Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие криминологии. Возникновение и развитие криминологии, ее предмет и задачи.



Криминология — это учение о преступлении (от латинского crime — «преступление» и греческого logos — «учение»). Со временем значение этого слова стало трактоваться более широко, и в настоящее время оно понимается как наука о преступности. Более подробное понятие: Криминология — это совокупность существующих в обществе знаний, взглядов, представлений, относительно преступности, сущности и форм ее проявления, закономерности её возникновения, существования и изменения, причин и условий преступности, приёмов и методов предупреждения преступности, и иных явлений, способных детерминировать преступность.

Преступность - сложное и многоаспектное социальное явление, явление неизбежное, объективно сопутствующее обществу. Преступность оказывает значимое воздействие на общество, причем имеет ярко выраженный негативный характер. Сказанное определяет необходимость исследования преступности, чем и занимается криминология.

Определение предмета криминологии является отправным моментом для понимания сущности и содержания криминологии. Предмет криминологии – это совокупность изучаемых данной наукой процессов, закономерностей, включающих преступность, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение преступности.

Для криминологии таким предметом является преступность. Для криминологии преступность - исторически изменчивое массовое негативное социально-правовое явление. Преступность это явление сложное, что в свою очередь предопределяет связь с иными явлениями, поэтому в предмет криминологии также входят личность преступника, которая исследуется как общность социально значимых признаков, характеризующих лицо как отдельного индивида.

Также исследуются негативные явления непосредственно порождающее преступность или ей способствующее, т.е. причины и условия преступности.

К предмету криминологии относятся меры предупреждения преступности. Предупреждение рассматривается, как деятельность различных субъектов, направленная на нейтрализацию причин и условий преступности, а также создание фактических препятствий для совершения преступлений иными способами. Предмет включает в себя и географию преступности последствия преступности, систему мер борьбы с преступностью и их эффективность.

Задачи, которые ставит перед собой наука криминология различны. Теоретическаязадача криминологии состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Иначе говоря, эта задача заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определении задач развития данной науки.

Практическаязадача выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью.

Перспективныезадачи криминологии сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы.

Ближайшиезадачи связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы.

Также одной из задач является изучение и использование международного опыта.

Что касается истории криминологии, то как наука, криминология сформировалась в последней четверти 19 века, тогда же и появилось её название. Рождение криминологии связывают с именем Чезаре Беккариа, который обращался к изучению проблемы безнравственного и противоправного поведения. Единомышленниками Беккариа по классической школе уголовного права были Бентам, Говард, Фейербах и др. Они решительно отвергали теологическое понимание преступности, как проявления сатанинского начала, следствия козней дьявола. По их мнению, преступление – результат сознательного выбора человека, обладающего полной свободой воли. Они считали, что наказание призвано удерживать людей от совершения преступлений, главное не в его жестокости, а в неотвратимости и справедливости наказания. Слабым местом классической школы являлось недостаточное понимание личности преступника, объективных социальных факторов, детерминирующим преступность, переоценка возможностей уголовного наказания.

Вышесказанные недостатки были преодолены основателем биологического (антропологического) направления, итальянским врачём-психиатром Чезаре Ломброзо. Он заложил основы изучения преступников, используя знания и теории эволюции. Его основные идеи сводились к тому, что преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются. Причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике. Для врождённого преступника характерны особые анатомические, физиологические и психологические свойства. Лоброзо предложил теорию, в которой каждому виду приписывалось соответствующие неповторимые черты. Ломбросо со временем стал признавать не только прирождённых но и случайных преступников, а также преступников по страсти. Также он воспринял идеи о влиянии на преступника не только биологических, но и некоторых других, в том числе и социальных, факторов. Его теория постепенно переросла в биосоциальную, которую развивали его последователи. Исследования Ломброзо были использованы при создании детектора лжи, некоторых графических методов (в т.ч. почерковедческого).

Практически одновременно с биологическим направлением и в противовес ему, а также учениям классической школы возникла и развивалась социологическая школа в криминологии. У её истоков стоял бельгийский учёный Кетле. Социологическая концепция не существовала в чистом виде, она включала в себя элементы и классической школы и биологической. Кетле считается родоначальником теории факторов: проанализировав данные о поле, возрасте, профессии, образовании, материальном обеспечении и т.п. преступников, а также о месте, времени и других признаков преступлений, Кетле пришёл к выводу, что преступность – это продукт общества и в этом своём качестве подчиняется определённым статистически фиксируемым закономерностям. Многочисленные последователи Кетле (Ван Гомель, Принс и др.) расширили перечень криминологических факторов, привели их в определённую систему по различным основаниям. К физическим факторам они отнесли географическую среду, климат, время года; к индивидуальным – пол, возраст, расу, психофизические аномалии; к социальным – безработицу, обеспеченность жильём, экономические кризисы и др.

Теорию социальной дезорганизации сформировал французский учёный Эмиль Дюркгейм. Рассматривая преступность как разновидность отклоняющегося поведения, он называл её нормальным фактором общества, так как избежать такого поведения нельзя, поскольку в обществе имеется огромное количество разнообразных видов поведения. Таким образом преступность была включена в число условий социальной организации.

Отечественная криминология в своем развитии не только воспринимала многие идеи представителей различных школ, но и внесла свой вклад в исследования проблем преступности.

Уже в 18 веке известный общественный деятель России А.Н. Радищев предложил конструктивную методику статистического наблюдения преступности и ее причин. В начале 19 века глубокое исследование убийств и самоубийств на основе уголовной статистики провел К.Ф. Герман. В тесной связи с уголовно-правовой проблематикой рассматривали преступность известные юристы И.Я. Фойницкий, Г.Н. Тарновкий, Н.С. Таганцев и др. При этом подчеркивалось понимание преступности как социального явления, имеющего объективные причины.

Поддерживая в целом антропологическое направление причин преступности, Д.А. Дриль в то же время отмечал влияние на совершение преступлений наряду с особенностями психофизической природы человека и внешних воздействий на него.

После 1917 г. в условиях советского государства М.Н. Гернет, А.А. Жижиленко, С.В. Познышев и др. продолжали разработку проблем уголовного права и криминологии. Причем до середины 30ых годов 20 века эти исследования осуществлялись весьма активно, особенно в области анализа социальных, экономических факторов преступности, влияния на нее физической конституции личности, возрастных особенностей, здоровья, наследственности преступников.

Однако затем (с середины 30ых до начала 60ых годов) криминологические исследования в стране были свернуты. Возобладала политическая установка об отсутствии объективно присущих социалистическому обществу причин преступности, о ее искоренении преимущественно репрессивными мерами. В результате криминология как учебная дисциплина была изъята из программ подготовки юристов высшей квалификации.

Только в начале 60ых годов появились первые за многие годы публикации по проблемам криминологии. Особую роль при этом сыграли ученые-юристы И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.А. Герцензон, А.Б. Сахаров, Б.С. Утевский, С.С. Остроумов, Н.Ф. Кузнецова и др.

В 1963 г. был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (ныне — НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации). С 1964 г. криминология снова стала преподаваться в юридических вузах страны, начали издаваться учебники и учебные пособия, проводиться глубокие научные исследования.

Современное развитие криминологии подтверждает, что преступность в любом обществе есть объективно существующее социально-правовое явление, что человеку присуще сложное сочетание биологических свойств, выступающих в качестве предпосылок развития личности, которая в конечном счете формируется под влиянием социальной среды.

Современная российская криминология активно развивается с учетом реалий общества, вносит весомый вклад в реализацию государственной политики борьбы с преступностью, предупреждения преступлений.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.