Классификация эмоциональных процессовСтр 1 из 3Следующая ⇒
Эмоция– переживание, возникающее у человека в ходе удовлетворения актуальной потребности. более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение ситуаций, но не конкретных объектов самих по себе Эмоция — это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия Функции эмоций Ò Адаптивная, или приспособительная. Мимика возникла в эволюционном процессе, и выполняет важную адаптивную функцию. В ходе эволюции мимические сигналы развились в систему, позволяющую передавать информацию о «намерениях» или состоянии индивида и таким образом повышающую бдительность другого существа в окружающей его среде /Ч. Дарвин/; Ò Оценочная, или отражательная. Оценка возможности удовлетворения актуальных потребностей, и на этом основании построение будущих событий. Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий: эмоции отхватывают весь организм и производят мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые выполняются, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия; Ò Побуждающая. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Два класса эмоций, по В.К. Вилюнеасу, ведущие и ситуативные (или производные) несут функцию побуждения. Ведущее эмоциональное переживание, направленное на предмет - цель поведения, удовлетворяющего потребность, инициирует само адаптивное поведение. Ситуативные эмоциональные переживания, возникающие в результате оценок результатов отдельных этапов поведения, также побуждают субъект действовать в прежнем направлении или менять тактику поведения, само поведение , средства достижения цели; Ò Подкрепляющая. Эмоции принимают непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Благодаря эмоциям лучше вырабатываются условные рефлексы и остаются более глубокие следы памяти; Ò Переключательная функция эмоций обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. В экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок; Ò Коммуникативная. Эмоции улучшают понимание людьми других людей за счет «считывания» невербальных реакций, сопровождающих эмоции. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям и объектам. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций; Ò Мобилизующая. Эмоции мобилизуют скрытые резервы организма в критических ситуациях; Ò Запуск стереотипных реакций. В критических ситуациях, при дефиците времени для размышления эмоции запускают стереотипные реакции: «страх – бегство», «ярость – борьба». Классификация эмоциональных процессов По степени мобилизации Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека. В это случае человек готов «горы перевернуть»; побуждают его к поступкам, высказываниям. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|