Здавалка
Главная | Обратная связь

Раскройте основную суть взаимоотношений учителя, возникающих в системе «педагог-педагог».



При рассмотрении проблемы взаимоотношений учителя в системе «педагог-педагог» необходимо выделить такие нормы поведения, как:
- соблюдение принципов внутренней культуры поведения – правил отношения к труду, соблюдения дисциплины, бережного отношения к общественному имуществу, дружелюбия и чувства коллегиальности;
- соблюдение принципов внешней культуры поведения – правил благопристойности, приличия, хорошего тона и соответствующего внешнего вида (внешняя опрятность, необходимость следить за чистотой своего тела, одежды, обуви, отсутствие излишеств в украшениях и косметике). К правилам внешней культуры относятся также форма приветствия и умение держать себя среди коллег, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям. Например, одним из требований коллегиальных отношений является взаимная вежливость. Это касается, прежде всего, необходимости приветствовать друг друга, не проявляя при этом фамильярности. Молодой человек, приветствуя пожилого человека, женщину или лицо старше себя по должности, либо беседуя с ними, должен встать.
Очень важно быть сдержанным и тактичным, владеть собой и считаться с желаниями других людей. Беседуя с учеником, коллегой, надо уметь слушать собеседника, не мешая высказать ему то, что он думает, а затем, если в этом имеется необходимость, спокойно, без грубости возразить, так как это не способствует выяснению вопросов, а свидетельствует о бестактности и несдержанности педагога.

 

17. Опишите взаимоотношения учителя в системе «педагог-коллектив».
Результаты труда педагогического коллектива зависят не только от профессионального мастерства его членов и организационных мероприятий администрации, но и от той атмосферы, в которой протекает трудовая деятельность, – от морально-психологического климата. Если в коллективе устанавливаются доброжелательные и доверительные отношения, творческий подход к делу и принципиальность в оценке труда, сочетающиеся с высокой требовательностью, то педагог в этих условиях может в полном объеме реализовать свои потенциальные возможности и труд для него будет радостью. В тех же коллективах, где вопросам морально-психологического климата не уделяется должного внимания, учителя работают не в полную меру своих сил и возможностей, их инициатива и способности не развиваются, что отрицательно сказывается на результатах учебно-воспитательного процесса.
И.В.Дубровина отмечает, что истинной «близости людей по крови нет. Есть только по духу». Поэтому полноценный коллектив формирует и сплачивает не только общая цель, но и соответствующая обстановка, порождающая духовную близость людей. И в этом плане особенно важна роль руководителя коллектива, который обязан иметь высокий авторитет, заключающийся в сознании всех сотрудников и во мнении учеников и их родителей, проявлять заботу об авторитете учителей, повышении их квалификации, но в то же время стараться не заполнять их служебное время не свойственными им обязанностями.
Во многих публикациях, посвященных вопросам педагогической этики и деонтологии, подчеркивается, что педагогический коллектив – это тесное содружество людей, объединенных общим стремлением отдать все свои силы делу, которому призваны служить. Их единство подчинено принципу: «Все для пользы дела, все в интересах учащихся!», что обеспечивает творческую целенаправленность и эффективность труда каждого педагогического работника.
Успешная работа педагогического коллектива складывается из двух основных моментов. Первым является трудолюбие каждого из его участников, вторым следует рассматривать трудовую дисциплину.
Каждый педагогический коллектив должен ценить, беречь и укреплять лучшие традиции, настойчиво прививать их каждому новому сотруднику, вливающемуся в его ряды. При этом важным является то, что такие традиции педагог должен усвоить и научиться чтить еще в процессе обучения в вузе. Каждый студент должен стараться и прилагать максимум усилий, чтобы в его группе присутствовал дух творчества и созидания.
Следует помнить, что в педагогическом коллективе не должно существовать более или менее важных дел, заданий и обязанностей. Все в одинаковой степени важны и все равно значимы. В связи с этим и отношения в коллективе между его членами должны складываться на основе равенства, взаимоуважения, взаимопомощи и взаимного доверия. В нерушимости нормальных коллегиальных отношений должен быть заинтересован каждый из представителей коллектива. Иногда это достигается путем преодоления личных симпатий или антипатий, укрощения излишнего самомнения, задетого самолюбия, чувства зависти. В интересах общего дела всегда необходимо проявлять максимум такта, взаимопонимания, взаимной вежливости и самодисциплины.
Взаимное уважение всех представителей педагогического коллектива невозможно без доверия и искренности. Каждому учителю случается допускать какие-либо погрешности, промахи и недочеты в работе. В большинстве случаев в дружном коллективе с помощью более опытных коллег и руководителей все ошибки могут быть исправлены без причинения вреда ученикам и общему делу – обучению и воспитанию подрастающего поколения. При этом необходимо подчеркнуть, что подобное позитивно направленное развитие ситуации возможно лишь в том случае, когда ошибка вовремя замечена, не скрыта и не утаена. Учителю никогда не следует бояться признавать свои ошибки и упущения. Самокритика и благожелательная принципиальная критика со стороны коллег – основа жизни коллектива, эффективный метод его воспитания, сплочения и укрепления.

 

18. Раскройте содержание каждой из задач педагогической деонтологии.

Развитие педагогической науки, совершенствование педагогической практики вносит существенные поправки и изменения в педагогическую деонтологию, так как она представляет собой не набор формальных условностей, а выражение общественной необходимости. Педагогическая деонтология призвана раскрывать причины возникновения и существования тех или иных моральных норм и правил в профессии педагога. В связи с этим одной из важнейших задач педагогической деонтологии является осознание данных моральных норм и ценностей, а также специфика реализации профессионального долга в конкретных видах взаимоотношений педагога.
В этом отношении возможности педагогической деонтологии как подлинно научной теории нравственности педагога и его профессионального долга весьма существенны:
- нормативность педагогической деятельности не субъективируется, не отрывается от социальных факторов;
- требования педагогической деонтологии ориентируют профессиональное сознание учителя на сопричастность к судьбе другого человека, на борьбу за установление справедливости не только в сфере образования, но и во всех сферах жизнедеятельности человека, за установление правильных взаимоотношений в профессиональной деятельности.
Задачи педагогической деонтологии заключаются не только в раскрытии значения профессионального долга педагога, ответственности за результаты профессиональной деятельности, определении системы норм и требований, предъявляемых к учителям в процессе взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами, но и в выявлении условий их реализации в практической деятельности.
Педагогическая деонтология как подлинно гуманистическая наука разъясняет значение тех или иных действий, поступков, мотивов, характерных личностных качеств педагогических работников, содействует формированию необходимых для данной профессии нравственных черт, предотвращает их деформацию в результате длительного выполнения профессиональных функций.
Кроме того, в задачи педагогической деонтологии входит изучение предпосылок профессионального поведения педагогов, способов устранений неблагоприятных факторов, конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности, предотвращение формального приложения знаний педагогами, определение направлений стимулирования и активизации осознания моральных и профессионально-значимых отношений, воспитания деонтологических качеств личности, раскрытие значения и роли ранее выработанных норм профессиональной деятельности учителя, а также повышение престижа педагогической профессии.

 

19. Каковы основные функции педагогической деонтологии. Раскройте содержание.

Педагогическая деонтология, как и любая наука, выполняет определенные функции:
- научно-теоретическую, изучающую сущность профессионального долга педагога, его деонтологической готовности, воспитания деонтологических качеств и др.;
- аксиологическую функцию, предполагающую изучение и формирование ценностных ориентаций педагогов как устойчивых норм морального сознания и поведения
- конструктивно-техническую, обеспечивающую разработку механизма реализации выполнения профессионального долга педагогами, создания благоприятного морально-психологического климата в ходе взаимодействия учителя со всеми участниками педагогического процесса, методов и форм работы по содействию гармоничному развитию воспитанника, не нанося вреда его физическому и психическому здоровью;
- прогностическую, изучающую перспективы развития педагогической деонтологии, ее отдельных направлений (деонтологическая готовность педагога к работе с детьми девиантного поведения, деонтологическая готовность педагога к формированию активной личностной позиции у учащихся общеобразовательных школ и т.д.), появление и развитие новых (деонтологическая готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения, теория воспитания как отрасль педагогической деонтологии и т.д.).

 

20. Охарактеризуйте принципы педагогической деонтологии.
Принципы педагогической деонтологии – это исходные непререкаемые требования, предъявляемые к профессиональной деятельности педагога и выполняющие функцию социальных ориентиров его поведения в различных системах взаимоотношений.
Основываясь на постулатах биоэтики, принятых на IV Всемирном конгрессе в г.Токио:
- необходимо признать автономию личности (personal autonomy), т.е. право каждого человека решать самому все проблемы, касающиеся его самого, его психики, эмоционального статуса и др.;
- необходимо соблюдать справедливость во всем;
- необходимо соблюдать принцип «Не наноси вред, а делай добро!», означающий с этической точки зрения оказание правильного влияния на человека, – мы определили следующие принципы педагогической деонтологии:
1. Принцип содействия гармоничному развитию воспитанника в соответствии с его природой, предполагающий постоянное повышение педагогом уровня своей квалификации, изучение им психологии каждого ученика с целью стимулирования у ребенка интереса к учению, активизации его познавательной деятельности, реализацию идей развивающего обучения.

2. Принцип справедливости, согласно которому педагог должен оценивать себя и всех участников учебно-воспитательного процесса по реальным заслугам и пропорционально затраченным усилиям.

3. Принцип благотворного влияния на ученика, без нанесения вреда его физическому и психическому здоровью. Данный принцип предполагает уважительное отношение педагога к каждому конкретному ученику, коллеге с учетом его индивидуальных особенностей, умение поставить себя на место партнера по общению и посмотреть на ситуацию с его позиции, а также умение найти преграду психосоматическим заболеваниям своих воспитанников, содействовать сохранению, закаливанию, укреплению здоровья, усвоение и внедрение в практику валеологической грамотности, приведение личностных качеств в соответствие с деонтологическими требованиями.

 

 

21. Какие понятия составляют систему понятий педагогической деонтологии. Дайте толкования.
Педагогическая деонтология, как любая другая наука, имеет свою систему понятий:
Деонтология– раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний).
Педагогическая деонтология – наука о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом.
Принцип педагогической деонтологии – основное исходное положение педагогической деонтологии, основанное на понятии профессионального долга педагога и нормирующее его деятельность.
Требование педагогической деонтологии – способ воздействия на сознание и волю педагога с целью организации его поведения и деятельности.
Деонтологический интуитивизм – долг считается не зависящим от добра понятием или логически предшествующим ему (добро состоит в том, чтобы выполнять долг). Согласно деонтологическому интуитивизму, нравственные обязанности не имеют основания в социальных потребностях, они якобы очевидны сами по себе, вечны и неизменны.
Деонтическая модальность – характеристика практическо­го действия с точки зрения определенной системы норм. Норма­тивный статус действия обычно выражается понятиями «обяза­тельно», «разрешено», «запрещено», «(нормативно) безразлично», используемыми в нормативном высказывании.
Деонтическая логика – раздел ло­гики, исследующий логическую структуру и логические связи нор­мативных высказываний. Анализируя рассуждения, посылками или заключениями которых служат такие высказывания, деонтическая логика отделяет необоснованные схемы рассуждений от обоснованных и система­тизирует последние.
«Юма принцип» – принцип, утверждающий, что невозмож­но с помощью одной логики перейти от утверждений со связкой «есть» к утверждениям со связкой «должен». Принцип назван име­нем англ. философа Д. Юма (1711-1776), указавшего, что этика постоянно совершает грубую ошибку, полагая, что из описания того, что имеет место, можно вывести какие-то утверждения о мораль­ном добре и долге
Деонтическая необходимость – одна из модальных характе­ристик высказывания (наряду с «возможностью», «случайностью» и «независимостью»); необходимым является высказывание, от­рицание которого логически невозможно. Деонтически необходимо то, что вытекает из законов или норм, действующих в обществе.
Деонтологические взаимоотношения – взаимный эмоциональный контакт, совместные действия, поведенческая связь, существующая между педагогом и учащимися (учащимся), основанная на принципах педагогической деонтологии.
Долг – превращение требования нравственности, в равной мере относящего ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица.
Психогигиена общения – общение, направленное на формирование и поддержание нервно-психического здоровья общающихся. Основной принцип психогигиены общения «Не навреди!».
Деонтологическая готовность - состояние сознания будущего педагога, при котором им совершается осознание своего долга в необходимости осуществления профессиональной деятельности, соответствующей этому долгу, то есть такого состояния сознания, когда происходит отражение объективных обязанностей студента в идеях, чувствах, убеждениях, во внутренних мотивах педагогической деятельности и реализация их на практике.
Деонтологическое воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на сознание педагога.
Деонтологическое мышление педагога – это способность педагога анализировать свои поступки и поступки других участников педагогического процесса, раскрывать их мотивы, прогнозировать поведение в возможных ситуациях.
Деонтологические качества педагога – совокупность компонентов личности педагога, обеспечивающих его устойчивое профессиональное поведение в соответствии с профессиональным долгом.
Деонтологический потенциал педагога – комплекс свойств и способностей педагога, позволяющий действовать согласно принципам педагогической деонтологии, существующий в скрытом виде и могущий проявиться в профессиональной деятельности.
Деонтологическая позиция педагога – интеграция устойчивых, основанных на сознании долга, отношений педагога к профессиональной сфере деятельности, к той роли, которую он выполняет в данной сфере, к себе как педагогу-профессионалу и к участникам педагогической деятельности, проявляющихся в поведении, порождающем в сочетании с глубокой компетентностью высокие социально значимые результаты.
Деонтологическое сознание педагога – отражение действительности на основе субъективной, свободной и бескорыстной мотивации педагога, базирующейся на уважении к профессиональному долгу.
Деонтологическое кредо – внутреннее убеждение, формирующее миропонимание, основанное на сознании профессинального долга.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.