Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблемы правдивой информации для онкологического пациента



Реферат

 

Тема: «Особенности деонтологических отношений между медработниками и онкологическими пациентами»

 

Выполнила:Майоршина Полина

Студентка 2 ак/д «А»

 

Преподаватель:Золотавина Е.Ю.

 

2012 год

План реферата

1. Введение……………………………………………………………………..3

2. Должен ли каждый больной знать всю правду о своем заболевании

и своем прогнозе?............................................................................................4

3. Проблемы правдивой информации для онкологического пациента...….….6

4. Охрана психики больного……………………………………………………....7

5. Качества среднего медицинского работника………………………………....9

6. Деонтологические проблемы в онкологии…………………………………..10

7. Деонтология в онкологии…………………………………………………...…11

8. Заключение…………………………………………………………………..….13

9. Список используемой литературы…………………………………………...14

 

 

Введение

Совокупность этических норм и принципов, регулирующих поведение медицинского работника при выполнении профессиональных обязанностей, предполагающих оказание больному максимально возможной помощи, носит название медицинской деонтологии. Целью медицинской деонтологии является исключить возможность причинения вреда пациенту и благоприятствовать повышению эффективности лечения и профилактике болезней. Такими качествами, которые определяют медицинскую деонтологию, должен обладать каждый медицинский работник, это учение об общественном долге, морали, нормах нравственного поведения.

Медработник, отвечающий требованиям деонтологии, обладает такими качествами, как способность к состраданию, готовность пожертвовать своими интересами и удобствами, если это необходимо для спасения жизни или облегчения страданий больного; терпимость, чуткость, предупредительность; стремление к совершенствованию профессиональных знаний; настойчивость в оказании помощи больному.

Онкология является одним из актуальных вопросов здравоохранения. Ежегодно на земном шаре от рака умирает около 7 млн. человек, из них 0,3 млн. в России. Статистика каждый год меняется, но несомненным является высокая частота и летальность от рака. В США и Европейских странах летальность от рака стоит на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний. В России летальность от рака стоит на третьем месте после сердечно-сосудистых заболеваний и травмы. По частоте заболеваемости превалирует рак органов дыхания - 13,8%, кожи - 12,4%, желудка - 10,4%, молочной железы - 10,0%. Эта же частота отмечается и во всем мире.

Вопросы врачебной деонтологии занимают особое место в онкологической практике. Это связано с тем, что при онкологических заболеваниях самоизлечения практически не бывает и выздоровление больного всецело зависит от компетенции врача; страх населения перед злокачественными опухолями особенно велик, распространено мнение о бесперспективности лечения. Актуальность деонтологических вопросов в онкологии обусловлена и тем, что в большинстве случаев даже при начальных стадиях заболевания врач не может быть уверен в полном излечении пациента.

Целью моей работы является изучить, как должен вести себя медицинский работник при исполнении своих профессиональных обязанностей в онкологии.

Для осуществления этой цели нужно решить следующие задачи:

Рассмотреть, как должен медицинский работник использовать методы "психологического щажения" для того чтобы свести до минимума психическую травму.

Выяснить, какими качествами должен обладать медицинский персонал при исполнении своих обязанностей в онкологическом учреждении.

Показать, какие есть деонтологические проблемы в онкологии.

 

Должен ли каждый больной знать всю правду о своем заболевании и своем прогнозе?

Медицина не всесильна, знания о некоторых онкологических заболеваниях недостаточны и поэтому ранее от больных скрывался диагноз. Врачей или медицинских сестер, если они давали безнадежному больному прочесть историю болезни, выгоняли с работы. В настоящее время медицинское законодательство России "списано " с либеральных законов и больной имеет полное право знать о том, чем он болеет. И если человек все равно вскоре умрет, то возникает нравственная проблема: что лучше: цинично сказать человеку правду о его здоровье и лишить его последней надежды или лучше "ложь во спасение" и ложные надежды:

"Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения".

В недавнем прошлом считалось обязательным скрывать от пациента наличие у него злокачественной опухоли, например вместо диагноза "рак желудка" ему сообщали, что у него "язва или полип желудка", вместо "рак легкого" говорили о туберкулезе или нагноительном процессе и т.д. Далеко не всегда такой обман служил на пользу больному, который мог отказаться от необходимой операции или длительного и изнуряющего химиолучевого лечения. Кроме того, больной, узнав различными путями об истинном положении дел, терял доверие к врачу, что всегда идет во вред лечебному процессу.

Однако не ударились ли мы в другую крайность? Всегда ли следует информировать пациента о наличии у него неизлечимого, неизбежно приводящего к смерти заболевания? Да, пациент имеет право знать, что у него имеется злокачественный процесс, который угрожает его жизни, однако, сообщая об этом больному, необходимо тщательно выбирать не только объем, но и саму форму предоставления информации, привести ему данные о современных возможностях лечения, морально поддержать его. Нелишне напомнить, что "тон делает музыку". Но должен ли больной знать об исчерпанности всех методов патогенетического лечения, о том, что все, что ему делают, носит чисто симптоматический характер? А ведь по букве закона врач обязан сообщить больному эти сведения, хотя и "в деликатной форме". Клиницист всегда имеет дело с отдельным человеком, его главной обязанностью является оказание помощи именно этому человеку, а не обществу в целом. Законы, конечно, исполнять надо. Но не во вред больному.

Задача врача – успокоить пациента и психологически подготовить к предстоящему лечению, внушив веру в излечимость заболевания. Умение добиться нужного контакта с больным требует определенного опыта, но часто зависит и от личных качеств врача. Онкологические больные испытывают сильный эмоциональный стресс, связанный с подозрением о возможности злокачественного новообразования, необходимостью длительного обследования, пребыванием в стационаре, оперативным вмешательством и ожиданием результата гистологического исследования, проведением лучевой, химиотерапии. Эмоциональный стресс является толчком для запуска цепи нейроэндокринных реакций, приводящих к психосоматическим расстройствам. Задача врача состоит в том, чтобы при общении с пациентом уменьшить или нейтрализовать стрессорную реакцию. Это имеет положительное значение для общего состояния больного, течения заболевания, последующей трудовой и социальной реабилитации.

Особое значение имеет правильный психологический подход к больному, это своего рода психотерапия уже на первом этапе контакта врача и пациента.

Изменения в психике пациентов проходят следующие стадии адаптации:

• стадия шока после получения информации о заболевании;

• стадия отрицания, вытеснения информации;

• стадия агрессии, поиска причины болезни;

• стадия депрессии, неверия в лечение и помощь окружающих;

• стадия попытки сговора с судьбой (обращение к нетрадиционным методам лечения, к религии, диета, голодание, гимнастика);

• стадия принятия болезни, переосмысления жизни, возникновения новых ценностей.

Перечисленные стадии не всегда следуют в описанном порядке, у каждого больного длятся разное время, все они могут существовать и одновременно. Психологическая коррекция должна соответствовать стадиям адаптации, состоянию пациента, его психологическим особенностям и плавно готовить его для перехода в следующую стадию адаптации.

Онкологическое заболевание служит мощным стрессом для самого пациента и его семьи, следствием которого является психическая травма, не всегда связанная с физическим самочувствием заболевшего. Онкологический больной оказывается в сложной жизненной ситуации: лечение требует мобилизации физических и душевных сил, в то время как болезнь, лечение и связанные с ними переживания приводят к значительным психологическим, физическим и биохимическим изменениям, которые истощают организм пациента.

Психологическая помощь онкологическому больному, включая психотерапию, оказываемая во время лечения в стационаре и после выписки из него, способствует лучшему приспособлению к болезни и преодолению последствий, вызванных лечением.

К вопросу рационального информирования пациента об истинном диагнозе следует подходить индивидуально. В каждом конкретном случае врач выбирает единственно правильную линию поведения. Это определяется характером и стадией заболевания, психологическими особенностями больного, его возрастом, профессией, отношением к предлагаемым методам исследования и лечения, социальным окружением и социокультурной принадлежностью пациента, страны и сложившимися в ней нормами, традициями и установками лечебного учреждения, а также уровнем профессиональных знаний врача.

В большинстве случаев пациенту не сообщают о наличии у него рака или другой злокачественной опухоли, так как это вызывает большую психологическую травму. При беседе врача с больным, например, раком желудка на вопрос о диагнозе можно сказать о язве или полипе желудка с пролиферативными изменениями клеток, о разновидности опухоли или предопухолевом заболевании.

В руки больного не должна попадать медицинская документация и данные, подтверждающие диагноз злокачественной опухоли. В присутствии пациента соблюдается осторожность при анализе рентгенограмм и результатов специальных исследований.

В документах (справках, выписках из историй болезни), которые выдают на руки больному злокачественным новообразованием при выписке из стационара или при направлении на обследование и лечение, обычно указывается диагноз «органическое заболевание» желудка, кожи, молочной железы и т.д. Так, при сборе анамнеза, уточнении наследственной предрасположенности вопросу «были ли злокачественные опухоли у ближайших родственников?» можно предпочесть вариант «чем болели или от какого заболевания умерли родители, другие родственники?».

Исключение может быть сделано лишь при недооценке больным серьёзности положения и отказе от обследования и лечения. В случае отказа больного от радикального лечения с хорошим прогнозом ведется разговор о возможном озлокачествлении процесса. Сообщение истинного диагноза – задача только очень опытных врачей, хорошо разбирающихся в людях, способных следить за их реакцией и находить такие выражения, которые несут за собой минимальную эмоциональную нагрузку, не ранят пациента.

Главным в правдивом диагнозе является стремление врача поддержать в больном надежду. Для осуществления этой задачи полезна беседа на тему прогноза болезни. Врач обрисовывает перспективу излечения, исходя из результатов научных исследований или основываясь на примерах благополучных исходов такого же заболевания у конкретных, известных больному людей. Диагноз можно сообщить только тогда, когда больной к этому подготовлен, когда существует реальная возможность его исцеления или существенного продления жизни. Главным является его стремление поддерживать в больном надежду на выздоровление, насколько это возможно.

 

 

Проблемы правдивой информации для онкологического пациента

Психотерапевтическая направленность работы персонала в онкологии не вызывает сомнений и должна учитывать аспекты наибольшей ранимости пациента. Специфика онкологического больного включает несколько ключевых моментов.

1. Диагноз "рак" среди обывателей носит характер фатального заболевания. Можно сказать, что пациент перенес рак, но перенести рак - никто не говорит. Таким образом, эта встреча на всю оставшуюся жизнь, хотя бы ты прожил благополучно и десяток и другой лет.

2. Раковые заболевания в 80% случаях сопровождаются болевым синдромом.

3. Онкологические заболевания требуют зачастую калечащей операцией, и пациенты часто переходят на инвалидность.

4. Невыясненная этиология рака вызывает представления о заразности этого заболевания, что нередко ведет к изоляции и самоизоляции больного.

5. Задействованность в возникновении и развитии заболевания психики не только больного, но и его близких требует особого внимания психологов и психотерапевтов, не говоря о поведении персонала.

Психологическая работа должна начинаться со среды, окружающей пациента. Те стереотипы поведения, что сложились у персонала, не всегда удачны. Индивидуальность подхода к каждому больному с учетом его представлений о болезни, опасений, установок. Вот первое правило. И оно требует не готовых рецептов, как себя вести, но выслушивания и понимания больного. Как часто больной и не ждет излечения, но нуждается в понимании, сочувствии и поддержке. Здесь выступает второе правило - это терапия присутствием. Нередко мы размышляем, что и как сказать больному, что ему принести, а по большому счету каждый подходящий к нему человек в белом халате, сам уже является лекарством. Вспомним, что в присутствии другого легче переносится боль. Обычно выделяют физический и психический компонент боли. Наше сочувствие, милосердие облегчает и тревогу, и тоску и чувство одиночества. С годами работы мы открываем истину, что наша установка на помощь пациенту трансформирует нас самих, делая нас своеобразным лекарством, пилюлей для пациента. В этих случаях отпадает необходимость в словах.

Транс ситуационная информация о нашей установке мгновенно передается больному, и тут необходимо вспомнить, что лекарство действует во времени. Подарить пациенту кусочек своего времени, коснуться его руки, улыбнуться или поправить одеяло так важно. И это не просто жест вежливости или сочувствия. В каждом больном живет помимо взрослого и психологический ребенок.

Проблемы времени для общения с пациентом должны учитывать и проблемы пространства. Здесь, помимо простора палаты, эстетики, учитывающей настроение больного, должно вспомнить о совместимости. Мы спокойно соглашаемся с тем, что сосны любят песок, и камни, васильки встречаются во ржи, розу и лилию нельзя ставить в одну вазу, но когда это равновесие или дискомфорт встречаются у людей, мы вспоминаем о нервах, о психике. Все проблемы несовместимости некоторых пациентов друг с другом и персоналом, так же естественны, как и в природе. И требуют своего разрешения для создания "психологического климата" в палате.

Теперь необходимо коснуться вопроса о даче больному той или иной информации. Вопрос о правдивости сам рано или поздно пробивает себе дорогу. Суть часто заключается в трудной игре. Как часто родные просят не говорить правду больному, так как это может его убить. В то же время и пациент обращается с подобной просьбой не говорить родным, чтобы это не подкосило их.

Существуют психологические методы дачи негативной информации. Это выбор времени и места для каждого разговора, при котором приоритет отдается пациенту, он выбирает, сколько времени беседовать, когда и где. Это и информирование "по частям", не сразу, а с учетом созревания психики пациента. Это и метод контр вопроса, когда вы не знаете о действительной необходимости пациента услышать правду о диагнозе или прогнозе. На вопрос можно ответить вопросом: что сам больной думает по этому поводу, почему он задает этот вопрос. В конечном итоге, без явной лжи, которая рано или поздно обнаруживается, можно привести пациента к тому, что он сам произнесет те слова, которые ждет от персонала.

Таким образом, гуманизация взаимоотношений персонала и больных может способствовать потеплению общего климата в онкологии.

Охрана психики больного

Как правило, онкологические больные находятся под наблюдением медиков на протяжении всей оставшейся жизни. Это обстоятельство повышает для онкологических больных значение деонтологической культуры медицинского персонала.

Тактика "психологического щажения" онкологических больных должна соблюдаться с момента установления злокачественного заболевания. В стационаре, в поликлинике и в домашних условиях при общении с больными необходимо категорически воздерживаться от употребления такого термина как "рак", который у подавляющего числа больных ассоциирует со смертным приговором. Вместо терминов "рак", "метастаз", "злокачественная опухоль" можно употреблять такие синонимы, как: предопухолевое заболевание, "твердая язва", "болезнь Петрова", бластома, которые маскируют истинное заболевание.

В работе врачей и медицинского персонала при обслуживании и лечении больных злокачественными опухолями и предопухолевыми заболеваниями, как в условиях стационара, так и на дому имеют огромное значение "психологического щажения" больного злокачественной опухолью. Нельзя забывать, что в онкологических учреждениях, в условиях поликлинического приема, в стационаре, в перевязочной, рентгеновском отделении и, наконец, в операционной психика больного подвергается значительной травме. Создание условий, которые сведут до минимума психическую травму, является исключительно важной задачей не только для врачей, но и для всего медицинского персонала.

Неумелая тактика "психологического щажения" может давать обратный эффект. Это происходит в тех случаях, когда повышенное внимание, неуместная предупредительность, опека настораживают больного, дают пищу для дополнительных переживаний в связи с формирующимся мнением больного о собственной неполноценности, беспомощности. Пациент с онкологическим заболеванием должен чувствовать себя "как все", возможно быстрее вовлекаться в активную деятельность.

Повышенную настороженность вызывает у больных кратковременность операции или отсутствие интенсивного лечения. Такие опасения должны быть развеяны убедительным объяснением. Желательно, чтобы больной, которому проведена паллиативная операция, не знал, сколько времени она длилась.

Не следует подчеркивать преимущества хирургического лечения и принижать возможности лучевой и лекарственной терапии.

"Учитывая особенности общения с онкологическими больными в отношении информации о болезни, необходима слаженная работа коллектива онкологических учреждений, исключающая возможность неправильных разговоров с больными со стороны медицинского персонала или врачей, непосредственно не лечащих данного больного". В этой связи следует напомнить, что медицинские сестры и фельдшера участковых поликлиник, станций скорой и неотложной помощи и других "неонкологических" учреждений должны знать и выполнять тактику "психологического щажения" пациента с раковой опухолью.

Учитывая неуклонное развитие специализации медицинской помощи, в том числе онкологической, как персонал, так и больные все чаше сталкиваются с необходимостью перевода больных в онкологические центры, больницы, диспансеры. Это явление вызвано необходимостью концентрации сил, средств, современных научных достижений в интересах сегодняшних больных, а также интенсификации научных разработок, направленных на борьбу с коварным недугом. Больными такой перевод переживается особенно тягостно. Медицинская сестра, обслуживая онкологического больного, должна чаще использовать в работе с больными термин "предопухолевое состояние". Больному следует разъяснять, что современное направление диагностики и лечение опухолей предусматривают выявление и углубленное изучение хронических заболеваний вообще, многие из которых могут озлокачествляться. Такое рассуждение, действует обычно успокоительно, хотя следует помнить, что сестра всегда должна касаться диагноза чрезвычайно деликатно, отвлеченно от конкретного больного, памятуя о том, что вопросы, когда, в какой мере и как сообщить больному истину о его состоянии, входят в компетенцию исключительно лечащего врача. Следует подчеркивать, что в учреждении, где находится пациент, лечатся множество неонкологических больных.

Особенного умения требует от медицинских сестер уход за неоперабельными больными с распространенными опухолевыми процессами. Интенсивное комплексное лечение должно проводиться до последних дней жизни больного, ибо, как справедливо отмечает Г.И. Царегородцев, "одна и та же болезненная ситуация в разное время может из безнадежной превратиться в контролируемую, в поддающуюся если не излечению, то некоторой стабилизации".

Особенно следует коснуться проведения санитарно-просветительной работы на онкологические темы, в которой часто участвуют медицинские сестры. В этой работе необходимо избегать двух крайностей: с одной стороны - излишнего прекраснодушия, недооценки сложности проблем, с другой - мрачной пессимистичной окраски информации, ненужного запугивания населения создающего у людей неверие в возможности современной медицины. Устрашающий характер лекции, беседы способствуют формированию у слушателей чувства безнадежности и может отвратить заболевшего от врача, подтолкнуть его в болото знахарства и суеверий.

При различных медикогенетических опросах и обследованиях родственников заболевшего раком необходимо деликатно освещать этот вопрос, чтобы не вызвать напрасной тревоги и боязни за судьбу потомства у родственников больного. В области онкологии деонтологические взаимодействия персонала и больных должны составить основу, базу всей системы помощи больным со злокачественным течением заболеваний.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.