Здавалка
Главная | Обратная связь

Что означают термины деонтологическая готовность педагога, деонтологическое самосознание педагога.



Деонтологически готовый учитель – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Деонтологическая готовность педагога – это состояние готовности сознания учителя, его знаний, умений, навыков к выполнению образовательной, воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессионального долга. Она является неотъемлемой частью его общей готовности, отражающей уровень развития профессионального сознания, осознания должного в профессиональной деятельности. Иначе говоря, это интегративная характеристика личности педагога, включающая в себя научно-теоретическую, методическую и психолого-педагогическую подготовку, а также профессиональные умения и профессионально значимые качества личности. Отсюда следует, что формирование деонтологической готовности педагога не есть обособленный процесс.
Деонтологическая готовность педагога характеризует уровень развития его профессиональной компетенции, приоритетность ценностных ориентаций, степень усвоения и соблюдения им норм педагогической этики, деонтологии, правил социаль­ной жизни, Конституции и иных законодательных актов.
Деонтологическая готовность педагога означает не только знание и понимание педагогической деонтологии, но и осуществление активной работы по ее внедрению в различные сферы учреждений образования. Вследствие этого у учителя вырабатывается деонтологический интуитивизм, при котором профессиональный долг считается не зависящим от добра понятием или логически предшествующим ему (добро состоит в том, чтобы выполнять долг). Согласно деонтологическому интуитивизму, нравственные обязанности не имеют основания в социальных потребностях, они очевидны сами по себе, вечны и неизменимы.
Другими словами, деонтологическая готовность педагога – это пози­тивное профессиональное состояние сознания учителя в действии (деонтологическое сознание), которое затем трансформируется в его самосознание. Проявлением самосознания учителя является возникновение рефлексии, осознание им мотивов своего поведения, понимание профессионального долга. Иначе его можно назвать деонтологическим самосознанием педагога.
Содержание деонтологического самосознания педагога составляют следующие установки:
- установка на формирование высокой педагогической культуры, преду­сматривающая веру в святость принципа «Не навреди психическому, физическому здоровью ученика!»;
- установка на наличие обостренного чувства справедливости, вы­ражающееся в умении безошибочно, объективно оценивать труд, знания учащихся, в умении критически оценить свое и чужое поведение, и самокритичном отношении к собственным дей­ствиям;
- установка на формирование общего и специально-профессионального интеллекта, эрудированности, оперативной информационной насыщенности не только в узкой сфере своей профессиональной деятельности, но и в смежных с нею областях, овладение пассионарной индукцией (заражением своими идеями, настроением других людей), педагогическим мастерством.
Формирование деонтологического сознания происходит в течение всей жизни педагога. Но начинать этот процесс следует еще в юношеском возрасте, так как по мнению казахстанского философа Зейноллы Сериккалиулы, чью точку зрения мы разделяем, «если нынешний студент профессиональный долг будет понимать как специализацию для удобного существования в определенной сфере деятельности, а руководящую должность как карьеру, тогда придется жить так, как будто мы потомки превратившегося в кентавра народа, мирно сосуществующего с нечестивыми». Поэтому, в первую очередь, будущий педагог должен воспитать в себе такое качество личности как уверенность в правильности своих суждений, т.е. у него должны выработаться собственные убеждения, которые позволят ему осознанно действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Убеждения, которые будущий педагог приобретет вследствие деонтологической подготовки, есть наиболее совершенное отражение в действительности педагогического сознания, а также его отношения к профессиональному долгу. В подтверждение сказанному приведем слова К.Д.Ушинского: «учитель должен быть образованным, теоретически подготовленным в области педагогики и психологии. Но ему недостаточно иметь глубокие знания. Он должен быть человеком с твердыми, глубокими и последовательными убеждениями. Без убеждений нельзя работать с творческим вдохновением. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, и на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая метода воспитания, как бы она хороша не была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности»
Твердые убеждения педагога в процессе профессиональной деятельности трасформируются в деонтологическое кредо («кредо (от лат. сredo – верю, верую) – убеждения, взгляды, основы мировоззрения») – внутренние убеждения педагога, формирующие его миропонимание, основанное на сознании профессионального долга, являющиеся регулятором его поступков.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.