Здавалка
Главная | Обратная связь

Проверки порядка использования РРО



 

В соответствии со ст. 15 Закона № 265 контроль за соблюдением субъектами хозяйствования порядка проведения расчетов за товары (услуги), других требований этого Закона осуществляют органы ГНС, проведя плановые или внеплановые проверки согласно законодательству Украины. В связи со вступлением в силу НКУ к такому роду проверок добавились еще одни – фактические.

Фактической считается проверка,которая осуществляется по месту фактического проведения налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика.

Фактическая проверка проводится органом ГНС, в частности, относительно соблюдения порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, проведения кассовых операций (пп.75.1.3 НКУ).

Порядок и основания для проведения фактической проверки предусмотрены ст. 80 НКУ.

Одним из малоприятных факторов, связанных с такими налоговыми проверками, для налогоплательщика (лица) является то, что она осуществляется без его предупреждения.

Фактическая проверка, в том числе расчетных и кассовых операций, может проводиться на основании оформленного приказом решения руководителя органа ГНС. Копия приказа вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку к началу проведения такой проверки и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

- в случае если по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, которые свидетельствуют о возможных нарушениях осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, и возникает необходимость проверки таких фактов (пп.80.2.1 НКУ);

- в случае получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на органы ГНС, в частности, относительно осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций (пп. 80.2.2 НКУ);

- при письменном обращении покупателя (потребителя), оформленного в соответствии с законом, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций (пп. 80.2.3 НКУ);

- при непредставлении субъектом хозяйствования в установленный срок обязательной отчетности об использовании РРО, РК и КУРО, представлении их с нулевыми показателями (пп. 80.2.4 НКУ);

- в случае выявления по результатам предыдущей налоговой проверки нарушения законодательства повышеперечисленным вопросам (пп. 80.2.6 НКУ). В этом случае может быть одноразово в течение 12 месяцев с даты составления акта по результатам предыдущей проверки осуществлена еще одна фактическая проверка с целью контроля относительно прекращения нарушения законодательства по этим вопросам.
Продолжение статьи см. Проверки порядка использования РРО.Продолжение


Проверки порядка использования РРО

Продолжение.Начало см. Проверки порядка использования РРО.Продолжение

 

НКУ допускает, что перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций должностные лица органов ГНС могут проводить контрольные расчетные операции (по сути, контрольные закупки) относительно соблюдения налогоплательщиком порядка проведения наличных расчетов и применения РРО.

Товары, полученные служебными (должностными) лицами органов ГНС во время проведения контрольной расчетной операции, подлежат возврату налогоплательщику в неповрежденном виде.

В случае невозможности возврата такого товара расходы возмещаются в соответствии с законодательством по вопросам защиты прав потребителей (п. 80.4 НКУ).

Важно!

 

Фактическая проверка проводится двумя и более должностными лицами органа ГНС
в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования или его представителя и/или лица,
фактически осуществляющего расчетные операции.

 


Во время проведения проверки должностными лицами может проводиться хронометраж хозяйственных операций, по результатам которого составляется справка. Подписывают ее должностные лица органа ГНС и должностные лица субъекта хозяйствования, или его представитель, и/или лица, фактически осуществляющие хозяйственные операции.

Хронометраж – процесс наблюдения за осуществлением хозяйственной деятельности налогоплательщика, который осуществляется во время проведения фактических проверок и применяется органами ГНС с целью установления реальных показателей относительно деятельности налогоплательщика, осуществляемой на соответствующем месте ее осуществления (пп. 14.1.264 НКУ).

НКУ определил порядок допуска должностных лиц органов ГНС к проведению фактической проверки. Должностные лица органа ГНС вправе приступить к проведению фактической проверки при наличии оснований для ее проведения и при условии предъявления направления на проведение такой проверки. В направлении, которое является действительным при наличии в нем подписи руководителя органа ГНС или его заместителя и скреплении его печатью соответствующего органа ГНС, указываются:

– дата выдачи;

– наименование органа ГНС;

– реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки;

– наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя,отчество физического лица – налогоплательщика, который проверяется);

– цель;

– основания;

– дата начала и продолжительность проверки;

– должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.

Непредъявление налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) направления на проведение проверки или предъявление направления, оформленного с нарушением установленных требований, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц органа ГНС к проведению документальной выездной или фактической проверки.

Отказ налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) от допуска к проверке на иных основаниях не разрешается.

Отметим, что налогоплательщик и/или его должностные (служебные) лица (его представители или лица, которые фактически проводят расчетные операции) должны расписаться в предъявленном направлении, указав при этом свои фамилии, имена, отчества, должности, дату и время ознакомления с направлением.

Отказ вышеназванных лиц от этих действий ведет к составлению (служебными) лицами органа ГНС акта, который удостоверяет факт такого отказа.В этом случае этот акт – об отказе от подписи в направлении на проверку – является основанием для начала ее проведения.

Продолжительность фактических проверок не должна превышать 10 суток. Продление этого срока осуществляется по решению руководителя органа ГНС не более чем на 5 суток на следующих основаниях:

• при заявлении субъекта хозяйствования (в случае необходимости представления им документов касающихся вопросов проверки);

• при сменном режиме работы субъекта хозяйствования и/или его хозяйственных объектов.

Результаты налоговой проверки могут быть оформлены в форме акта (в случае установления во время проверки нарушений) или справки (если такие нарушения отсутствуют), подписанных должностными лицами органа ГНС и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии).

Акт (справка) о результатах фактических проверок составляется в 2-х экземплярах, подписывается должностными лицами органов ГНС, которые проводили проверку.

Также акт (справку) о результатах указанных проверок подписывает:

– лицо, которое осуществляло расчетные операции:

– налогоплательщик и его законные представители (при наличии).

В случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения в течение 5 рабочих дней со дня получения акта (справки) (п. 86.7 НКУ). Такие возражения являются неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

Орган ГНС рассматривает возражения в течение 5 рабочих дней, следующих за днем их получения. Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и/или представитель) вправе принять участие в рассмотрении возражений. Однако о таком желании надо заявить в возражениях. Тогда орган ГНС обязан уведомить налогоплательщика о месте и времени проведения такого рассмотрения не позднее следующего рабочего дня со дня получения возражений, но не позднее чем за 2 рабочих дня до рассмотрения возражений.

Руководитель соответствующего органа ГНС (или уполномоченного им представителя) обязан принимать участие в рассмотрении возражений налогоплательщика к акту проверки.

В случае отказа налогоплательщика, его законных представителей или лица, которое осуществляло расчетные операции, от подписания акта (справки), должностные лица органа ГНС составляют акт,удостоверяющий факт такого отказа.

Один экземпляр акта или справки о результатах проверки не позднее следующего рабочего дня после его составления регистрируется в журнале регистрации актов налогового органа и не позднее чем на следующий день после его регистрации вручается или присылается налогоплательщику, его законному представителю или лицу, которое осуществляло расчетные операции.

В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от получения экземпляра акта (справки) проверки или невозможности его вручения налогоплательщику или его законным представителям или лицу, которое осуществляло расчетные операции по любым причинам, такой акт или справка присылается налогоплательщику в порядке, определенном ст. 58 НКУ, для посылки (вручения) налоговых уведомлений-решений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.