Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности композиции



Сюжет и композиция

Вступление

*Автор вспоминает старинного певца «слав» Бояна

*Автор отдаёт должное Бояну,но отказывается следовать его поэтическим приёмам: «по былинамъ сего времени, а не по замышлению Бояню»

*Определяются хронологические рамки повествования: «от старого Владимерадо нынешняго Игоря»

*Рассказывается о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомъ Дону»

Поход Игоря

*Встреча с братом Буй Туром Всеволодом (братья полны решимости победить половцев)

*Знамения (солнечное затмение и зловещие звуки в тишине, тревожное поведение зверей, «клик» Дива») Автор обвиняет Игоря в честолюбии.

*Победа войска Игоря в первом сражении (несмотря на успех, вновь появляются тревожные знамения «кровавыя зори светъ поведаютъ, чрныя тучя съ моря идутъ…»

*Вторая битва, в которой Игорь терпит поражение (описание боя прерывается авторскими отступлениями 1)Воспоминание о временах Олега Святославовича, затрагивается тема междоусобиц, из-за которых страдают «Даждьбожи внуки» 2) Противопоставление Игорю Святослава Киевского, который смог победить половцев) Сама природа скорбит о поражении Игоря.

Сон Святослава

*Символы сна: черный покров, «Вино, с горечью смешанное», жемчуг из пустых половецких колчанов, крик ворон.

*Бояре истолковывают сон: «два солнца померкоста»- Игорь и Всеволод потерпели поражение и оказались в плену

«Золотое слово» Святослава

*Святослав упрекает князей за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход («Рано вы начали половецкой земле мечами досождать, а себе славы искать»)

*Необдуманный поход северских князей принес родине великое горе

*Золотое слово Святослава и обращение к князьям с призывом единения- идейный центр произведения.

«Плач Ярославны»

*Жена Игоря горестно плачет в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться из плена.

*Плачем Ярославны в поэму вводится тема личной судьбы Игоря

*Построенный по образцу народного причитания, «плач Ярославны» является лирическим центром «Слова»

*В плаче звучат и общественные мотивы: Ярославна печется не только о супруге, но и о его «воях», она вспоминает о славных походах Святослава Киевского на хана Кобяка.

Побег Игоря из плена. Заключение.

*Природа помогает Игорю: беседует с князем река Донец, вороны, галки и сороки замолкают, чтобы не выдать местонахождение беглеца, дятлы указывают путь, соловьи приветствуют его песнями.

*Описание побега тесно связано с «Плачем Ярославны», оно насыщено символами, фольклорными образами.

*Ханы Кончак и Гза спорят о том, как поступить с плененным сыном Игоря Владимиром: Игорь летит «соколом» на родину, а ханы решают судьбу «соколича»

* «Слово» заканчивается «славой» князьям и дружине.

Особенности композиции

*Автор переходит от темы к теме, от одних действующих лиц к другим.

*Место действия переносится от Игорева войска в Половецкой степи в Киев, из Киева- в Путивль, затем- в Половецкую землю, оттуда вновь на Русь в Киев.

*Меняется время действия- автор «Слова», говоря о настоящем, вспоминает о прошлом, ищет там примеры, аналогии

*Особо выделяются три части: Сон Святослава, «Золотое слово» Святослава и «Плач Ярославны». Они способствуют раскрытию авторского замысла.

*Каждая часть «Слова» самостоятельна по теме и окрашена своим особым чувством: формируется музыкальная композиция.

*Все темы в «Слове» подчинены одной общей теме родины, все чувства- любви к родине.

Идейное содержание.

*Самоуверенность князей, из-за славы и богатства отправляющихся в поход, губительна для всей Руси (Незначительный эпизод русско-половецких войн рассматривается как событие общерусского масштаба)

*Для победы над степняками необходимо единство всех князей (Автор обращается с призывом помочь Игорю не только к князьям, чьи уделы могли пострадать от половцев, но и к владимиро-суздальскому князю Всеволоду)

*Залогом единения князей является подчинение Великому князю Киевскому . (В «Слове» прославляются победы Святослава Киевского. Сам Святослав назван в тексте «отцом» Игоря и Всеволода)

*Исторические экскурсы свидетельствуют о том, что феодальные распри всегда губительно сказывались на благоденствии Руси. (Олег Святославович, «ковавший крамолы», назван в «Слове» Гориславовичем. Автор призывает брать пример с тех князей, которые стремились объединить Русь (Владимир Святославович).

!!! Особое значение призыв к единению приобретает в связи с тем, что «Слово» написано перед монголо-татарским нашествием.

ЦИТАТЫ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.