкольного возраста (с освоением мотивационно-потребностной сферы). Второй стадией является открывающийся кризисом 6—7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера. Этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-потребностная сфера), началом которого яв-ся кризис 11—12 лет, и стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет. По Эльконину, кризисы 3 и 11 лет — это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеч-х отношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет — кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

15.Понятия «кризисный период в развитии», «новообразование». Основные кризисы жизненного пути и их противоречия. Основные новообразования в разные периоды онтогенеза.Термин «кризисы возрастные» был введен Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Осн-е кризисы жизненного пути и их противоречия. Критическая жизненная ситуация – это эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, которые в восприятии человека представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую своего решения или преодоления. К кризисам жизни можно отнести стресс, конфликт, кризис. Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях. В качестве стрессоров могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и т. д. Конфликт – это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление. Конфликты бывают межличностные, межгрупповые, внутриличностные (внутри себя). Осн-е новообразования в разные периоды онтогенеза. Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям. Самое важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления. Комплекс оживления - это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. Комплекс оживления – осн-е новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития - стадии младенчества. Второе основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер.. Все осн-е новообразования связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. развиваются психические процессы - восприятие, память, мышление, речь. сюжетно-отобразительная игра. Эльконин выделял следующие основные психологические новообразования в развитии ребенка к концу дошкольного возраста: 1.Возникновение первого схематичного образа цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. 2.Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо". 3.Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип "данного слова"). 4.Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. 5.Возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. В общении со сверстниками формируется основное новообразование подросткового возраста - самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. Самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода - самоопределение. Самоопределение – центральное новообразование раннего юношеского возраста. Главный признак этого явления – потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.