Здавалка
Главная | Обратная связь

Деонтология в онкологии



Касаясь с позиций медицинской деонтологии профилактических осмотров населения, диспансеризации и наблюдения за группами лиц повышенного риска с целью раннего выявления опухолей, следует помнить о той психической травме, которую можно вызвать случайно оброненным словом, и соблюдать осторожность в своих высказываниях. Бывает достаточно сложно убедить больного в целесообразности полного клинического обследования в условиях онкологического учреждения, и только бережный подход, внимательное отношение могут снизить чувство страха, уменьшить тревогу, создать благоприятные условия для обследования и последующего лечения.

При направлении больных с подозрением на злокачественную опухоль на консультацию в онкологический диспансер обычно объясняют, что консультация онколога необходима для исключения опухоли. Больных, подлежащих специальной терапии, психологически готовят к мысли о возможности операции или лучевого лечения, не говоря, однако, об этом, как о бесспорном факте, так как из-за распространенности процесса или сопутствующей патологии лечение в специализированном учреждении может быть отвергнуто.

Ряд пациентов отказывается от лечения, что может быть связано со страхом перед предстоящей операцией, неверием в возможность излечения, представлением о возможности излечиться травами или «домашними» средствами. Если пожилой больной опасается за исход операции из-за сопутствующей патологии, перенесенных заболеваний или прежнего негативного опыта хирургических вмешательств, ему разъясняют, что перед решением вопроса об операции будет проведено соответствующее обследование, лечение; лицам с повышенной возбудимостью целесообразно назначение антидепрессантов, транквилизаторов.

Пациентов молодого возраста пугает калечащий характер операции (наложение противоестественного заднего прохода, удаление органа). В таких случаях врач, не раскрывая истинного характера заболевания, убеждает больного в отсутствии других возможностей излечения, в необходимости оперативного вмешательства, а также информирует о возможности выполнения реконструктивно-восстановительной операции, протезирования.

Ряд больных, узнавших или предполагающих наличие у себя злокачественной опухоли, отказываются от лечения, считая заболевание неизлечимым. В беседе пациенту объясняют, что окончательный диагноз будет установлен только после исследования препарата под микроскопом и если действительно будет обнаружен рак, то, безусловно, в ранней стадии, когда возможно полное излечение, а отказ от лечения приведет к потере времени и распространению процесса, возможность излечения в таком случае станет сомнительной.

Отказ от терапии может быть связан и с хорошим самочувствием больного, когда опухоль выявлена случайно на фоне полного здоровья. Это обусловлено тем, что злокачественные новообразования зачастую, особенно на ранних стадиях, протекают малосимптомно или бессимптомно, не страдает общее самочувствие, и порой больные неадекватно оценивают свое состояние. В такой ситуации пациент надеется на ошибку в диагнозе и не верит в необходимость лечения (реакция отрицания). Таким больным разъясняют серьезность положения, говоря об опухоли в виде предположения, и только в крайней ситуации о наличии опухоли, выявленной в ранней, излечимой стадии.

Если решено сообщить больному определенные сведения о его состоянии, то все члены коллектива информируются о том, что именно известно больному и в какой форме следует с ним разговаривать. Противоречие в информации, получаемой от разных врачей, несогласованные действия наводят его на мысль о том, что от него скрывают правду. Таким образом, вместо успокоения больной получает психическую травму. Для избежания таких ситуаций все разговоры о больном с ним самим и его близкими родственниками обычно проводит лечащий врач.

Свои особенности имеют клинические обходы в онкологических клиниках. В палате беседуют с каждым больным, касаясь заболевания в тех пределах, которые допустимы в его присутствии, не посвящая пациента в детали лечения, которые он может не понять или понять неверно. Для каждого больного должны быть найдены слова ободрения для поддержания надежды и хорошего настроения, беседовать необходимо спокойно, с ровным настроением, избегая торопливости, рассеянности, снисходительности или нетерпеливости при выслушивании жалоб. Врачебный обход должен поддерживать в больном уверенность в благополучном исходе заболевания. Детально состояние пациента обсуждается в ординаторской по окончании обхода. Разбор наиболее сложных клинических случаев проводится на консилиумах и конференциях.

Перед операцией больной информируется об её объеме, возможном удалении органа, конечности, наложении противоестественного заднего прохода, гастростомы и т.д. В процессе изложения информации о состоянии здоровья не следует приукрашивать возможности лечения и скрывать возможные осложнения терапии. В результате больной дает информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Если операция проводится под местной анестезией, следует помнить, что больной слышит все разговоры, происходящие в ходе операции. Такая ситуация возможна и в том случае, если оперативное вмешательство выполнялось под наркозом (в период пробуждения больной может слышать и помнить разговоры, ведущиеся в операционной или послеоперационной палате).

В послеоперационном периоде врач предупреждает больного о возможных последствиях операции, методах коррекции. При всей тяжести состояния пациента его необходимо поддерживать морально.

 

 

Заключение

При обслуживании и лечении больных злокачественными опухолями и предопухолевыми заболеваниями, как в условиях стационара, так и на дому средний медицинский персонал должен хорошо владеть особенностями деонтологии в онкологии.

При общении с больными необходимо категорически воздерживаться от употребления таких слов как "рак", "саркома", "метастазы" и т.п. и вместо этого говорить об "уплотнении ", "болезни Петрова", "изъязвлении " и т.п. Пациент вправе знать правду о своем состоянии, обо всех существующих способах лечения его заболевания и о риске, связанном с каждым из них.

Средний медицинский персонал должен хорошо владеть искусством слова, в общении с больными и их родственниками, соблюдать чувство меры и границы дозволенного, должен хорошо понимать, что такое врачебная тайна и психическая травма. Средний медперсонал должен обладать такими качествами, которые должны отвечать деонтологическим принципам - это высокая культура и опрятность, сердечность и заботливость, тактичность и внимательность, добросовестность, самообладание, выдержка и бескорыстие, подлинная человечность и гуманность.

Неправильное поведение среднего медицинского работника, незнающего особенностей деонтологии может оказать сильное неблагоприятное воздействие на психику больного, вследствие чего у него может развиться целый ряд новых болезненных ситуаций.

В настоящее время строгое выполнение особенностей деонтологии среднего медицинского работника в онкологии является важнейшим условием, способствующим минимизации риска в причинении вреда здоровью пациента при оказании им медицинской помощи.

Соблюдение правил деонтологии в значительной степени зависит не только от профессиональной подготовки врача, но и от его воспитания, степени культуры, образованности, деликатности и внимания к человеку. Полная самоотдача, оптимизм, вера в огромные возможности человеческого организма позволяют врачу не пасовать перед трудностями и добиваться желаемого результата. Эти качества любой медицинский работник должен развивать и совершенствовать всю жизнь, помня, что вершиной деонтологии врача является доверие к нему пациентов.

Залог успешного лечения – взаимоотношения между медработниками и пациентом, основанные на доверии, поддержке, понимании, сочувствии, уважении. Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить медработникам, которые сумеют выслушать, одобрить, проявить сострадание.

 

Список используемой литературы

1. Корж С.Б. Деонтология в онкологии. "Беларусь", Минск 1975г.

2. Магазаник Н. А. Искусство общения с больными. - М.: Медицина, 1991г.

3. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. Москва “Медицина”, 1989г.

4. Угрюмов В. Л. О медицинской деонтологии. Клинич. медицина. – 1993г.

5. Яровинский М. Я. Медицинский работник и пациент: Мед. помощь. – 1996г.

6. http://www.dentaworld.ru/articles/deontologiya_v_onkologii.html

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.