ЧТО ДАЕТ УЧАСТИЕ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ?
√ Участие в ярких проектах и масштабных акциях
√ Бесплатное обучение на курсах «Управление социальными проектами» и «Основы лидерства. Курс личностного развития молодежи» с получением сертификата
√ Участие в выездных лагерях волонтерского актива
√ Участие в конкурсе молодежных инновационных проектов с выделением грантов на их реализацию
√ Новые друзья и знакомства
√ Новые знания и жизненный опыт
√ Положительные эмоции
ГДЕ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ?
Ты можешь выбрать одно или несколько направлений деятельности:
√ Социальное наставничество
√ Помощь пожилым людям в освоении компьютерной грамотности
√ Работа в молодежных юридических и психологических службах
√ Помощь в реставрационных работах
√ Экскурсионная деятельность
| √ Экологическая защита
√ Спортивная, туристическая и военная подготовка
√ Организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников
√ Работа в службах милосердия в больницах
√ Организация досуга детей, подростков, молодежи
|
Добровольческая (волонтёрская) деятельность — это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное и безвозмездное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).
Волонтёрство — один из лучших способов проявить себя и реализовать свой потенциал. Делая добрые, социально-полезные дела, ты обучаешься различным трудовым навыкам, участвуешь в реальных проектах, получаешь знания и профессиональный опыт.
Волонтеры не получают материальное вознаграждение за свою работу.
Во всем мире волонтерскую работу считают неотъемлемой частью жизни любого гражданина. Если Вы в силах – Вы помогаете обществу. Участвуя в волонтерских проектах, Вы делаете мир вокруг, пусть немного, но лучше. Даря добро, Вы и сами становитесь лучше.
Волонтерская деятельность предоставляет возможность для совершенствования знания иностранных языков. Многие проекты и мероприятия международного уровня, в которых участвуют волонтеры, проходят при участии гостей из других стран. Общение происходит на английском языке. Постепенно Вы преодолеваете языковой барьер. Волонтерство – лучший способ овладеть иностранным языком в совершенстве.
Для тех, кто любит спорт и болеет за наших спортсменов, это уникальная возможность посмотреть на спортивный мир изнутри, узнать и увидеть то, что никогда не сможешь сделать в качестве болельщика. Вы знакомитесь, общаетесь со спортсменами, которые впоследствии становятся чемпионами и известными на весь мир. Ваша помощь является важной составляющей их побед и успеха.
Волонтерами становятся люди разных возрастов, разных национальностей, разных занятий и увлечений. Но все они – яркие, талантливые личности с неутомимой энергией. Участвуя в волонтерских проектах, Вы заводите сотни новых знакомств, которые могут перерасти в крепкую дружбу. Это могут быть люди из других городов, стран, с других континентов. Это возможность познакомиться с людьми из другого круга. Возможность посмотреть на мир другими глазами.
Волонтерская деятельность повышает социальную мобильность человека. Когда Вы, к примеру, учитесь в вузе и занимаетесь волонтерством, то после окончания учебного заведения Вам проще устроиться на работу и определиться с выбором профессии, специальности, а по большому счету, с выбором жизненного пути. Ведь когда Вы умеете общаться с людьми, организовывать их, можете решать возникающие проблемы, то это формирует в Вас чувство ответственности и самостоятельности, а значит, умение применить свои знания на практике.
Если вопрос «Как стать волонтером?» появился, значит есть желание сделать что-то доброе! И это самое главное. Желание — и есть ниточка за которую надо держаться, чтобы клубочек привел к результату.
2. Прежде всего, необходимо узнать кто такой «волонтер». Это тот, кто действует по свободной воле. Сам захотел, и сам выбрал что делать. Ресурс волонтера — его личное время, его личные силы, умения и навыки.
РЕСУРС ВОЛОНТЕРА — ЕГО ЛИЧНОЕ ВРЕМЯ, ЕГО ЛИЧНЫЕ СИЛЫ, УМЕНИЯ И НАВЫКИТВИТНУТЬ ЭТУ ЦИТАТУ
3. В большинстве случаев, волонтер — работник непрофессиональный. То есть работает и помогает, как умеет.
4. Волонтерство — это личная ответственность, от которой порой зависит очень многое. Может, даже чья-то жизнь. Свобода должна уравновешиваться ответственностью. Если ее нет — лучше не помогать.
5. Однако, благополучатели нуждаются в серьезной, регулярной, долгосрочной помощи. Значит, неквалифицированность волонтера, недостаток его опыта могут быть компенсированы только его личным выбором подходящей и интересной ему работы. И, еще раз скажу, личной ответственностью.
6. Волонтер помогает только трудом, участием, заботой, вниманием и т.д., но никак не деньгами. Не стоит смешивать эти темы в отношении одного подопечного.
7. Теперь самое время задать себе второй вопрос: что конкретно я хочу? Кому и как я готов помогать? Тушить пожары? Играть с детьми в больнице? Учить сирот в детдомах полезным навыкам? Помогать медицинскому персоналу в уходе за отказничками? Заботиться о чистоте парков и скверов в городе? Быть модератором сайта? Помочь с написанием статей? Пока ответ не найден, бессмысленно двигаться дальше.
8. Если ответ готов, следует спросить себя: что мешает, какие опасения? Неизвестность куда, чего и как? Незнание, кто направит и кто научит? Неумение? Боязнь остаться наедине с проблемой? Что-то еще?
9. Теперь пора узнать, что волонтеры редко ходят по одному. Более того, к подопечным их не пускают самих по себе. И это правильно! Есть благотворительные организации (фонды, волонтерские движения) от имени которых и вместе с которыми работают волонтеры. Такая организация — это бренд, авторитет, ясная тема (к примеру, помощь сиротам), специализация на конкретном виде помощи (скажем, обучение детей в детских домах), опыт, умение работать с волонтерами и организовывать их труд.
10. Поэтому следующий шаг — выбор организации, соответствующей личному вашему запросу. И именно в этой организации следует прояснить все свои опасения и тревоги.
11. Только надо помнить, ваш запрос на волонтерскую помощь — это ваша мечта, ваши фантазии, надежды и опасения. Волонтерские организации, со своей стороны, — это та конкретная работа и конкретные люди (руководство, коллеги, подопечные), что вам предложены. Выбор организации и подопечных — это всегда компромисс между мечтой и реальностью.
12. Как проверить и выбрать организацию? Есть формальные признаки: уставные документы, сайт, команда, описание что и где делают, карта и календарь событий (ложится ли он на ваш график?), внутренние правила, наличие обучения и поддержки, командная работа. Как правило, эти признаки проясняются на сайте или в первые минуты разговора с представителем организации. Это база для принятия решения.
13. Есть и неформальные признаки: комфортность, степень совпадения с мечтой, личные отношения, выполнимость правил, поддержка, оказанное внимание и т.д. Все это можно прояснить, во-первых, при личном знакомстве во время беседы с представителем организации. И, во-вторых, во время испытательного срока при взаимодействии с подопечными, другими волонтерами и координатором деятельности.
14. Если организация предварительно по формальным признакам выбрана, надо быть готовым пройти собеседование и предоставить паспортные данные, ответить на вопросы (в том числе о венерических заболеваниях, химической зависимости или судимости) и быть готовым к отказу. Волонтерская организация несет ответственность не только за волонтеров, но и за подопечных, и всегда имеет свои внутренние критерии партнерства с волонтером.
15. Очень важно быть готовым и самому задать вопросы. Продумайте их заранее. Что вам важно знать? Что вы не нашли на сайте? Что вас смутило? Не забудьте спросить, кто и с какими полномочиями над вами старший? Возьмите его координаты. Узнайте, что делать в случае возникших проблем.
16. Помните! Волонтерство — это взаимный договор, взаимное решение и признание прав и обязанностей.
Для примера приведу таблицу, на основании котором мы говорим об этом с новичками волонтерами в проекте Volonter.ru
Волонтер
Право
· на правдивую информацию
· начать работу в любой момент
· на обучение, помощь, поддержку
· на общение с единомышленниками
· на самореализацию
· прекратить работу в любой момент
Организация
Право:
· на правдивую информацию
· принять и расстаться с волонтером по своему усмотрению
Обязанности
· Разделять миссию организации
· Уважать внутренние правила организации
· Уважительно относиться к благополучателям
· Уважать распорядок соц/мед учреждения, его сотрудников
· Исполнять взятые на себя обязательства
Обязанности:
· Подготовить и обеспечить безопасное место труда волонтера
· Обеспечить волонтера материалами
· Подготовить среду для общения, досуга и развития волонтера
17. Одна из важнейших тем для волонтера — это тема его компетенции и границ. Не поняв своего места по отношению к подопечному, волонтер не сможет соблюсти важнейшего принципа «не навреди».
Вокруг любого благо получателя всегда существует своя среда: врачи, родные, друзья, воспитатели, представители органов власти и т.д. Волонтер не может заменить никого из этой среды, он обязан оставаться собой. К примеру, в больнице волонтер не может встать между мамой и ребенком, даже если мама «не в себе», волонтер не может ставить под сомнение предписания врача и тем более не может назначать лечение.
Задача волонтера – встроиться в существующую среду и оказывать помощь в сотрудничестве со всем окружением благополучателя, выстраивая границы и доверительные отношения.
18. Теперь, я надеюсь, будут понятные базовые принципы волонтерства:
· не навреди
· будь готов помогать нуждающимся вне зависимости от национальности. вероисповедания и социального статуса
· учитывай интересы своих близких
· соблюдай правила
· не пытайся заменить профессионалов (врачей, пожарных, воспитателей)
· соблюдай и удерживай границы
· вкладывай усилия, а не деньги
· опираемся на свои реальные возможности
· работай в команде
· Автор методического пособия — Мария Ефремова куратор по социальному служению в Совете молодежных организаций Московской Епархии, председатель Центра святой мученицы Татианы (Гримблит)
· В качестве приложения добавлены анкеты, оценочные листы эффективности работы, образцы личных карточек волонтеров.
·
· Введение
• Волонтер — это человек, действующий по доброй воле, а не из материального или финансового интереса или под воздействием внешнего социального, экономического или политического давления.
Важно понимать:
• Волонтер может выполнять различную работу и занимать различные должности, включая административные.
• Работа волонтеров бесплатна, но стоит денег.
• Важно обеспечивать волонтеров работой, которая полезна и соответствует ожиданиям и потребностям волонтеров.
• Координация работы волонтеров должна быть регулярной и требует большей квалификации, сил и времени, чем координация работы сотрудников.
• Взаимодействие между сотрудниками и волонтерами является основой успеха.
·
· 1. Планирование работы волонтеров
Почему/зачем?
В начале планирования крайне важно иметь четкое представление, почему/зачем организация хочет привлечь или привлекает волонтеров? Чтобы ответить на него, все вовлеченные в планирование работы волонтеров должны иметь общую точку зрения на волонтерскую деятельность, то есть на роль волонтеров и ценность их вклада. Волонтеры не могут привлекаться в организацию «на всякий случай».
Отсутствие заработной платы у волонтеров совершенно не мешает им занимать ту или иную должность в организации.
Задачи планирования состоят в том, чтобы:
• Определить, сколько необходимо волонтеров для того или иного вида деятельности.
• Определить, какое именно обучение и поддержка необходима волонтерам.
• Определить, какие ресурсы необходимы для того, чтобы волонтеры могли осуществлять свою деятельность, и убедиться в наличии этих ресурсов.
При планировании крайне важно быть реалистичным, ставить приоритеты и не проводить планирование в одиночку, но вовлекать в него всех, кого касается деятельность волонтеров.
Координатор по работе с волонтерами осуществляет:
• Планирование и осуществление набора волонтеров.
• Определение, в каких областях деятельности будут задействованы волонтеры.
• Подготовка описания работы для каждой волонтерской должности.
• Проведение собеседования, отбор и закрепление волонтеров за видами деятельности и непосредственными руководителями.
• Планирование и осуществление ориентации и обучения волонтеров.
• Поиск и предоставление волонтерам ресурсов для работы.
• Ведение волонтерской документации.
• Поддержка волонтеров по мере необходимости (дополнительное обучение, консультирование, информация).
• Оценка организации работы с волонтерами.
• Распространение среди общественности информации о деятельности волонтеров и поддержка связей с другими организациями и подопечными.
Как правило, непосредственным руководителем волонтера является священник или социальный работник, но также это может быть и опытный волонтер — лидер волонтерской группы, который координирует свою деятельность с ответственным за работу с волонтерами в организации в целом.
·
· 2. Привлечение волонтеров
Мотивацию волонтеров можно разделить на несколько подгрупп:
— Религиозная.
— Социальная мотивация (обретение круга общения).
— Социальная ответственность (желание улучшить жизнь людей).
Знание мотивации поможет правильно составить обращение к потенциальным волонтерам. Такое обращение, помимо того, что оно должно быть привлекательно для людей, которые хотят заниматься волонтерской деятельностью, должно еще и представлять интересы организации и ее подопечных.
Сравните два примера.
Первый: «Требуются волонтеры для обучения русскому языку детей из семей беженцев».
Второй: «Райди, 11 лет, недавно прибыл из Афганистана, ему нужно помочь учить русский язык. Могли бы вы послушать, как он читает, каждую среду с 14.00 до 15.00 в школе №1?».
Второй вариант, кроме того, что содержит историю конкретного человека, дает информацию волонтеру о том, что ему следует ожидать и что именно требуется. Человек прочтет это объявление и поймет, может ли он выполнять эту работу, свободен ли он в этот период времени и является ли место работы для него удобным. Так же преимущество второго объявления в том, что предлагается оказывать помощь не в общем, а конкретному человеку, что является более привлекательным.
Текст объявления должен отвечать психологическим особенностям восприятия информации людьми, которых приглашают поработать волонтерами:
Потребность
В чем заключается проблема?
Решение проблемы
Каким образом вовлечение волонтера будет способствовать решению этой проблемы?
Выгоды (особенно важно для невоцерковленных)
Что даст волонтеру такое вовлечение?
Контактные данные
Как можно приобщиться к деятельности?
Объявление должно быть написано кратко, ясно, без использования жаргонных выражений и содержать информацию об организации, о цели набора волонтеров и о том, что организация предлагает взамен на их труд. Текст должен отвечать на вопросы «Кто? Что? Где? Когда? Для чего?»
Кто осуществляет набор волонтеров
Помимо духовенства и руководителя организации и координатора по волонтерам, осуществлять привлечение могут сами волонтеры. «Активный опытный волонтер – лучший ловец новых волонтеров».
Методы привлечения волонтеров
• Через друзей и знакомых.
• Посредством рекламы на радио и телевидении.
• Возможность заполнить анкету/оставить контакты в храме других местах.
• С помощью проведения приходского собрания.
• Наглядной агитации (стенды) в храме и других местах.
• Распространения брошюр, буклетов.
• Размещение объявлений на сайтах, блогах, социальных сетях.
• Раздача информационных листков среди участников публичных мероприятий.
• Расклейка рекламных объявлений на остановках общественного транспорта и в самом транспорте (нужно согласовывать).
• Информирование пассажиров общественного транспорта.
• Проведение презентаций в школах, ВУЗах и других образовательных учреждениях.
• Через дружественные некоммерческие и коммерческие организации.
·
· 3. Собеседование и определение на должность
Цель собеседования — определить, подходит ли вашей организации потенциальный волонтер, а также подобрать ему такое занятие, которое удовлетворит как нужды волонтера, так и организации.
Проведение собеседования важно, поскольку именно от правильного подбора подходящего человека на соответствующее место зависит успех его работы. Более того, принимая волонтера, организация разделяет с ним ответственность за его действия. Следовательно, каждый человек, который хочет быть волонтером в вашей организации, должен проходить собеседование, независимо от того, как хорошо вы его знаете и кто его рекомендовал. Кроме того, это наилучший и самый быстрый способ познакомиться с волонтером (узнать о его навыках и интересах, лучше понять, какая деятельность будет ему наиболее интересна). Кандидату в волонтеры собеседование дает возможность больше узнать о цели и задачах организации и о том, что от него ожидают. Волонтер должен быть уверен в том, что он будет заниматься полезным делом и что те навыки, которыми он владеет, найдут достойное применение.
Кто может проводить собеседование
• Руководитель организации.
• Координатор волонтеров.
• Духовник.
• Опытные волонтеры.
Собеседование следует проводить не позже, чем в течение первых двух недель, после того как потенциальный волонтер обратился. Более длительное ожидание может привести к формированию у кандидата негативного впечатления об организации, которая даже не может найти время, чтобы встретится с человеком, который предлагает ей свои услуги.
Перед собеседованием имейте под рукой:
— заявление/анкету;
— список вопросов;
— информацию обо всех незанятых на данный момент волонтерских должностях;
— печатную информацию о вашей организации;
— информацию о других волонтерских организациях на тот случай, если потенциальный волонтер не подойдет вашей конкретной программе.
Алгоритм проведения собеседования
Начало собеседования
• Познакомиться, предложить удобно расположиться и поблагодарить за приход на собеседование.
• Рассказать, как именно будет проходить интервью (вопросы приветствуются, могут вестись краткие записи, продолжительность от 30 мин до 1 часа).
• Спросить, что привело кандидата к вам.
• Спросить, имеет ли кандидат опыт духовной жизни и работы волонтером, если да, то какой.
• Спросить, что кандидат знает о вашей организации и ее деятельности (даст возможность понять, насколько детальной должна быть беседа).
• Рассказать вкратце об организации, ее принципах, программах и причинах, почему вы привлекаете волонтеров (на этом этапе ограничьтесь только основной информацией, чтобы не «перегрузить» кандидата).
В случае, если волонтер застенчивый и малоразговорчивый — используйте метод активного слушателя (задавайте наводящие и уточняющие вопросы).
Основная часть собеседования
• Спросить, какая работа интересна кандидату.
• Рассказать о работе, которая может быть предложена кандидату.
• Используя описание работ, обсудите с кандидатом, насколько его устраивает эта работа и имеет ли он для этого необходимые знания, опыт и возможности. Помогите сделать выбор того, что наиболее ему подходит, указывая как положительные, так и отрицательные стороны предлагаемых видов работ. Окончательное решение оставьте за кандидатом в волонтеры.
• Расскажите о системе поддержки и обучения, которую вы можете предложить.
• Убедиться, что кандидат имеет реалистичные ожидания от этой работы и организации.
Завершение собеседования
• Поблагодарите кандидата за проявленный им интерес к организации и работе волонтером.
• Спросите у кандидата, имеет ли он какие-либо вопросы, на которые не получил ответа.
• Если кандидату интересно то, что вы предлагаете, и он подходит организации — договоритесь о следующих действиях.
• Вручите пакет печатных материалов об организации и ее деятельности.
• Оставьте контакты, по которым кандидат может связаться с вами.
После собеседования
Составьте краткий письменный отчет для руководителя организации, отразив в нем:
— ответы на поставленные вопросы,
— впечатления о коммуникабельности, опыте, доброжелательности волонтера,
— дайте ваши рекомендации по работе волонтера в организации.
Дополнительно, во время проведения собеседования может возникнуть необходимость в проведении тестов на владение навыками (например, владение техникой при приеме кандидата в качества административного помощника). Если работа связана с материальными ценностями или наличными деньгами, то разумно записать паспортные данные человека. При этом проверка документов является естественной процедурой, а не признаком недоверия.
Если в требованиях к волонтеру существуют какие-либо ограничения, например, по состоянию здоровья, то необходимо попросить документы, подтверждающие, что волонтер не имеет противопоказаний к данной работе.
Если ожидания кандидата не соответствует тому, что вы можете предложить.
В этом случае необходимо рассказать о том, что вы можете предложить, и если это не заинтересует кандидата, то поблагодарите его за проявленный им интерес к вашей организации и предложите контакты других программ и организаций, где он, возможно, найдет ту деятельность, которая будет ему интересна.
Кандидат не подходит по положительным причинам
Возможная тактика:
• Иметь под рукой описания других волонтерских организаций, имена и номера телефонов руководителей волонтеров. Спросите волонтера, можно ли поделиться информацией, полученной в ходе собеседования с другими руководителями волонтеров, к которым вы его направите.
• Хранить информацию о волонтере на случай появления возможностей в будущем.
·
· В любом из этих случаев важно, чтобы вы не оставили кандидата в волонтеры без альтернативного варианта действий, а также объяснили причину отказа, при этом подчеркнув, что вы цените его желание помочь. Кроме того, будьте готовы столкнуться с проблемами, которые вы не сможете решить в одиночку. В таких случаях нужно не стесняться обращаться за помощью к другим.
·
· 4. Ориентирование волонтеров
Этапы ориентирования
Первый этап – более детальное знакомство с организацией.
Лучше всего проводить на вводном тренинге с помощью презентации на следующие темы:
• История, миссия, принципы организации.
• Информация о направлениях деятельности.
• Источники финансирования.
• Информация о целевых группах.
• Информация об отношениях с другими организациями.
• Организационная структура.
Второй этап включает:
• Информацию о роли волонтеров в организации (права и ответственность, назначение на должность, ознакомление с описанием работы),
• Знакомство с духовником, руководителем организации.
Третий этап. Введение волонтера в коллектив.
Волонтер начинает свою деятельность и приходит момент первого знакомства с коллективом организации. Сталкиваясь с чем-либо новым, каждый человек чувствует себя несколько неуверенным и взволнованным. Первое впечатление является важным как для волонтера, так и для сотрудника. Поэтому крайне важно хорошее представление/введение волонтера в коллектив. Это позволит ему почувствовать свою необходимость, важность, значимость.
При введении в коллектив необходимо помочь волонтеру чувствовать себя:
• Нужным в организации.
• Равным остальным членам команды (сотрудникам и волонтерам).
• Свободным и уверенным в своих силах.
·
· Права и ответственность волонтера
·
· Права волонтера
• Право, чтобы к нему относились как к равному по положению сотруднику.
• Получить назначение на оговоренную должность.
• Пройти вводный курс.
• Получать регулярную оценку результатов своей деятельности и быть поощряемым.
• Иметь возможность на повышение/приобретение новых знаний и навыков.
• Право выражать свое мнение и вносить предложения по улучшению качества программы и организации труда.
• Иметь являющуюся конфиденциальной личную карточку волонтера.
• Получать возмещение расходов, оговоренных в описании работы.
• Получать информацию о деятельности организации, в том числе печатные материалы
·
· Ответственность волонтера
• Эффективно использовать время и ресурсы, которые ему предоставляются.
• Соблюдать режим работы или заранее предупредить руководителя об его изменении.
• Пройти инструктаж и соблюдать правила техники безопасности на рабочем месте.
• Принимать указания и решения своего руководителя.
• Знать пределы своих полномочий и не выходить за рамки описания работы.
• Соблюдать конфиденциальность (не разглашать информацию о подопечных).
• Принимать участие в оценке своей деятельности.
• Регистрировать необычные инциденты и предоставлять отчеты о них своему руководителю.
·
· 5. Обучение волонтеров
Предпочтение должно отдается тем методам, которые стимулируют активное участие волонтера в обучении (тренинг), обеспечивают обратную связь и основаны на примерах из практики.
Идеальная программа подготовки обеспечивает: постоянное совершенствование уже имеющихся знаний и навыков, приобретение новых и развитие личности волонтера.
·
· Этапы обучения
Предварительное обучение
Заключается в передаче волонтерам знаний и навыков, необходимых для начала практической деятельности (например, вводный тренинг).
Обучение в процессе работы/повышение квалификации
·
· Формы обучения:
• Работа в паре с руководителем или другим более опытным волонтером.
• Проведение обучения для других волонтеров.
• Участие в собраниях (обмен опытом, планирование и оценка результатов и качества работы).
• Участие в семинарах и тренингах продвинутого уровня.
• Участие в конференциях.
• Изучение информационных материалов по теме.
·
· Работая в течение длительного времени в одной и той же программе, волонтер может потерять интерес к своей деятельности. Как правило, у каждого человека есть потребность в профессиональном и карьерном росте. Перепрофилирование поддерживает мотивацию к продолжению волонтерской деятельности.
·
· Перепрофилирование
• Помогает волонтеру расти профессионально
• Помогает попробовать себя в чем-то новом, приобрести новый опыт и развить новые навыки
• Предоставляет новые возможности в случае, если осуществление мероприятий, в которые был вовлечен волонтер, прекращается
Заключается в расширении возможностей (круга задач и ответственности) в рамках уже выполняемой работы.
·
· Свидетельство о прохождении обучения
Выдача волонтеру сертификата/свидетельства о прохождении обучения крайне желательна, так как поднимает престиж обучения, а также служит документальным свидетельством, которое волонтер сможет использовать в дальнейшем для подтверждения своей квалификации, например, при приеме на работу. Такое свидетельство может быть напечатано на принтере, но должно содержать эмблему и название организации, название курса и основные темы курса, имя и фамилию участника, подпись тренеров/руководителя организации и печать.
·
· 6. Поддержка и супервизия волонтеров
· Формы поддержки
• Индивидуальные беседы волонтера с духовником и руководителем.
• Совместная работа с руководителем или другими волонтерами.
• Встречи волонтерской группы (с участием и без участия руководителя/духовника).
• Встречи по обмену опытом с другими группами волонтеров.
• Тренинги, семинары, обучение на рабочем месте.
• Техническое и информационное обеспечение, возмещение расходов.
·
· Супервизия
Заключается в проведении беседы/обмена мнениями между руководителем и волонтером. При этом руководитель помогает волонтеру сформулировать самостоятельные выводы, оценить свою деятельность и поставить себе новые задачи на ближайший период. Одновременно выявляются проблемы, появление которых волонтер не всегда может осознать или сформулировать самостоятельно. Ценность такой беседы в том, что идентификация и поиск решения проблем происходит совместно.
На супервизии обсуждаются:
• События, связанные с конкретной работой за конкретный промежуток времени.
• Опыт, который получил волонтер.
• Проблемы, которые возникли, пути их решения.
• Необходимость в обучении и внесении изменений в описание работы.
• Результаты работы.
• Задачи на будущее.
·
· Проблемы, которые могут возникнуть
Волонтер не всегда может самостоятельно проговорить все темы и сформулировать вопросы и проблемы, или может считать это недостойным внимания, или просто стесняться поднять интересующие его темы. Для этого руководителю следует задавать волонтеру наводящие вопросы, например:
— Соответствует ли работа волонтером его ожиданиям?
— Получает ли он удовлетворение от своей работы?
— Что идет хорошо в его работе, что не очень?
— Что ему больше всего нравится в его работе?
— Что ему меньше всего нравится, вызывает тревогу?
— Есть ли какой-нибудь вопрос или тема, о которой он хотел бы поговорить?
— Как складываются отношениями с другими волонтерами, сотрудниками, подопечными?
— Испытывает ли он нехватку чего-либо (например, знаний)?
·
· Если волонтер все же уходит…
Какой бы ни была причина ухода волонтера, обязательно найдите время для встречи (в крайнем случае, используйте телефон). Во время встречи:
• Поблагодарите волонтера за его вклад.
• В мягкой форме выразите свое сожаление и скажите, что всегда будете рады вновь увидеть его/ее в качестве волонтера или просто гостя (оставьте волонтеру возможность вернуться).
• Пожелайте удачи!
·
· Возмещение расходов волонтеров
Для части волонтеров расходы, связанные с телефонными переговорами, покупкой расходных материалов и др. являются незначительными, или же волонтеры считают это своим дополнительным вкладом в организацию и, следовательно, не ожидают возмещения. Но для многих суммы таких расходов могут оказаться слишком ощутимыми, что ограничит возможность их работы в организации в качестве волонтеров. Следует помнить, что, возмещая расходы волонтеров, мы обеспечиваем равную возможность участия в деятельности организации для всех, вне зависимости от уровня их доходов. Особенно это важно для привлечения к волонтерской деятельности людей из числа студентов.
·
· 7. Признание деятельности волонтеров
Важно помнить что признание — это плата волонтеру за его труд.
Золотым правилом признания является тот факт, что признание должно быть своевременным, индивидуальным и искренним.
·
· Неформальное признание
• Благодарность, выраженная непосредственно теми, кому волонтер оказывает помощь.
• Проявление уважения со стороны других волонтеров (например, обращение за советом).
• Проявление внимания к личности со стороны других волонтеров и сотрудников (например, когда сотрудники знают своих волонтеров и обращаются к ним по имени, поздравляют с днем рождения, интересуются делами в институте, семье).
·
· Формальное признание — со стороны руководства организации, подопечных и других организаций (там, где волонтер непосредственно оказывает помощь).
Сложно сказать какая из форм является более значимой. Во многом это определяется личностью самого волонтера, которому выражается признательность за его деятельность. Так, для кого-то крайне важным будет получить благодарственное письмо на имя руководителя организации, в то время как для другого более важным будет проявление уважения и признание его равным со стороны сотрудников и других волонтеров.
· Признание может выражаться в материальных и нематериальных стимулах.
·
· Стимулы волонтеров
• Участие в молодежных Литургиях.
• Объявленная благодарность (устная, письменная).
• Участие в принятии решений (участие в планерках, планировании мероприятий и проектов).
• Выдача сертификатов о прохождении обучения и предоставление рекомендации.
• Возможность должностного роста (выполнение особых функций, например, тренера, руководителя волонтеров, членство в Правлении).
• Обучение (тот факт, что волонтер не платит за обучение, не означает, что оно бесплатно для организации, — важно, чтобы и волонтер понимал это).
• Участие в конференциях, слетах.
• Компенсация расходов, связанных с волонтерской деятельностью.
• Поездки и встречи волонтеров, совместный культурный/творческий/спортивный досуг.
• Скидки/бесплатное посещения мероприятий (концерты, выставки).
• Сувениры и призы с символикой организации (футболки, кепки, кружки и т.д.).
В целом, говоря о стимулах, следует отметить, что важна не стоимость, а регулярность и искренность выражения признания.
·
· 8. Оценка
Оценка проводится с целью разработки планов по улучшению работы.
Этапы:
1. Формулировка критериев оценки.
2. Сбор данных.
3. Анализ данных.
4. Внесение изменений в планы, методы работы, мероприятия.
·
· Примеры критериев оценки
• Число постоянных волонтеров в организации (например, в организации не менее 30 волонтеров, которые участвуют в мероприятиях на протяжении всего года).
• Приток новых волонтеров из числа целевой группы после начала осуществления программы (например, в течение 3 месяцев после начала реализации программы в качестве волонтеров привлечено 12 человек из числа целевой группы).
• Процент волонтеров, покинувших программу через 6 и 12 месяцев (например, после 6 месяцев программу покинули не более 30% набранных и обученных волонтеров).
• Число и виды выполняемых работ (например, волонтеры в среднем провели 20 сессий каждый в течение 12 месяцев).
• Позитивные отзывы получателей и партнеров (например, количество благодарностей).
• Процент привлеченных дополнительных средств (например, 20% средств проекта проекта были привлечены из местных источников — население, бизнеса, власти).
·
· 9. Документация в волонтерском менеджменте
Прежде всего следует отметить, что ведение документации — это не «лишняя, пустая формальность, отнимающая много времени впустую», а составная и обязательная часть успешной волонтерской программы (организации работы волонтеров).
На основе документально зафиксированных данных можно предоставить достоверный отчет о своей деятельности не только в синодальный или епархиальный отдел, но благотворителям и общественности, например, о том, сколько человек получили помощь или сколько часов затратили волонтеры на работу в программе. Что, в свою очередь, окажет положительное влияние, как на демонстрации профессионализма организации, так и на привлечение дополнительных средств и новых волонтеров.
·
· Описание работы волонтера обычно включает:
• Название организации.
• Название волонтерской должности.
• Задачи (что должно быть сделано).
• Требуемые навыки и умения.
• График работы (количество часов в неделю/месяц, срок).
• Непосредственный руководитель, которому подотчетен волонтер, требования к отчетности.
• Обучение, получение сертификата, система компенсации расходов волонтера.
Описания работы волонтера следует регулярно пересматриваться (не реже одного раза в полгода), ведь характер работы и выполняемых функций может меняться, что потребует внесения изменений. При этом обсуждение и пересмотр описания работы должен осуществляться с участием самого волонтера.
Я не "стала" волонтером, а всегда доброволила по мере возможности, как и любой другой человек: другу поможешь, бабушке поможешь сумки тяжелые отнести,котиков зимой покормить... Просто несколько лет назад меня пригласили админом в волонтерскую группу и деятельность структурировалась, а потом,,по мере роста количества единомышленников, растет и число проектов . Для меня это возможность помочь другим в мое свлбодное время
Бывают небольшие спонсоры на отдельные проекты, но в основном это наши вклады и всех других участников того или иного мероприятия.
У нас несколько пооектов которые набирают обороты и Новые локации: Город Творцов по преображению городского пространства и создания артпереходов. Будущее в Твоих Руках по обучению интернатовцев, Субботники, Дни Именинника, Популяризация ЗОЖ, донорство, уличные библиотеки и пианино. ..
нет не собственный его основала девочка,кот.за границей сейчас,я к нему присоединилась в 2009 году
я активно помогала людям у себя на районе,а в инете это была самая большая группа волонтеров,т.к.девочка уехала и группой никто не занимался администрацию передали мне,как самой активной)
именно для меня это счастье и улыбки других)
стала волонтером из-за любопытства
моя мама нашла 1 грн и отдает ее мне,я ей говорю,она мне не нужна) и мне стало интересно как много людей кот.готовы отдать 1 грн,устроила акцию по району собирала по 1 грн у друзей,а на вырученные деньги купила игрушки в детский дом,вот с этого все и началось
не тяжело когда есть желание быть полезной,тяжело сейчас когда происходит эмоциональное выгорание
я не одна у меня целая команда,мы зарегистрировали официально благотворительный фонд
"Дом для вещей",планируем поставить несколько ящиков в ТЦ и "Город Творцов" реконструкция подземных переходо
ищем спонсоров
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.