Структура и классификация видов экономического анализа
1. По отраслевому признаку различают: § Отраслевой (специфика отдельных отраслей экономики); § Межотраслевой (является основой экономического анализа во всех отраслях экономики). 2. По пространственному признаку можно выделить: Ø Внутрифирменный – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений; Ø Межфирменный – при нем сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий, что позволяет выявить определенный передовой опыт и имеющиеся резервы. 3. По субъектам (пользователям) анализа различают: Ø Внутренний – осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью; Ø Внешний – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами. 4. По степени охвата объектов анализ делится на: Ø Сплошной – при нем выводы делаются после изучения всех без исключения объектов; Ø Выборочный – выводы делаются по результатам обследования только части объектов. 5. По содержанию программы анализ может быть: Ø Комплексный – предусматривает анализ различных сторон деятельности предприятия; Ø Тематический – предусматривает анализ отдельной стороны деятельности предприятия. 6. По признаку времени: Ø Перспективный (предварительный) - проводится до осуществления хозяйственных операций; он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий. В зависимости от длины временного горизонта делится на: • краткосрочный (охватывает период до одного года), • долгосрочный (охватывает период свыше года); Ø Ретроспективный (последующий) – проводится после совершения хозяйственных операций и используется для контроля за выполнением плана и выявлением неиспользованных резервов. Делится на: • оперативный (проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени), • итоговый (изучает результаты работы за отчетный период времени); Ø Экспресс – анализ – это способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. 7. По объектам управления различают: Ø Технико-экономический Ø Финансово-экономический Ø Социально-экономический. Ø Маркетинговый анализ Ø Экономико-статистический анализ Ø Экономико-экологический анализ 8. По источникам информации выделяют: Ø Финансовый анализ - изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия Ø Управленческий анализ - проводится на основе данных управленческого учета работниками предприятия с целью информационно-аналитического обеспечения менеджмента и собственников предприятия; Ø Инвестиционный анализ - используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия. 9. По методике исследования различают анализ: Ø Бенчмаркетинг – его особенность состоит в том, что стратегическое планирование базируется не на заданиях, определяемых от достигнутого, а на исследованиях наиболее успешных параметров как в собственной отрасли, так и в других отраслях; Ø Диагностический – позволяет обосновывать предпочтительные варианты развития; Ø Детерминированный факторный анализ – это методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. может быть выражен математической зависимостью; Ø Стохастический анализ - направлен на изучение косвенных связей, т. е. опосредованных факторов (в случае невозможности определения непрерывной цепи прямой связи); Ø Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные; Ø Анализ коммерческих рисков - имеет большое практическое значение, поскольку деятельность организаций осуществляется в условиях неопределенности, при наличии рискованных хозяйственных ситуаций; Ø Функционально-стоимостный – исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации (метод выявления резервов); Ø Комплексный – направлен на комплексную оценку эффективности деятельности организации и выявление тенденций ее развития; По методике изучения анализ может быть: - горизонтальный – сравнение результатов хозяйственной деятельности с показателями плана, данными прошлых лет, передовых предприятий; - вертикальный (структурный) - определение влияния каждой позиции отчетности на результат в целом; - трендовый - определение основной тенденции динамики показателя, с помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем; - факторный - выявление влияния отдельных факторов на результативный показатель. Факторный анализ в свою очередь может быть: детерминированный (влияние факторов на результативный носит функциональный характер) и стохастический (связь факторов с результативным является вероятностной - корреляционной); - маржинальный - метод оценки эффективности управления, учитывающий взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли; 10. По степени механизации и автоматизации вычислительных работ различают: Ø С ручной обработкой; Ø С использованием средств малой механизации; Ø С ЭВМ (компьютерный анализ). 11. По периодичности проведения различают: Ø Годовой, Ø Квартальный, Ø Месячный, Ø Ежедневный, Ø Сменный, Ø Разовый.
6.Детерминированный анализ - это разложение исследуемого явления на прямые факторы, т.е. факторы, влияние которых можно количественно соизмерить, построив модель непрерывной цепи связей 7. Экспресс-анализ финансовой отчетностиэто финансовый анализ, для которого достаточно обычных баланса и отчета о прибылях и убытках.
8. Имущественный потенциал характеризуется величиной, составом и состоянием активов (прежде всего, долгосрочных), которыми владеет и распоряжается организация для достижения своей цели. 5. Коэффициенты структуры оборотных активов. Оборотные активы условно подразделяются на: материальные оборотные активы (производственные запасы), средства в расчетах (дебиторская задолженность), денежные средства и их эквиваленты. Аналитическое значение здесь имеет как структура оборотных активов (например, соотношение труднореализуемых и легко реализуемых активов), так и доля того вида активов, который наиболее значим для функционирования данного предприятия.
9.Анализ ликвидности и платежеспособность. 10. Анализ финансовой устойчивости предприятия, методика и значение. Финансовая устойчивость предприятия –это состояние финансов, которое гарантирует ее постоянную платежеспособность,обеспечивает развитие организации на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Если компания финансово устойчива, то она имеет преимущество, перед другими предприятиями того же профиля, в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и подборе квалифицированных кадров. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|