Здавалка
Главная | Обратная связь

II. СТРУКТУРА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ



Положение

О подготовке, оформлении и защите

Квалификационной работы (проекта) для бакалавров по направлению социальная работа

Челябинск, 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

        УТВЕРЖДЕНО: на заседании Ученого совета ЧГПУ ___ ноября 2012 г. протокол № _ _________________________ Ректор В.В. Садырин  
       

Положение

О подготовке, оформлении и защите

Квалификационной работы (проекта) для бакалавров

По направлению социальная работа

УТВЕРЖДЕНО: на заседании ученого совета факультета социального образования   Председатель ученого совета ________________ Т.П. Скребцова 15 ноября 2012 г. протокол № __     УТВЕРЖДЕНО: на заседании кафедры социальной работы, педагогики и психологии 8 ноября 2012 г. протокол № 3 _________________________ Зав. кафедрой СРПП, д-р пед. наук, профессор Н.А. Соколова
       

Челябинск, 2012

 

 

Положение о подготовке, оформлении и защите выпускной квалификационной работы (проекта) по социальной работе: утверждено на заседании Ученого совета ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» 8 ноября 2012 г., протокол № 3 / Челябинск, 2012.– 45 с.

 

  © Челябинский государственный педагогический университет, 2012

 

Содержание

 

Общие положения……………………………………………………………… 5

Структура квалификационной работы………………………………………. .8

Оформление квалификационной работы…………………………………….. 13

Порядок подготовки к защите квалификационной работы……………....... 16

Приложение 1.Примерная тематика квалификационных работ……………20

Приложение 2.Оформление титульного листа………………………………25

Приложение 3.Оформление оглавления квалификационной работы …….. .26

Приложение 4. Пример оформления таблицы………………………………..27

Приложение 5. Пример оформления рисунка…………………………………28

Приложение 6. Примеры оформления различных источников……………. ..28

Приложение 6. Пример оформления отзыва рецензента (научного

руководителя)……………………………………………………………………31

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Защита квалификационной работы студентом-выпускником является завершающим этапом его обучения. Целью выпускной квалификационной работы является закрепление, систематизация и расширение теоретических и практических знаний в профессиональной сфере, развитие навыков самостоятельной работы и применение методов исследования; выявление подготовленности студента-выпускника для самостоятельной работы в профессиональной области исследования.

Выпускная квалификационная работа является самостоятельным научным исследованием, позволяющим студенту реализовать свои знания и профессиональную подготовку, полученные в процессе обучения.

Главное назначение квалификационной работы – это научно-исследовательская деятельность студента по социальной работе и социальной педагогике. Подготовка, написание и защита квалификационной работы позволяет бакалавру направления «социальная работа» комплексно реализовать знания, полученные по различным отраслям науки (общепрофессиональным и специальным), закрепить опыт практической деятельности, приобретенный в ходе собственной деятельности или практики.

К защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной университетом в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и успешно прошедшие все другие виды итоговых аттестационных испытаний.

Выпускная квалификационная работа – это письменная, самостоятельно выполненная на заключительном этапе обучения студента работа, решающая следующие задачи:

1) систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков студентов по получаемому направлению бакалавриата;

2) выявление его способностей применять полученные знания при решении конкретных научных и практических задач;

3) развитие способностей к самостоятельной исследовательской работе при решении проблем профессиональной деятельности;

4) выявление умений и навыков ведения выпускником самостоятельной работы, использования методов, технологий, необходимых для профессиональной деятельности;

5) выявление умения выпускника по обобщению результатов исследования, разработке практических рекомендаций в исследуемой области и применению их для решения практических задач.

При подготовке выпускной квалификационной работы каждому студенту назначается научный руководитель. При выполнении квалификационных работ межпредметного характера за студентом закрепляется два руководителя и два рецензента.

Научные руководители квалификационной работы подбираются из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей, научных сотрудников университета и ассистентов, имеющих высокую квалификацию. Научными руководителями квалификационной работы студента-выпускника могут быть преподаватели других вузов, а также практические работники, являющиеся специалистами в области образования со стажем работы не менее 3 лет и имеющие ученые степени кандидата или доктора наук. Кафедра осуществляет контроль выполнения выпускной квалификационной работы и в случае необходимости осуществляет замену научного руководителя.

Выбор темы выпускной квалификационной работы осуществляется студентом на 3 курсе в соответствии с примерной тематикой квалификационных работ, утвержденных на кафедре социальной работы, педагогики и психологии. Тематика выпускных квалификационных работ должна соответствовать базовым профессиональным дисциплинам. При выборе темы учитываются познавательные потребности и исследовательские интересы студента, исходя из которых тема, определенная кафедрой, может уточняться, изменяться.

Кафедра утверждает просьбу студента о выборе темы исследования; уточняет тему квалификационной работы, представленную в заявлении студента; принимает решение о необходимости внесения корректив в название темы и поручает научному руководителю студента подготовить предложения по ее изменению; при необходимости назначает другого научного руководителя по теме квалификационной работы; по темам, носящим междисциплинарный характер, принимает решение о назначении научного руководителя и консультанта; утверждает график консультаций по квалификационной работе.

Готовая к защите выпускная квалификационная работа (проект) вместе с отзывом научного руководителя и рецензией должна быть сдана на кафедру за месяц до защиты. К работам, выполненным на базе учреждений (организаций) социальной сферы, представляются рецензии, подписанные руководителями этих учреждений (организаций) социальной сферы.

Публичная защита – обязательная часть государственной итоговой аттестации выпускника. Лишь при ее успешном проведении выпускнику присваивается квалификация в соответствии с направлением бакалавриата и выдается государственный диплом о высшем профессиональном образовании. Студенту выпускная квалификационная работа не возвращается, она хранится в вузе в течение установленного срока.

За качество выпускной квалификационной работы, ее своевременное предоставление на кафедру, прохождение защиты на заседании ГАК несет ответственность сам студент.

II. СТРУКТУРА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения

Введение. Введение является важной составной частью квалификационной работы. Во введении обосновывается проблема исследования и разрабатывается программа исследования.

Введение включает следующие составляющие:

1) обоснование актуальности темы (аргументация необходимости изучения данной темы с позиции теории и практики). Важными аргументами значимости проблемы является статистические данные, нормативно-правовые документы, состояние проблемы в практической деятельности; состояние теоретической разработанности выбранной проблемы, т.е. краткий обзор литературы по проблеме;

2) в процессе анализа состояния проблемы в теории и практике формулируется основные противоречия. Противоречия, в частности, могут показывать несоответствие социальной значимости определенной проблемы и уровня ее исследованности в теории науки; несоответствие теоретической разработанности проблемы состоянию методического ее воплощения в практической деятельности и т.п.;

3) выявленные противоречия позволяет определить проблему исследования.Проблема характеризует, что именно автор хочет разрешить в процессе исследования.Например: в чем сущность какого-либо явления; какие формы и методы деятельности являются наиболее эффективными; каковы наиболее оптимальные социальные условия эффективности деятельности специалиста;

4) проблема исследования позволяет определить цель исследования.Цель – это то, чего хочет достичь студент в ходе исследования. Например: обосновать содержание, формы, методы и средства; разработать требования, критерии чего-либо; дать теоретическое обоснование и апробировать программу социальной поддержки (защиты) кого-либо;

5) формулировка проблемы и цель квалификационной работы позволяет определить границы исследовательской деятельности (объект) и содержание (предмет) квалификационных работ.Объект работы – это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Он представляет собой процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследована. Объект может находиться в области социального развития, социального воспитания, адаптации, реабилитации, социально-педагогической коррекции, профилактики и т.д. Предмет – это та сторона, тот аспект, который исследователь познает в объекте исследования. Предмет квалификационной работы чаще всего либо совпадает с темой, либо они близки по звучанию;

6) гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, истинное значение которого неопределенно. Она предполагает экспериментальную проверку опытом, чтобы стать фактом, либо быть отвергнутой. Если гипотеза не подтверждается, это значит, что предлагаемый подход не обоснован. При формировании гипотезы определяется, что необходимо автору познать (преобразовать), а затем делается само предположение;

7) задачи исследования: на основе цели и гипотезы определяются основные задачи, которые требуются решить в процессе достижения цели исследования. Задачи формулируются в виде перечисления: изучить, описать, уточнить и дополнить понимание, выявить, систематизировать, разработать и т.д. Задачи определяют содержание дипломной работы (ее глав и параграфов);

8) средства решения основных задач – предполагает определение автором основных методов, которые будут использованы при проведении исследования и базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, осуществлялась экспериментальная работа. Автор должен представить теоретические и практические методы исследования, используемые в работе. Например: анализ литературы и документов, обобщение, моделирование, психологическое тестирование, наблюдение, анкетирование и т.д.

Раскрытие основного содержания квалификационной работы.Квалификационная работа состоит из двух глав разбитых на два или три параграфа. Каждый параграф начинается с вводной части – несколько предложений, вводящие в смысл параграфа; последовательное раскрытие содержания; вывод; краткое резюме, сформулированное в виде 1-3 абзацев) переход к следующему параграфу.

Первая глава исследования чаще всего посвящена теоретическому анализу исследуемой проблемы, таким образом, § 1 раскрывает содержание объекта исследования; § 2 предмета исследования. Например:

§ 1 – Теоретические основы, аспекты, сущность понятия какого-либо явления или процесса.

§ 2 – Анализ нормативно-правовой базы, обеспечивающей данный процесс или ретроспективный анализ становления и развития различного рода деятельности по социальной защите, поддержке какой-либо категории населения.

§ 2 – Возрастные, социальные, иные особенности категории населения, детей, семей, изучаемых в процессе данного исследования.

§ 3 – Анализ отечественного и зарубежного опыта по решению данной проблемы.

Вторая глава исследования предполагает описание практической деятельности по проблеме, проведенной выпускником, и включает описание диагностики, традиционных и инновационных технологий, форм, методов, способов деятельности, разработку программы, методических рекомендаций, результаты самостоятельно проведенного исследования. Примерное содержание второй главы может быть таким:

§ 1 Цели и задачи опытно-поисковой работы (описание базы исследования и группы, принимавшей участие в исследовании, данные, полученных результатов и определение выявленных проблем и обоснование направлений деятельности по оптимизации какого-либо процесса).

§ 1 Диагностические методики, используемые для изучения предмета исследования.

§ 2 Программа (проект, методические рекомендации, обобщение опыта практической деятельности) деятельности социального работника.

§ 2 Формы и методы деятельности социального работника по профилактике (коррекции, реабилитации и т.п.) какого-либо явления.

Программа или проект, представленные в квалификационной работе должны быть построены в соответствии с требования к данного рода документам

Разделы, которые должна включать в себя программа:

· актуальность, цель, задачи программы;

· направления деятельности в рамках программы, мероприятия по каждому из направлений, сроки проведения мероприятий;

· ее методический инструментарий, кадровое, информационное сопровождение;

· ожидаемый результат;

· анализ проведенных мероприятий;

· данные, полученные при реализации программы, сравнение первичных и контрольных данных;

· формирование вывода об эффективности программы, предложенных в ней форм и методов.

Структура проекта:

· обоснование проекта (актуальность, нормативное обоснование)

· цель, задачи проекта;

· адресная направленность проекта (целевая группа);

· сроки реализации проекта;

· организационные особенности проекта (направления, этапы и механизм реализации проекта, алгоритм выполнения работ, программа, план мероприятий или сценарий, управление реализацией проекта и др.);

· партнеры по реализации проекта (алгоритм взаимоотношений с партнерами, распределение обязанностей и ответственности между партнерами);

· материально-финансовое обеспечение проекта (описание средств, необходимых для реализации проекта, предполагаемые источники финансирования, смета);

· ожидаемые результаты проекта;

· предполагаемые трудности (которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) и пути их разрешения.

Первая и вторая глава квалификационной работы заканчиваются выводами по главе, где обобщаются основные положения, определенные в главах.

Заключение к квалификационной работе представляет результат научного исследования, краткий итог деятельности студента. В заключении студент раскрывает выполнение задач исследования, основные полученные результаты.Определяется выполнение цели исследования и степень подтверждения гипотезы. Каждый смысловой раздел заключения нумеруется.

Библиографический список завершает квалификационную работу. Построение списка литературы осуществляется в алфавитном порядке либо по рубрикам: нормативные документы; специальная литература; периодическая печать; материалы архивов. Количество источников литературы – от 50 до 80 (в зависимости от степени теоретической разработанности проблемы).

Приложение. В квалификационной работе могут быть приложения – т.е. материалы прикладного характера, которые были использованы автором в ходе исследования:

· различные положения, инструкции, копии документов;

· схемы, графики, таблицы которые не целесообразно размещать в тексте;

· бланки опросов, тестов;

· иллюстриротивный материал.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.