Здавалка
Главная | Обратная связь

Ситуации, в которых можно использовать активное слушание

Вступление

Умение слушать – одно из самых сложных коммуникативных умений. Слушание– это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи.

Слушание сопутствует человеку с самых первых лет становления. Именно благодаря слушанию ребенок, подражая взрослым, усваивает и механизмы порождения речи.

Акти́вное слу́шание (Эмпати́ческое слу́шание) — техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и препятствует неверному пониманию или ошибочной интерпретации информации, полученной от собеседника. Цель - получение максимально полной и точной информации для принятия верного решения.

Приемы активного слушания:

  • Пауза — это просто пауза. Она даёт собеседнику возможность подумать. После паузы собеседник может сказать что-то ещё, о чём промолчал бы без неё. Пауза так же даёт самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств), и сосредоточиться на собеседнике. Умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника — одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между собеседниками доверительный контакт.
  • Уточнение — это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. В обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально значимые темы, собеседники часто непроизвольно избегают явно поднимать болезненные вопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей собеседника в такой ситуации. Уточнение относится к непосредствен­ному содержанию того, что говорит другой человек. Уточнение может быть направленным на конкретиза­цию и выяснение чего-либо («Ты сказал, что это проис­ходит давно. Как давно это происходит?», «Ты именно в четверг не хочешь идти в школу?»). Уточнение также может относиться ко всему высказыванию другого че­ловека («Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?», «Может быть, расскажешь про это поподробнее?»). Уточнение следует отличать от выспрашивания («А зачем ты это сказал?», «Почему ты его обидел?»). На этапе слушания, выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо. Часто это приводит и к нарушению контакта между людьми, который лучше сохранять во время беседы.
  • Пересказ (парафраз) — изложение своими словами того, что ска­зал собеседник, он может быть более полным в начале, а в дальнейшем — более кратким, с выделением наибо­лее важного. Ключевые слова: «Ты говоришь...», «Как я понимаю...», «Другими словами, ты считаешь...». Роди­тель, который может повторить слова ребенка, помога­ет ему разобраться в собственных чувствах и мыслях, конечно, при этом совсем не стоит становиться (по меткому выражению Томаса Гордона) «родителем-попуга­ем». Повторение должно носить эмпатический харак­тер, та есть использоваться тогда, когда это необходи­мо, и отвечать потребностям ребенка. Пересказ — это своеобразная обратная связь ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю». Часто именно из-за отсутствия такой реакции со стороны своих родителей дети по не­скольку раз повторяют отдельную фразу или слово, как бы не надеясь, что взрослые могут услышать их с пер­вого раза. Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредо­точиться на чужих мыслях, отключившись от своих, а слова других обычно вызывают в нас собственные вос­поминания, ассоциации. Умение распределять внимание, одновременно удерживая внутренний строй своих мыс­лей и код рассуждений другого человека, — это признак сформированное навыков активного слушания.
  • Развитие мысли — попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника.
  • Сообщение о восприятии — слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например, «Эта тема очень важна для вас».
  • Сообщение о восприятии себя — слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своём собственном состоянии в результате слушания. Например, «Мне очень больно это слышать».
  • Замечания о ходе беседы — попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».

Ситуации, в которых можно использовать активное слушание

Действие Цель Как сделать Примеры
Поощрение 1. Выразить интерес 2. Поощрить другого человека говорить ...не соглашайтесь, но и не спорьте ...используйте нейтральные слова, интонацию "Да-да...", "Я вас слушаю", "Очень интересно", "Не могли бы вы рассказать мне об этом больше?"
Дословное или близкое к тексту повторение всей фразы или ее части 1. Показать, что вы слушаете и понимаете, о чем идет речь 2. Проверить ваше понимание и вашу интерпретацию ... переспрашивайте, по-своему формулируя основные предложения и факты "То есть вы хотели бы, чтобы ваши сотрудники больше доверяли вам? Не так ли?"
Уточнение 1. Помочь вам прояснить сказанное 2. Получить больше информации 3. Помочь говорящему увидеть другие аспекты ... задавайте вопросы "Когда это случилось?", "Что вы имеете в виду, говоря о...?", "Что значит...?"
Выражение сопереживания 1. Показать, что вы понимаете, что может чувствовать другой человек 2. Помочь другому человеку оценить собственные чувства 3. Признать значимость чувств и переживаний собеседника ... показывайте, что вы понимаете чувства другого человека ...признайте значимость проблем и чувств собеседника "Вы, кажется, очень расстроены?", "Мне кажется, вам не нравится эта работа"
Подведение итогов 1. Свести воедино важные факты и идеи 2. Создать основу для дальнейшего обсуждения ...заново сформулируйте основные идеи "Так значит, этот вопрос является для вас второстепенным?'" "Итак, подводя итог сказанному..."

 

И в завершение – анекдот о технике отзеркаливания:

Клиент: – Мне все время грустно, ничто меня не радует.

Психотерапевт: – Вам все время грустно, ничто вас не радует.

Клиент: – Мне кажется, что вся моя жизнь абсолютно бессмысленна.

Психотерапевт: – Вам кажется, что вся ваша жизнь абсолютно бессмысленна.

Клиент: – Мне остается только покончить с собой.

Психотерапевт: – Вам остается только покончить с собой.

Клиент подходит к окну, раскрывает его и выпрыгивает.

Психотерапевт: – Бац.

 

Список использованной литературы:

· Евтихов О. В., Практика психологического тренинга, СПб, «Речь», 2004 г.

· ru.wikipedia.org›wiki/Активное_слушание

· http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-50441/





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.