Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности и структура коммуникативного акта во взаимодействии. Вербальное и невербальное средства коммуникации. Коммуникативно-речевые психические образования. Развития речи.



Коммуникативный акт – это фрагмент, сегмент коммуникации, то есть «обмена информацией между людьми с помощью общей системы символов, языковых знаков, в частности». Это наиболее общее определение коммуникативного акта, с которым можно встретиться во многих работах, посвященных прагматической лингвистике. Проследим, как более подробно трактуют сущность коммуникативного акта исследователи.

Взаимодействия - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождение их взаимного обусловливания и их связь. Содержание взаимодействия определятся вокруг чего и по поводу чего разворачивается это взаимодействие.

Структура коммуникативного акта, по Е.В. Клюеву, - это структура обмена речевыми актами: «Набор компонентов коммуникативного акта в настоящее время достаточно четко определен. Это адресант, адресат, контакт, референты, код. Отношения между ними традиционно представляют следующим образом: адресант–контакт–референт–код–адресат, структура коммуникативного акта описывается так: адресант вступает с адресатом в контакт по поводу определенного референта, используя определенный код»

Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.
Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Любой другой способ взаимодействия может быть выражен средствами языка. Впрочем, как уже говорилось, средствами языка может быть выражено все. А коммуникативная функция, как уже упоминалось в предыдущих главах, является одной из важнейших функций языка.

К числу вербальных средств относится как устная, так и письменная разновидности языка.
Естественно, в коммуникации, осуществляемой вербальными средствами, передается громаднейший объем информации. Иначе говоря, больше всего люди общаются на своем естественном языке. Немудрено - для того он и предназначен. Именно вербальным коммуникациям в сфере инновационного менеджмента, а также языку как основному их средству, как раз и посвящена эта книга.
Однако современному менеджеру необходимо владеть базовыми знаниями и о невербальных средствах коммуникациями. Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным.

Функции коммуникативно-речевых психических образований:

- освоение и передача индивидуального и общественно-исторического опыта. Посредством языка и речи информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

- осуществление понятийно- смысловой и эмоциональной связи людей.

- привлечение группового потенциала для решения актульных для жизнедеятельности задач.

- активизация адаптивных возможностей человека.

- управление сознанием и деятельностью людей

Язык - это сложная система кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которая несёт функции и передачи информации и введения её в различные системы связей и отношений.

Основным компонентом языка выступает слово. Слово - разновидность знака, то есть предмета или явления, служащего представителем другого предмета, явления или процесса. Главная его функция - обозначающая роль. Слово обозначает предмет, действие, качество или отношение.

Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, речь - это язык действий.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.