Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие аудитории социальных сетей



В зависимости от научных подходов и предмета исследования, а также интересов практической деятельности, используются различные понимания аудитории.

В социологии массовой коммуникации аудитория - это публика, воспринимающая информацию в зависимости от своих возрастных, социально-демографических или культурно-образовательных характеристик.

Исследователи рекламно-коммерческих аспектов деятельности СМИ рассматривают аудиторию как рынок потребителей информации.

По мнению Бориснёва С.В. аудитория - один из важнейших структурных элементов духовного общения людей наряду с источником и содержанием информации. Сущность аудитории заключается в том, что она отражает взаимосвязи людей между собой, с обществом в процессе общения.

Исследователи различают реальную и потенциальную аудиторию. Потенциальная аудитория - это число людей, имеющих техническую возможность воспринимать информацию, реальная - число читателей, радиослушателей или телезрителей, практически реализующих эту возможность.

Целевая аудитория - совокупность людей, объединенных общими социально-демографическими, культурными, экономическими характеристиками, являющаяся целью воздействия создателей духовного или материального продукта.

Нецелевая аудитория – аудитория, оказавшаяся в социальных сетях, по принуждению кого – то.

Массовая аудитория - совокупность индивидов, получающих одновременно или в разное время определенную, имеющую значимость информацию; личности, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. Для неё характерны: неоднородность, рассредоточенность и анонимность.

Относительно целей и задач исследования можно выделить объективные и субъективные признаки аудитории. К объективным признакам относят социально-демографические характеристики: пол, возраст, уровень образования, семейное положение, место жительства, а также структуру материальных и духовных потребностей общества, его восприятие того или иного материала.

Субъективные признаки - это отношение аудитории к СМИ в целом или конкретному изданию, проявляющееся в оценке средства информации.

Аудитория облает количественными и качественными характеристиками. Величина аудитории - показатель социальной значимости и масштабов влияния определенного источника информации на аудиторию. Размеры аудитории определяются с помощью медиаметрии. Это опросы, дневниковые исследования, наблюдение, технические замеры, фокус-группы. Завоевание все более широкой аудитории для источников информации - один из важнейших практических результатов информационно-пропагандистской деятельности государства, различных общественных организаций и объединений граждан.

Ведущим фактором, определяющим качественные характеристики аудитории, является уровень образования. Он указывает причину выбора аудитории того или иного источника информации, степень понимания и использования содержания предлагаемой информации.

Аудитория социальных сетей - это совокупность пользователей социальных медиа с целью коммуникации между собой, поиска информации, развлечения, самоутверждения и самореализации.

Социальные сети занимают важную часть жизни современного человека. В ходе различных исследований выявилось, что 95% постоянных пользователей Интернет пользуются социальными сетями. 77% тех, кто периодически посещает Интернет, пользуется социальными сетями. 590000 пользователей заходят хотя бы раз в месяц в 5 социальных сетей. Не менее 3600000 пользователей заходят в 4 сети. Не менее 11200000 заходят в 3 из них ежемесячно. Аудитория социальных сетей растет с огромной скоростью. Уже в 2012 году мировая аудитория социальных сетей превысила 1000000000 человек. Это говорит о том, что социальные сети стали местом объединения людей по схожим интересам, перейдя границы простого инструмента для обмена информацией.

Как таковая среда социальных сетей представляет немалый интерес для всех специалистов, профессионально изучающих человека и многообразные виды его активности. Деятельность человека в виртуальной среде стала предметом изучения социологов, психологов, коммуникативистов, маркетологов, политологов и других специалистов. (Войскунский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке)

Человеческая активность в социальных сетях реализуется в процессе удовлетворения следующих основных потребностей:

1) Коммуникативной (общение через электронную почту, чаты, конференции, форумы, сообщества)

2) Познавательной (чтением новостей и аналитических обзоров, креативный поиск конкретной информации, дистанционное образование, самообразование, и т.п.)

3) Игровой (социальные сети предлагают широкий ассортимент игр, где каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен).

Индивидуальная активность (коммуникативная, познавательно-поисковая или игровая) в социальных сетях всегда либо непосредственно или опосредованно предполагает общение.

Общение в интернете имеет ряд психологических особенностей:

1) Анонимность. Для большинства пользователей интернет характерно скрывание истинных, и презентация ложных сведений анкетного характера, что обуславливает снижение психологического и социального риска в процессе общения - раскрепощенность, не нормативность. Представление собеседника может оказать сильное влияние на другого пользователя, если в нем присутствуют желаемые качества.

2) Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты с собеседником и может прервать их в любой момент. Также, ввиду стремления наполнения текста эмоциональным компонентом, пользователь может использовать специальные символы, обозначающие эмоции.

3) Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. «В виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений, характерных для материального мира» (Kelly P. Human). Зачастую, в виртуальной среде пользователи предпочитают презентовать себя иначе, чем в реальной жизни. Анонимность общения в интернете позволяет пользователям использовать любые возможности само презентации. Таким образом, они могут создавать о себе любое впечатление по своему выбору.

Одним из важных аспектов исследования аудитории социальных сетей является изучение ее мотивации использования социальных сетей.

Выделяют следующие мотивы посещения пользователями социальных сетей:

1) Деловой мотив. Социальные сети дают возможность для широкого поиска информации, контактов и взаимодействия с определенным человеком, организации работы. Для большинства пользователей - это составная часть профессиональной деятельности. Деловая мотивация - достижение конкретного делового результата.

2) Познавательный мотив. Этот мотив характерен для всех пользователей социальных медиа. Он связан с получением новой информации, новых знаний, возможностей, посредством общения с новыми людьми, визуальных и слуховых образов, различной гипертекстовой информации.

3) Коммуникативный мотив. Он связан с потребностью человека в обмене знаниями, мыслями, мнениями, эмоциями. Характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга общения.

4) Корпоративный мотив. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Корпоративный мотив определяется ориентацией пользователей на сотрудничество. Это совместное решение проблем, обмен результатами деятельности.

5) Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежит самооценка личности. Человеку приходится доказывать себе и другим свою состоятельность и ценность. Виртуальная среда - новый мир, где можно по-другому позиционировать себя, открывая при этом новый стороны своего «я».

6) Игровой мотив и мотив рекреации. В социальных сетях каждый пользователь может найти для себя наиболее подходящий и интересный вид отдыха. Помимо восстановления состояния работоспособности, игра и рекреация являются способом овладения новыми видами деятельности, проверкой своих возможностей, соревнованием.

7) Мотив аффилиации. У каждого человека есть потребность принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в этой группе. Мотив аффилиации реализовывает эту потребность.

8) Мотив самореализации и развития личности. Мотив развития личности формирует стремление и развитие своих коммуникативных, познавательных способностей. Социальные сети дают возможность пользователю проявить свои навыки и умения, что позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал, получить оценку своего творчества. [4, с. 237]

Многочисленность аудитории социальных сетей настораживает многих интернет-исследователей. Все, что привлекает нас в сети (анонимность, виртуализация процессов, возможность создания собственного мира и т.д.), позволяет раскрепощено общаться и свободно пользоваться ее ресурсами, однако накладывает свой отпечаток на психологию личности. Виртуальная среда поглощает человека и меняет его восприятие реальности. Постепенно стирается грань между реальным миром и виртуальным. Последний начинает заменять первый. А отсутствие каких-либо природных и социальных детерминант, четких социально-классовых, религиозных и иных ценностных ориентиров дает возможность человеку конструировать социальную реальность. Исследователи делят всю аудиторию виртуальной среды на интернет-зависимых и интернет-независимых пользователей. Если интернет-независимые пользователи используют в основном только информационные ресурсы, то интернет-зависимые характеризуются, по мнению К. Янг следующим симптомами:

1) Навязчивое желание проверить e-mail

2) Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет

3) Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете

4) Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [5, с. 186]

По данным Янг, интернет-зависимые используют сеть для получения социальной поддержки, сексуального удовлетворения, возможности «творения персоны», вызывая тем самым определенную реакцию окружающих; получения признания окружающих.

Аудитория социальных сетей - многочисленная, постоянная публика. По результатам исследования выявилось, что 72,9% пользователей находятся в социальных сетях, когда есть свободное время. 13,5% опрошенных указала, что они находятся в режиме «онлайн» всегда. Это говорит о том, что повсеместная доступность сети Интернет привела к тому, что люди практически все свое свободное время проводят в виртуальной среде: ищут информацию, общаются, организуют досуг.

Опросы показали, что значительная часть пользователей считает социальные сети необходимым средством обмена различного рода информацией и на первое место ставят коммуникативную функцию. Все больше людей приходит к мнению, что обычное общение утрачивает свою привлекательность. Не удивительно, что постепенно на замену реальному общению приходит виртуальное, более удобное для современного человека.

Более актуальными становятся цели рекреации и отдыха. Пользовательский интерес возрос к виртуальным мероприятиям, посвященным хобби и юмору. Развлекательная функция социальных сетей становится на второе место, заменяя остальные привычные виды отдыха (просмотр телевизора, слушание музыки, чтение книг).

Усиливается познавательная активность. Она проявляется в профессиональных интересах пользователей: изучение новых программ, сервисных возможностей, и в коммуникативно-личностных интересах: знакомство с чужим мнением, дискуссии.

Рассмотрим наиболее популярные социальные сети Рунета на примере сетей «Facebook», «Вконтакте», «Twitter».

На 4 декабря 2012 года аудитория «Facebook» составила 1 миллиард пользователей. Ежемесячная аудитория главной мировой сети составляет 25.372.000 пользователей. На сегодняшний день эта сеть одна из наиболее интересных и перспективных. Основная аудитория «Facebook»: люди от 19 до 32 лет. Однако сейчас наблюдается стремительный демографический рост пользователей старше 30 лет. Среди посетителей портала преобладает женский пол - 52%. Результаты анкетирования определили главные интересы пользователей сети. В основном сеть «Facebook» используют для просмотра кино и закачивания музыки. Третье место среди интересов занимает спорт, а после - информация об автомобилях, бизнесе, политике и учебе. В самом конце - наука и технологии. Согласно статистике, пользователи «Facebook» - самые активные. Более половины пользователей каждый день заходят в мировую сеть и тратят около 19 минут в день. Аудитория этой социальной сети характеризуется высокой платежеспособностью. Наиболее активные пользователи посещают сеть через мобильные устройства. Таким образом, аудитория «Facebook» - это предприниматели, маркетологи, бизнесмены, продвинутые пользователи, использующие сеть для развлечений, поиска людей, общения; [16]

«Вконтакте» - самая популярная сеть среди пользователей Рунета. Каждый месяц социальную сеть посещает 30 миллионов пользователей. Сейчас аудитория в сети представлена людьми разного возраста, рода деятельности и достатка, однако ее доминирующая часть - молодые люди от 15 до 27 лет. В основном эта сеть выполняет рекреативную функцию. Она используется для отдыха, игр, общения, скачивания фильмов и музыки. Количество мужчин и женщин среди посетителей сайта примерно равно. Каждый день пользователи «Контакта» проводят около получаса за прочтением новостей, обменом информацией. Аудитория «Вконтакте» - это молодые, активные, творческие люди.

Аудитория «Twitter» насчитывает 200 млн. пользователей. В среднем посетитель сайта проводит на нем около 4 минут. Аудитория «Twitter»: 75% мужчин и 25% женщин. В основном это люди 20-30 лет. Ежедневно количество пользователей сети увеличивается на 300 тыс. Интересно заметить, что пользователи «Twitter» друг для друга - интересные источники информации. Вся аудитория этой сети делится на информеров, тех, кто распространяет информацию и отвечает на посты других пользователей и меформеров - людей, которые главным образом публикуют информацию о себе. Больше всех «Twitter» используют маркетологи, блоггеры, вебмастеры, политики, знаменитости, бренды. [18]

Таким образом, аудитория социальных сетей - наиболее активная и прогрессивная часть населения мира. Она насчитывает миллионы людей, которые каждый день проводят время в различных социальных медиа. Пользователи постоянно взаимодействуют друг с другом, обмениваются мнениями, оставляют свои отзывы и комментарии, оценивают и получают оценку, находятся в поиске новой информации, работы, совершают покупки, получают новые знания, реализуют свои творческие способности. Это подвижная, развивающаяся масса людей, которая не стоит на месте и в которой каждую минуту проходит процесс взаимодействия. Все пользователи виртуальной среды связаны друг с другом. Это непрерывная цепочка связей и контактов. Аудитория социальных сетей - динамичная часть виртуальной среды, без которой не возможно было бы существование социальных сетей. Значимость этой аудитории привлекает многих различных специалистов к ее исследованию и изучению.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.