Здавалка
Главная | Обратная связь

Антропологическая концепция причин преступности.



Речь идет о криминологических концепциях причин и условий преступности. Концепции существую относительно двух моментов: нам нужен второй, т.е относительно содержательной стороны причин и условий преступности, т е содержание преступности:

а) социальная (здесь не подходит)

б) биологическая (подходит) определяет содержание преступности в зависимости от врожденных и приобретенных качества индивида: антропологическая Чизара Ламброзер = склонность к преступлениям является врожденным свойством человека, сохранившемся со времен первобытного общества. Эта склонность есть и в облике человека (нос, глаза, конечности…)

Антропологическая теория возникла в Италии в 70-х гг. XIX в. В ней особое внимание уделяется проблеме взаимосвязи психической болезней личности и свойств преступной личности. Суть подхода А.Т. сводится к следующему: преступление, совершаемое преступной личностью, такое же естественное явление, как рождение, болезнь, смерть. Поэтому причины преступности лежат в самой психофизиологической природе личности. В А.Т. разработана первая классификация преступных личностей:

1) прирожденные преступники;

2) душевнобольные преступники;

3) преступники по страсти;

4) случайные преступники.

Представители теории утверждали, что существуют "прирожденные преступники", обладающие особыми анатомо-физиологическими и психическими свойствами, делающими их как бы фатально обреченными от рождения на совершение преступления. К анатомо-физиологическим признакам "прирожденного преступника" теория относит: неправильную, безобразную форму черепа, раздвоение лобной кости, малую зазубренность краев черепных костей, ассиметрию лица, неправильность строения мозга, притупленную восприимчивость к боли и др.

В теории определены характерологические особенности преступника и свойственные ему патологические личностные черты: сильно развитое тщеславие, цинизм, отсутствие чувства вины, способности к раскаянию и угрызениям совести, агрессивность, мстительность, склонность к жестокости и насилию, к экзальтации и демонстративным формам поведения, тенденция к выделительным признакам особого сообщества (татуировки, речевой жаргон и др.).

Прирожденная преступность сначала объяснялась атавизмом: преступник понимался как дикарь, который не может приспособиться к правилам и нормам цивилизованного сообщества. Позднее представители А. т. объясняли прирожденную преступность как форму "нравственного помешательства", и, наконец, как форму эпилепсии. Борьба с преступностью, т. о., должна осуществляться, по мнению Ломброзо, путем физич. уничтожения либо пожизненной изоляции "врожденных" преступников.

Теория отвергла положения и подходы "классической" криминалистической школы, например, "моральную ответственность" преступника и взгляд на наказание как на акт возмездия за совершенное преступление, противопоставив взгляд на наказание как на необходимую меру защиты, общества от социально опасной преступной личности.

Теория имела большое значение в поиске путей и средств диагностики личности преступника, развитии психологии и патопсихологии криминогенной личности, в формировании основ криминалистики и судебной психологии, в поиске целесообразных мер воздействия, в т. ч. и психол., на личность преступника.

Теория находила и находит последователей во многих теориях, таких как теории хромосомных аномалий Т. Клайнфельтера, генной инженерии, оказавших влияние на развитие ряда современных теорий личности, а также во фрейдистской и неофрейдистских концепциях о врожденной агрессии и разрушительных влечениях личности.

В начале 60-х гг. Буза и Пинатель писали, что антропологическая теория, рожденная ломброзианским учением, утвердила существование наследственной предрасположенности к преступности. Такая предрасположенность состоит ≪в некотором специфическом содержании, которое еще не определено≫. Позднее это стало связываться с хромосомами. Исследования ученых в Англии, США, Австралии и других странах выявляли повышенный процент хромосомных аномалий среди обследованных преступников по сравнению с контрольной группой.

На самом деле вопрос очень большой, но интересный. Кто захочет копнуть глубже - в Интернете есть все работы Ломброзо. Можно почитать.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.