Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура и классификация видов экономического анализа



1. По отраслевому признаку различают:

§ Отраслевой (специфика отдельных отраслей экономики);

§ Межотраслевой (является основой экономического анализа во всех отраслях экономики).

2. По пространственному признаку можно выделить:

Ø Внутрифирменный – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;

Ø Межфирменный – при нем сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий, что позволяет выявить определенный передовой опыт и имеющиеся резервы.

3. По субъектам (пользователям) анализа различают:

Ø Внутренний – осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью;

Ø Внешний – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

4. По степени охвата объектов анализ делится на:

Ø Сплошной – при нем выводы делаются после изучения всех без исключения объектов;

Ø Выборочный – выводы делаются по результатам обследования только части объектов.

5. По содержанию программы анализ может быть:

Ø Комплексный – предусматривает анализ различных сторон деятельности предприятия;

Ø Тематический – предусматривает анализ отдельной стороны деятельности предприятия.

6. По признаку времени:

Ø Перспективный (предварительный) - проводится до осуществления хозяйственных операций; он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий.

В зависимости от длины временного горизонта делится на:

• краткосрочный (охватывает период до одного года),

• долгосрочный (охватывает период свыше года);

Ø Ретроспективный (последующий) – проводится после совершения хозяйственных операций и используется для контроля за выполнением плана и выявлением неиспользованных резервов.

Делится на:

• оперативный (проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени),

• итоговый (изучает результаты работы за отчетный период времени);

Ø Экспресс – анализ – это способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.

7. По объектам управления различают:

Ø Технико-экономический

Ø Финансово-экономический

Ø Социально-экономический.

Ø Маркетинговый анализ

Ø Экономико-статистический анализ

Ø Экономико-экологический анализ

8. По источникам информации выделяют:

Ø Финансовый анализ - изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия

Ø Управленческий анализ - проводится на основе данных управленческого учета работниками предприятия с целью информационно-аналитического обеспечения менеджмента и собственников предприятия;

Ø Инвестиционный анализ - используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия.

9. По методике исследования различают анализ:

Ø Бенчмаркетинг – его особенность состоит в том, что стратегическое планирование базируется не на заданиях, определяемых от достигнутого, а на исследованиях наиболее успешных параметров как в собственной отрасли, так и в других отраслях;

Ø Диагностический – позволяет обосновывать предпочтительные варианты развития;

Ø Детерминированный факторный анализ – это методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. может быть выражен математической зависимостью;

Ø Стохастический анализ - направлен на изучение косвенных связей, т. е. опосредованных факторов (в случае невозмож­ности определения непрерывной цепи прямой связи);

Ø Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;

Ø Анализ коммерческих рисков - имеет большое практическое значение, поскольку деятельность орга­низаций осуществляется в условиях неопределенности, при на­личии рискованных хозяйственных ситуаций;

Ø Функционально-стоимостный – исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации (метод выявления резервов);

Ø Комплексный – направлен на комплексную оценку эффективности деятельности организации и выявление тенденций ее развития;

По методике изучения анализ может быть:

- горизонтальный – сравнение результатов хозяйственной деятельности с показателями плана, данными прошлых лет, передовых предприятий;

- вертикальный (структурный) - определение влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

- трендовый - определение основной тенденции динамики показателя, с помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем;

- факторный - выявление влияния отдельных факторов на результативный показатель. Факторный анализ в свою очередь может быть: детерминированный (влияние факторов на результативный носит функциональный характер) и стохастический (связь факторов с результативным является вероятностной - корреляционной);

- маржинальный - метод оценки эффективности управления, учитывающий взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли;

10. По степени механизации и автоматизации вычислительных работ различают:

Ø С ручной обработкой;

Ø С использованием средств малой механизации;

Ø С ЭВМ (компьютерный анализ).

11. По периодичности проведения различают:

Ø Годовой,

Ø Квартальный,

Ø Месячный,

Ø Ежедневный,

Ø Сменный,

Ø Разовый.

 

6.Детерминированный анализ - это разложение исследуемого явления на прямые факторы, т.е. факторы, влияние которых можно количественно соизмерить, построив модель непрерывной цепи связей
Детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями
В детерминированном анализе для измерения влияния факторов на результативный показатель используют разные способы, в том числе цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц, индексный, пропорционального деления, долевого участия, интегральный и др. В основе нескольких первых из названных способов лежит прием элиминирования, позволяющий устранить влияние всех других факторов, кроме одного, влияние которого измеряется в данный момент.

7. Экспресс-анализ финансовой отчетностиэто финансовый анализ, для которого достаточно обычных баланса и отчета о прибылях и убытках.
Несмотря на кажущуюся ограниченность исходных данных, по ним можно сделать выводы о структуре баланса финансовой устойчивости и платежеспособности компании, о наличии или отсутствии свободных денежных средств, политике управления денежными потоками и таким образом – о кредитоспособности и стадии инвестиционного цикла.
Главная цель экспресс-анализа,являющегося одним из видов финансового анализа – это наглядная и простая оценка имущественного состояния и эффективности развития хозяйствующего субъекта.
Экспресс-анализ финансовой отчетности является оптимальным решением для быстрой диагностики положения дел на предприятии с тем, что бы решить, до какого уровня имеет смысл углублять анализ и какие дополнительные данные искать.
Экспресс-анализ финансовой отчетности дает возможность получить за один – два дня общее представление о финансовом положении организации. Его удобство – в простоте информационной базы анализа. Две основные формы (баланс и отчет о прибылях и убытках) являются, во-первых, стандартными и, во-вторых, обязательными к заполнению для подачи в налоговую инспекцию и органы статистики.
При правильном обращении с цифрами сводных финансовых отчетов и продуманной методологии экспресс-анализ финансовой отчетности может дать комплексный срез состояния предприятия, необходимый для принятия серьезных управленческих решений.
Основные источники информации, экспресс-анализа финансовой отчетности – это финансовая отчетность предприятия. Согласно федеральному закону «О бухгалтерском учете» базовые отчетные документы компании это бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2). В состав годовой отчетности так же включаются приложения к бухгалтерскому балансу: отчет об изменении капитала (форма №3); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6); пояснительная записка, содержащая существенную информацию об организации, ее финансовом положении; аудиторское заключение.

 

8. Имущественный потенциал характеризуется величиной, составом и состоянием активов (прежде всего, долгосрочных), которыми владеет и распоряжается организация для достижения своей цели.
Имущественный потенциал – совокупность средств предприятия, находящихся под его контролем. Показателями, характеризующими имущественный потенциал предприятия служат: сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении организации, доля основных средств в активах, доля активной части основных средств, коэффициент износа основных средств, коэффициент износа активной части основных средств и коэффициент выбытия.
Анализ имущественного потенциала начинается с общей оценки имущества предприятия по данным актива баланса. В активе баланса отражается, с одной стороны, производственный потенциал, а с другой – активы, создающие условия для инвестиционной и финансовой деятельности.
В процессе анализа имущественного потенциала применяются как обобщающие показатели, так и частные, касающиеся отдельных его составляющих. Основными наиболее информативными показателями, которые характеризуют имущественный потенциал, являются:
1. Сумма хозяйственных средств, находящихся на балансе предприятия – показатель, дающий обобщенную оценку величины имущества организации как единого целого. Значение показателя определяется путем удаления из баланса статей, завышающих его итог. Данная сумма является учетной оценкой активов организации и может не совпадать с их рыночной оценкой.
2. Стоимость чистых активов предприятия. Показатель определяется как разность между собственным капиталом компании и суммой накопленных убытков (по балансу). Этот показатель особенно важен в деятельности акционерных обществ, поскольку от его значения может зависеть величина и структура источников средств, и выплата дивидендов акционерам.
3. Доля активной части основных средств. Активная часть основных средств это машины, оборудование и транспортные средства, т.е. активы, непосредственно задействованные в производственно-технологическом процессе.
4. Коэффициент износа, Коэффициенты обновления и выбытия

5. Коэффициенты структуры оборотных активов. Оборотные активы условно подразделяются на: материальные оборотные активы (производственные запасы), средства в расчетах (дебиторская задолженность), денежные средства и их эквиваленты. Аналитическое значение здесь имеет как структура оборотных активов (например, соотношение труднореализуемых и легко реализуемых активов), так и доля того вида активов, который наиболее значим для функционирования данного предприятия.
При анализе имущественного потенциала применяется множество различных коэффициентов. Так, для оценки структуры запасов используется коэффициент накопления запасов, рассчитываемый как отношение суммы производственных запасов и затрат в незавершенном производстве к готовой продукции; для анализа дебиторской задолженности - показатели оборачиваемости, доли задолженности в общей стоимости имущества и т.п.

 

9.Анализ ликвидности и платежеспособность.
Ликвидность баланса
– возможность субъекта хозяйствования обращать свои активы в наличность и погашать свои платежные обязательства. По сути, это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок трансформации которых в денежные средства соответствует сроку погашения платежных обязательств.
Ликвидность предприятия – более общее понятие по сравнению с ликвидностью баланса. Так, ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников. Однако предприятие может привлечь дополнительные заемные средства и со стороны в случае.
Платежеспособность – финансовое состояние предприятия, при котором у последнего существует возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.
Активы для оценки ликвидности объединяются в следующие группы:
наиболее ликвидные активы (А1) = денежные средства + краткосрочные финансовые вложения; быстрореализуемые активы (А2) = дебиторская задолженность + прочие денежные средства; медленно реализуемые активы (А3) = запасы + долгосрочные финансовые вложения – расходы будущих периодов; труднореализуемые активы (А4) = необоротные активы – долгосрочные финансовые вложения. Пассивы для оценки ликвидности и платежеспособности объединяются в следующие группы: наиболее срочные обязательства (П1) = кредиторская задолженность; краткосрочные пассивы (П2) = займы и кредиты + прочие краткосрочные пассивы; долгосрочные пассивы (П3) = кредиты и займы; постоянные пассивы (П4) = все статьи раздела баланса «Капитал и резервы».
Показатели платежеспособности предприятия:
1) к-т текущей ликвидности- это отношение всей суммы текущих активов, включая незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств; характеризует степень, в которой текущие активы покрывают текущие пассивы; 2) к- т быстрой ликвидности –это отношение ликвидных средств первых двух групп (за вычетом запасов долгосрочной дебиторской задолженности) к общей сумме краткосрочных долгов предприятия; его нормативное значение – 0,8–1; 3)к. абсолютной ликвидности- это отношение ликвидных средств I группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия; его нормативное значение – 0,2–0,2

10. Анализ финансовой устойчивости предприятия, методика и значение. Финансовая устойчивость предприятия –это состояние финансов, которое гарантирует ее постоянную платежеспособность,обеспечивает развитие организации на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Если компания финансово устойчива, то она имеет преимущество, перед другими предприятиями того же профиля, в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и подборе квалифицированных кадров.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.